ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3634/10 от 31.12.9999 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

                                                                                    Автозаводский районный суд города Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Автозаводский районный суд города Нижний Новгород — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3634\10

[ Дата ]

Р Е Ш Е Н И Е 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автозаводский районный суд г.Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Горева И.А. при секретаре Кузнецовой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц

к

ОАО «МАНН»

об обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод,

У С Т А Н О В И Л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ответчику об обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод. В исковом заявлении указал, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2009 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ОАО «МАНН», расположенного в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода.

Проверкой установлено, что ОАО «МАНН» на протяжении ряда лет и
до настоящего времени сбрасывает загрязненные сточные воды в количестве
110,9 тысяч кубических метров в год в [ ... ] в Автозаводском районе
г.Нижнего Новгорода.

Факт сброса загрязненных сточных вод в реку Тимичка подтверждается статистическим отчетом 2 ТП «Водхоз» за 2008 год, который ежегодно представляется в Нижегородский отдел Верхне-Волжского бассейнового водного управления, результатами анализов сточных вод, выполненных ОАО
«МАНН», платежным поручением за негативное воздействие на окружающую среду [ Номер ] от 20.01.2009г. По данным санитарной лаборатории ОАО «МАНИ» в сточных водах сбрасываемых в [ ... ] содержание нефтепродуктов превышает предельно-допустимые концентрации в 55 раз, по органическим соединениям в 7 раз.

Просит обязать ОАО «МАНН» обеспечить нормативную очистку сточных вод в [ ... ].

Представитель истца – Старший помощник прокурора Обухова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования, просит обязать ОАО «МАНН» обеспечить нормативную очистку сточных вод сбрасываемых в реки Гниличка, являющейся притоком реки Ока. Исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении. Кроме того указала, что Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением к ОАО «МАНН» об обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в [ ... ] в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода.

Поводом для подготовки искового заявления послужило то, что ОАО «МАНН» на протяжении ряда лет сбрасываются сточные воды с превышением предельно-допустимых концентраций, что подтверждается протоколом 2ТП-водхоз за 2008 г., результатами анализов сточных вод, выполненных ОАО «МАНН», платежным поручением [ Номер ] от 20.01.2009 г. о внесении платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ за [ Номер ] квартал 2008 года. Согласно протокола количественного химического анализа [ Номер ] от 21.08.2008 г. ОАО «МАНН» сбрасывает сточные воды с превышением ПДК по БПК, нефтепродуктам, железу. Тем самым, ОАО «МАНН» нарушаются требования п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, в соответствии с которым количество веществ и микроорганизмов, содержащих в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии со ст.. 47 Федерального закона «О рыболовстве и
сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды
водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы
предельно допустимых концентраций (ПДК) водных объектов

рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном федеральном органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранение водных биоресурсов. Установленные требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.

Согласно п. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно письму [ Номер ] от 04.08.2010 г. ОАО «МАНН» предприятие эксплуатирует очистные сооружения, которые физически и морально устарели и крайне изношены.

В связи с чем, проектным институтом ОАО «Пии НИИ ВТ» для ОАО «МАНН» разрабатывается проект «Реконструкция (восстановление) искусственных аэродромных покрытий и замена сверхсигнального оборудования на ИВПП-2 «Международного аэропорта г. Нижний Новгород. Данный проект предусматривает реконструкцию существующих очистных сооружений /ОС [ Номер ] и строительство новых очистных сооружений /ОС [ Номер ].

Кроме этого, согласно плану водоохранных и водозащитных мероприятий ОАО «МАНН» на 2009-2010 гг. предприятием на 2012 г. запланировано строительство очистных сооружений /ОС [ Номер ], которые позволят достичь установленных НДС по нефтепродуктам и взвешенным веществам.

Исходя из вышеизложенного, в настоящее время ОАО «МАНН» начато проведение мероприятий, направленных на обеспечение нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Гниличку, являющуюся притоком реки Ока.

Ответчик: представитель Родионова М.В., Сергеева Е.Г. ( по доверенности) с исковыми требованиями не согласны. В обосновании возражений указали, что Аэропорт- это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников. Деятельность аэропорта подлежит обязательной сертификации. Сертификация аэропортов - это деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям, имеющая свой целью в том числе охрану окружающей среды (Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 24 апреля 2000 года № 98 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов, процедуры.)

ОАО «МАНН» создано на базе части имущества ФГУП «Международный аэропорт Нижний Новгород» в результате несостоятельности (банкротства) последнего, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от [ Дата ] ОГРН [ Номер ]. Хозяйственную деятельность ОАО «МАНН» начало осуществлять с   [ Дата ]. Основные объекты, необходимые для осуществления аэропортовой деятельности являются собственность Российской Федерации и находятся в хозяйственном ведении ФГУП «МАНН». ФГУП «МАНН» хозяйственную деятельность не осуществляет. ОАО «МАНН» владеет очистными сооружениями на праве аренды по договору аренды государственного имущества [ Номер ] от [ Дата ]. Арендная плата за пользование госимуществом установлена согласно отчету [ Номер ], выполненного ЗАО «Приволжский Центр финансового консалтинга и оценки». Рыночная ставка годовой арендной ставки за имущество, находящееся в Федеральной собственности и переданное в аренду ОАО «МАНН» исчисляется на условиях осуществления капитального ремонта только за счет средств арендодателя,   в настоящее время таковым является ФГУП «МАНН». Согласно п. 2.2.3. Арендодатель обязан своевременно информировать арендатора о предстоящих сроках капитального ремонта арендованного имущества.

Государственное имущество, переданное в аренду ОАО «МАНН» является физически и морально устаревшим и крайне изношенным. ОАО «МАНН» несет значительные затраты по поддержанию годности к эксплуатации имущества, осуществляя лишь текущий ремонт.

ОАО «МАНН» при эксплуатации очистных сооружений ежегодно составляет АКТ осмотра состояния водосточно-дренажной сети, элементов ЛП аэродрома. (Акты от 28.10. 2005 года, от 03.05.2006 года, от 22.10. 2007 года, 25.04 2008 года, от 21.10 2009 года). Согласно данным Актам очистные сооружения требуют капитального ремонта.

ОАО «МАНН» является субъектом водопользования и оформляет ежегодную отчетность, что подтверждается сведениями об использовании воды, в которой отражаются сведения по приемнику воды - [ ... ], и содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты. Данные отчета за 2009 год и легли в основу исковых требований.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 881 введен порядок

утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты в отношении речных бассейнов. В соответствии с ним нормативы разрабатывают федеральные службы и агентства. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты разрабатываются водопользователями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 года № 469, в котором закреплен порядок утверждения нормативу Для разработки нормативов используется соответствующая Методика (утв. Приказом МПР России от 17.12.2007 года № 333). Пунктом 12 данной Методики величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций, являющихся водопользователями. Разработка величин нормативов допустимых сбросов может осуществляться как организацией -водопользователем, так и по ее поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Плата взимается в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632. Несмотря на то, что при отсутствии утвержденных нормативов ( ОАО «МАНН» по независящим от него причинам не имел утвержденных ном НДС в 2009 году) плата в соответствии с п. 6 Порядка взимается как за сверх лимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента, обеспечение наличия разработанной и утвержденной в установленном порядке природоохранной документации является самостоятельной обязанностью юридического лица и не обусловлена наличием или отсутствием обязанности по расчету и внесению платы. Применение для сверхлимитных загрязнений пятикратного повышающего коэффициента направлено на пополнение экологических фондов для компенсации потенциального вреда, причиненного от негативного воздействия на окружающую среду.

«МАНН» за 2009 год за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ начислено 127 745,67 руб. Оплата произведена полностью:

в адрес - МТУ Ростехнадзора по ПФО платежные поручения [ Номер ] от 16.04.2009 10177Д5 руб, [ Номер ] от 16.04.2009 г. 15 799,83,

в адрес Волжско-Окского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору платежные поручения [ Номер ] от 02.07.2009 г. 9465,85 руб., [ Номер ] от 02.07.2009 г. 5188,81 руб., [ Номер ] от 19.10.2009 г. 11711,05 руб., [ Номер ] от 19.10.2009 г. 30 217,78 руб., [ Номер ] от 15.01.2010 г. 9 505,88 руб., [ Номер ] от 15.01.2010 г. 35679,22 руб.

Поверхностные сточные воды с ИВПП-1, ИВПП-2 (искусственных взлетно -посадочных полос), а также с территории перрона и мест стоянок ВС по системе ливневой канализации поступают на ОС (очистные сооружения), а затем по трубопроводу диаметром 250 мм самотеком поступают в сбросной канал длиной 1 км и далее в [ ... ], левобережный приток [ ... ].

Контроль за качеством сточных вод по химическим и бактериологическим показателям ведется аккредитованными лабораториями ФГУП «ЦНИЛХИ» и МУЛ «Теплоэнерго». Отбор проб сточных вод производится до и после очистных сооружений раз в квартал, ведется гидрохимический мониторинг в [ ... ] выше и ниже выпуска поверхностных сточных вод в теплое время года с марта по октябрь, согласно утвержденному графику.

Согласно полученным анализам за 2 квартал ОС работают в проектной мощности:

Наименование ингредиентов

Характеристики сточных вод

Проектные мг/дмЗ;

Фактические мг/дмЗ (на 16.04. Юг)

БПК5

не > 6,0

4,1

взвешенные вещества

15,0-20,0

13,0

- нефтепродукты

1,0

0,3

В связи с тем, что [ ... ] является водоемом 2 категории рыбохозяйственного значения для ОАО «МАНН» установлены НДС (нормативы допустимого сброса) по 10 показателям. По фактическим концентрациям из 10 нормируемых показателей отмечается не значительное превышение ПДК (предельно допустимых концентраций) по ХПК, БПК, взвешенным веществам, железу и нефтепродуктам. По микробиологическим показателям качество сточных вод не превышает требований нормативов.

В 1 квартале 2010 года ОАО «МАНН» разработан проект НДС, который прошел согласования в государственных контрольных органах. Получены: -экспертное заключение [ Номер ] от 03.02.10г., выданной ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области»;

-санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта НДС государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам [ Номер ] НЦ04000,Т,000311,04,10 от 15.04.2010г.;

-письмо [ Номер ] от 14.05.2010г. ВВБВУ Федерального Агенства водных ресурсов (Верхне-Волжского Бассейно Водное Управление) «об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в [ ... ]». Согласно данному письму отдел водных ресурсов ВВБВУ по Нижегородской области утверждает нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в [ ... ] сроком до 31.12.2014 года.

В соответствии с утвержденными нормативами превышение допустимых лимитов незначительное (Протоколы количественного химического анализа [ Номер ] от 12.03 2009 г., [ Номер ] от 03.06.2009 г., [ Номер ] от 29.07.2009 г., [ Номер ] от 14.10.2010 г., [ Номер ] от 24.03.2010 года, [ Номер ] от 23.04 2010 года.)

В настоящее время для ОАО «МАНН» проектным институтом ОАО «ПИи НИИ ВТ» разрабатывается проект «Реконструкция (восстановление) искусственных аэродромных покрытий и замена светосигнального оборудования на ИВПП-2». Данный проект предусматривает реконструкцию существующих очистных сооружений [ Номер ] и строительство новых [ Номер ].

К вновь проектируемым ОС [ Номер ] и ОС Ка2 просчитаны НДС, которые будут соответствовать требуемым нормативам.

Исковое заявление природоохранной прокуратуры составлено без учета технического состояний очистных сооружений, соблюдения. Соблюдение ОАО «МАНН» требований действующего законодательства РФ об обязательной плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также выполненных ОАО «МАНН» мероприятий по установлению и утверждению соответствующих нормативов выбросов и сбросов вредных веществ. Требования, изложенные в исковом заявлении не конкретны и не подлежат единообразному толкованию, что создает предпосылки невозможности их выполнения.

Считают, что ОАО «МАНН» осуществляет хозяйственную деятельность в четком соответствии с действующим законодательством РФ с учетом специфики технического стояния федерального имущества.

Представитель третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Молчанова Н.В.( по доверенности) требования прокурора считает обоснованным. Сброс неочищенных сточных вод в водный объект является нарушением статьи 60 п. 6 Водного кодекса - запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов ПДК вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Кроме того, в соответствии со статьей 11 Водного кодекса РФ сброс сточных вод осуществляется на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование. Организация обращалась за оформлением соответствующего решения, однако до настоящего времени решение у ОАО «МАНН» отсутствует, в связи с замечаниями по документам. Таким образом, ОАО «МАНН» осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушением законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса РФ, причиняя вред водному объекту и нарушая права граждан на благоприятную окружающую среду.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы, к которым относятся водные объекты, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды относятся поверхностные водные объекты.

В соответствии со ст.ст. 39, 56 Водного Кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов, и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно ст. 60 Водного Кодекса РФ: «1. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов».

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружения и иных объектов должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.

В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, ОАО «МАНН» зарегистрировано в качестве юридического лица [ Дата ], что подтверждается копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц [ ... ].

Факт сброса ОАО «МАНН» загрязненных сточных вод без очистки подтверждается статистическим отчетом - 2 ТП «Водхоз» за 2008 год, протоколом количественного химического анализа [ ... ].

Указанное обстоятельство также подтверждается прокурорской проверкой о сбросе загрязненных сточных вод.

Согласно прокола количественного химического анализа [ Номер ] от 29.07.2009г. и [ Номер ] от 14.10.2009 г. в поверхностных сточных водах на выпуске ОАО «МАНН» обнаружена концентрация нефтепродуктов

Установлено, что ответчиком неоднократно уплачивались штрафы за негативное воздействие на окружающую природную среду, что подтверждается копиями платежных поручений [ ... ].

Судом принимаются во внимания доводы ответчика о эксплуатации изношенности очистных сетей, намерении возводить новые очистные сооружения, требуемую процедуру согласований по данным обстоятельствам. Однако, данные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа прокурору с заявленных требованиях, поскольку факт сброса в реку Гниличка сточных вод, не соответствующих установленным нормам и правилам ОАО «МАНН» подтверждается материалами дела.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу госдоход подлежит взысканию государственная пошлина 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах РФ и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «МАНН» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реки Гниличка, являющейся притоком реки Ока.

Взыскать с ОАО «МАНН» в пользу госдоход государственную пошлину по делу в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: И.А.Горев.