ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3635 от 30.11.2010 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Пензы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г. Пензы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        ч/о

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Овчаренко А.Н.

при секретаре Власовой Н.В.,

рассмотрев 30 ноября 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-3635/2010 по иску Сарапова Е.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о включении периодов работы в специальный стаж, понуждении к конвертации пенсионных прав, перерасчету и выплате недополученной пенсии исходя из специального стажа на соответствующих видах работ,

У С Т А Н О В И Л:

Сарапов Е.В. обратился в суд с названным иском, указав, что с Дата обезличена он был переведен с пенсии по инвалидности на досрочную пенсию по старости по достижению возраста 50 лет на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Ф3 №173-ФЗ. При начислении пенсии органами Пенсионного фонда по Первомайскому району г.Пензы не было учтено следующее. Стаж работы с тяжелыми условиями при начислении пенсии был незаконно занижен и составил 12 лет 9 месяцев. При том, что вся его трудовая деятельность протекала в районах Крайнего Севера и тяжелых условиях труда и данный стаж составляет 26 лет 2 месяца. Незаконно заниженный стаж позволял ему право выхода на досрочную пенсию по старости, что и посчитали в органе Пенсионного фонда по Первомайскому району г.Пензы достаточным для определения его пенсионных прав, но не позволял посчитать расчетный размер его пенсии с учетом излишек незаконно неучтенного специального стажа, составляющего 26 лет 3 месяца 2 дня минус 12 лет 6 месяцев = 13 лет 9 месяцев 2 дня. Все это привело к снижению размера пенсии и имело для него, как неработающего инвалида, большое значение и оказывает влияние на весь последующий размер его пенсии. По необъяснимым причинам в специальный стаж не были включены периоды, непосредственно указанные в списке№2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, не требующие дополнительных уточнений. Претензии Сарапова Е.В. по данному вопросу были частично удовлетворены только в 2005 году и трудовой стаж уже составил 25 лет 8 месяцев 1 день. Однако, в стаж на соответствующих видах работ вошли не все периоды, прямо или косвенно относящиеся к списку №2, а именно: ученик слесаря – 1 месяц 19 дней. Данный период должен быть внесен в специальный стаж в соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет (список №2) пункт 8, где сказано: «Период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в списках указаны производства и работы (горные работы - добыча открытым способом драгоценных и цветных металлов) без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники (рабочие), выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей (список №2 от 26 января 1991 года №10 - рабочие разрезов, карьеров, приисков и т.д.). Машинист дизельного компрессора – 29 дней. В списке №2 эта профессия отсутствует. Этот период должен быть внесен в специальный стаж на основании вышеназванного разъяснения Минтруда РФ п.17, где сказано, что при переводе работника с работы, предусмотренной списками, на другую работу, не предусмотренную списками на срок до 1 месяца в течение календарного года в случае производственной необходимости, а именно такая необходимость диктовалась с окончанием промывочного сезона и началом буровзрывных работ, такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу. Также этот период может быть засчитан в специальный стаж по другому п.7 вышеназванного разъяснения. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники, независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в списках эти производства и работы (буровзрывные работы)  указаны без перечисления профессий и должностей работников. Дизельный компрессор, а, следовательно, и машинист дизельного компрессора, является неотъемлемым звеном буровзрывных работ. Слесарь 6 разряда – 2 месяца 22 дня. Этот период должен быть внесен в специальный стаж на основании вышеназванного разъяснения Минтруда РФ п.5, где сказано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками в течение полного рабочего дня (машинист бульдозера Д-9Н). Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов (машинист бульдозера Д-9Н), также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных функций. Чем и занимался машинист бульдозера Д-9Н, переведенный на время ремонта слесарем 6 разряда. В специальный стаж не был засчитан период работы с Дата обезличена по Дата обезличена, составляющий 1 месяц 23 дня и приходящийся на время работы в артели старателей С.. Этот же период пришелся и на часть неиспользованного отпуска, предоставленного ему с последующим увольнением с карьера «Мякит». Поводом для увольнения послужила предстоящая ликвидация карьера С. и поселка М.. Произошло наложение двух периодов: части отпуска, относящаяся на карьере М. и непосредственно работа в артели С.. Орган Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы учитывает один из периодов, время отпуска, а время работы в артели С. не засчитывает. Он настаивает на включении обоих периодов. Из решения органа Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы выходит, что он  это время не работал, отдыхал и находился в отпуске. Но это не соответствует действительности и противоречит всякому здравому смыслу. Как поступать в подобных случаях? Закон однозначного ответа не дает. В законе ФЗ №173-ФЗ ст.10 п.1 и ст.12 п.1 говорится о периодах работы совпадающих по времени и выбора одного из них лицом, которому назначается пенсия. Действительно, человек не может работать одновременно в двух местах. Но это в том случае, если речь идет непосредственно о работе. Отпуск относится к периодам работы, но не может считаться работой, как таковой. Термин «работа» в экономическом смысле определяется как осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий. Необходимо учесть и то, что за один и тот же период дважды уплачены страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, как с прежнего места работы (карьер М. так и с нового места работы (артель С.), а это является одним из основных факторов включения в страховой стаж данных периодов. Все вышеперечисленные периоды работ, составляющие в общей сложности 7 месяцев 4 дня могли быть засчитаны в специальный стаж без каких-либо нарушений закона. Но этого не было сделано. С учетом данных периодов, общий стаж должен составить 26 лет 3 месяца 2 дня, а специальный стаж, за исключением периода работы временно плотником с Дата обезличена по Дата обезличена, составляющего 1 месяц 2 дня, – 26 лет 2 месяца. При начислении пенсии в соответствии с п.п.1-5 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (в первоначальной редакции), п.п.1-9 ст.30 (в настоящее время) орган Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы необоснованно занизили расчетный размер пенсии на 01 января 2002 года (дата вступления в силу закона «О трудовых пенсиях в РФ»); не предоставив ему право выбора стажа – вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ. В п.5 ст.30 право выбора стажа закреплено за лицом, которому начисляется данная пенсия. Орган Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы посчитал его размер пенсии с учетом общего стажа, составляющего 26 лет 2 месяца.

РП=СК х ЗР/ЗП х СЗП,

РП=0,56 х 1,2 х 1671 = 1122 (рублей),

Где СК=0,55 +0,01=0156.

Его стаж на соответствующих видах работ (тяжелые условия труда), указанный в ст.27 п.1 п.п.2 данного закона, на 13 с лишним лет превышает требуемый 12 лет 6 месяцев и составляет по оценкам органа Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы 25 лет 8 месяцев 1 день, что позволяло бы ему рассчитать размер пенсии с учетом стажа на соответствующих видах работ:

СК=0,55 +0,13 = 0,68,

РП= 0,68 х 1,2 х 1671 = 1363,53 (рублей).

Разница очевидна и для него имеет большое значение. Общий стаж не может служить полноценным критерием для оценки пенсионных прав категорий лиц, длительное время работавших в тяжелых условиях труда и особых климатических условиях. Именно это и принималось государством в расчет при определении пенсионных прав данной категории: досрочный выход на пенсию раньше установленного срока и право выбора стажа для расчета пенсии. С решением органа Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы он категорически был не согласен. На все его обращения в УПФ по Первомайскому району и в вышестоящую организацию - УПФ по Пензенской области следовал один и тот же ответ, что расчет пенсии исчислен в соответствии с п.5 ст.30 с учетом общего стажа. Право на начисление РП с учетом специального стажа на основании вышеназванной статьи наступает по достижении возраста 55 лет – возраст, указанный в ст.27 п.1 подп.2 – тяжелые условия труда. Фактически орган Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы своим решением лишили его права на конвертацию (преобразование) ранее приобретенных пенсионных прав на возрастной пятилетний период (50-55 лет). По мнению органа Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы он к категории лиц, указанных в ст.27 п.1 подп.2 не относится и право на выбор стажа не имеет до достижения возраста 55 лет и право выбора они оставляют за собой. Подобная «юридическая норма», рожденная в кабинетах Пенсионного фонда законодательно нигде не подтверждена. Итак, выводя его из правового поля действия п.5 ст.30 на пятилетний период (50-55 лет), орган Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы, тем не менее, выбирает для начисления моего РП из этого же пункта общий стаж. Между тем в п.5 ст.30 общий стаж и стаж на соответствующих видах работ разные по сути, имеют равноценное значение для правоприменения, так как предусмотрено право выбора, закрепленное законодательно за лицом, которому начисляется данная пенсия. П.5 ст.30 является основанием для пенсионного обеспечения указанных в ней лиц и Орган Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы не отрицает этот факт, ссылаясь на это в своих многочисленных письменных ответах. Из незаконного решения следует, что Сарапов Е.В., не имеет оснований для начисления пенсии в возрастной промежуток 50-55 лет, так как не относится к категории лиц, указанных в п.5 ст.30, и основания наступят по достижении возраста 55 лет, то есть до 55 лет он не может считаться лицом, указанным в п.5 ст.30 (тяжелые условия труда ст.27 п.1 подп.2), а после 55 лет таковым может считаться. Орган Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы, делая ссылку на возраст и чиня препятствия для реализации его пенсионных прав в полном объеме, непроизвольно создает коллизию двух законов: с одной стороны возраст, указанный и ст.27 п.1 подп.2  (55 лет), не является помехой для назначения пенсии с 50 лет, а с другой стороны при ее исчислении является непреодолимой преградой. В законе «О трудовых пенсиях в РФ» законодатель определил базовые принципы выхода на досрочную пенсию по старости для каждой категории лиц отдельно. Для «северян» ст.28 п.1 подп.6 и для лиц, работавших в тяжелых условиях труда ст.27 п.1 подп.2, и возраст выхода на пенсию, указанный в них 55 лет. Этот базовый принцип законодатель заложил в п.5 ст.30, и он касается лиц, имеющих единственное право выхода на пенсию (ст.27 п.1 подп.2), то есть для данной категории лиц действие ст.27 п.1 подп. 2 начинается с 55 лет как при назначении пенсии, так и при ее исчислении. Но это вовсе не означает, что категория лиц, имеющих двойное право выхода на досрочную пенсию (ст. 27, 28), не имеет право выбора вида конвертации их пенсионных прав на основании общего трудового стажа либо стажа на соответствующих видах работ и выбирать порядок, который им представляется наиболее выгодным в каждом отдельном случае. Для лиц, указанных в Постановлении Правительства от 11 июля 2002 года №516, имеющих двойное право для выхода на досрочную пенсию по старости на основании ст.27 и 28 предусмотрены иные условия выхода на пенсию, на 10 лет раньше установленного ст.7 ФЗ №173-ФЗ срока (60 лет). Происходит это вследствие суммирования периодов работ, указанных в ст.28 п.1 подп.6 (работа в районах Крайнего Севера) и работ, указанных в ст.27 п.1 подп.2 (работа в тяжелых условиях труда). Причем, если первый пятилетний период (ст.28 п.1 подп.6) приходится на возрастной период 60-55=5 лет, то второй пятилетний льготный период (ст.27 п.1 подп.2) приходится уже на возрастной промежуток 55-50=5 лет, то есть ст.27 п.1 подп.2 для категории лиц, имеющих двойное право выхода на пенсию, имеет совсем иной правовой смысл, а именно возраст, указанный в этой статье (55 лет) уменьшен на 5 лет (56 лет), именно это обстоятельство должны были учитывать ОПФ при оценке его пенсионных прав. Доказательством этому может служить и дополнительно введенная ст.28.1 п.2 ФЗ №122-ФЗ от 22 августа 2004 года и ставшая базовым принципом для определения и реализации пенсионных прав категории лиц, указанных в ней (работа в тяжелых условиях труда в районах Крайнего Севера). Этот базовый принцип ст.28.1 п.2 для единообразного толкования закона ст.30 п.5 (право на конвертацию (преобразование) ранее приобретенных пенсионных прав) законодатель ввел в п.9 ст.30 действующей с 01 января 2010 года редакции закона, тем самым подтверждается его право на выбор вида конвертации (выбор стажа) с 50-летнего возраста. Незаконные действия Пенсионного Фонда РФ привели к нарушению его конституционных прав в частности ст.39 ч.1 Конституции РФ – неправомерное ограничение прав граждан на социальное обеспечение. В соответствии с ФЗ №173-ФЗ п.12 ст.30 право оценки пенсионных прав застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, на 01 января 2002 года дано и осуществляется органами пенсионного обеспечения не позднее 01 января 2011 года. Но из этого не следует, что Орган Пенсионного Фонда РФ по Первомайскому району г.Пензы имеет право вводить какие-либо непредусмотренные законом ограничения на трудовые пенсии, в том числе регламентирующие порядок сохранения (преобразования) ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения. В соответствии с п.2 ст.23 ФЗ №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

По указанным основаниям Сарапов Е.В. просил суд:

1) признать действия УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области по начислению ему досрочной трудовой пенсии по старости, незаконными;

2) обязать УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области произвести оценку его пенсионных прав в соответствии с нормами п.9 ст.30 ФЗ №173-ФЗ по состоянию на Дата обезличена с учетом действительного трудового стажа на соответствующих видах работ (26 лет 2 месяца) и рассчитать его расчетный размер пенсии (РП) со стажевым коэффициентом (СК), равным 0,68:

СК=0,55 + 0,13 = 0,68,

РП= 0,68 х 1,2 х 1671 = 1363,53 (рублей).

А также произвести перерасчет пенсии за период с Дата обезличена по настоящее время с учетом индексации и выплатить разницу от ранее начисленной пенсии;

3) взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец Сарапов Е.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил заявленные требования и просил суд: 1) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области включить в его специальный стаж периоды работы в качестве ученика слесаря с Дата обезличена по Дата обезличена, в качестве машиниста дизельного компрессора с Дата обезличена по Дата обезличена, в качестве слесаря 6 разряда с Дата обезличена по Дата обезличена, а также включить в специальный стаж вторично период работы в артели старателей С. с Дата обезличена по Дата обезличена; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области произвести ему конвертацию пенсионных прав в соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ранее действовавшей редакции) исходя из общей продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ и произвести перерасчет и выплату недополученной пенсии за период с Дата обезличена по Дата обезличена.

Представитель ответчика - Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области – Суванкулов Д.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, пояснил, что оценка пенсионных прав истца и расчет его трудовой пенсии производились в спорный период времени с Дата обезличена по Дата обезличена в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ранее действовавшей редакции) исходя из общего трудового стажа. Оценка пенсионных прав истца и расчет его пенсии в указанный период не производились из специального стажа в соответствии с п. 5 ст. 30 названного Закона, т.к. истец не достиг 55-летнего возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», кроме того, отсутствовало заявление истца о перерасчете пенсии исходя из специального стажа. Вместе с тем, признал то обстоятельство, что при назначении Сарапову Е.В. досрочной трудовой пенсии с Дата обезличена специалистами пенсионного органа не выяснялось мнение истца относительного его выбора оценки пенсионных прав и расчета пенсии исходя из специального стажа. Также пояснил, что с Дата обезличена (с момента достижения истцом возраста 55 лет) оценка пенсионных прав истца и расчет его пенсии производились исходя из специального стажа продолжительностью на Дата обезличена - 25 лет 8 месяцев и 1 день без учета спорных периодов работы, заявленных Сараповым Е.В. по настоящему делу, при этом, его стажевый коэффициент составил 0,68. При включении спорных периодов работы в специальный стаж, продолжительность данного стажа на Дата обезличена составит 26 лет 3 месяца 6 дней, что не повлечет увеличение указанного стажевого коэффициента, т.к. количество полных лет данного стажа, превышающих специальный стаж, установленный для досрочного назначения пенсии (12 лет и 6 месяцев) в данном случае не изменится.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Сарапов Е.В. является получателем трудовой пенсии по старости, расчет и выплата которой производятся Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области.

Данная трудовая пенсия была назначена истцу досрочно с Дата обезличена (с момента достижения 50-летнего возраста) в связи с его работой в особых условиях труда по списку № 2 и в районах Крайнего Севера на основании подп. 2 п. 1 ст. 27, подп. 6 п. 1 ст. 28 и ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В период с Дата обезличена по Дата обезличена конвертация пенсионных прав истца и расчет его пенсии производились пенсионным органом в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в действовавшей на тот момент редакции) исходя из общего трудового стажа продолжительностью на Дата обезличена – 26 лет 1 месяц и 11 дней с применением стажевого коэффициента – 0,56.

С Дата обезличена (с момента достижения Сараповым Е.В. 55-летнего возраста) конвертация пенсионных прав истца и расчет его пенсии стали производиться пенсионным органом в соответствии с п. 5 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в действовавшей на тот момент редакции) исходя из специального стажа продолжительностью на Дата обезличена – 25 лет 8 месяц и 1 день с применением стажевого коэффициента 0,68.

При этом, в специальный стаж истца по Списку № 2 не были включены периоды его работы в качестве ученика слесаря с Дата обезличена по Дата обезличена, в качестве машиниста дизельного компрессора с Дата обезличена по Дата обезличена, в качестве слесаря 6 разряда с Дата обезличена по Дата обезличена, кроме того, период работы с Дата обезличена по Дата обезличена, когда истец состоял в трудовых отношениях с О.Г.К. и одновременно работал в артели старателей С. был зачтен в специальный стаж в однократном (календарном), а не двукратном исчислении.

Также установлено, что Сарапов Е.В. неоднократно обращался в территориальные органы Пенсионного фонда РФ по поводу включения указанных периодов работы в специальный стаж, а также по поводу расчета его трудовой пенсии в период с Дата обезличена по Дата обезличена исходя из специального стажа на соответствующих видах работ, в чем истцу было отказано со ссылкой недостижение им 55-летнего возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 10, 11-15, 16-18, 19-20), что послужило основанием для обращения Сарапова Е.В. в суд с настоящим иском.

Анализируя в совокупности доводы сторон, собранные по делу доказательства и законодательство, подлежащее применению к рассматриваемому спору, суд находит заявленный иск подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу ст. 28.1 данного Федерального закона лицам, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 2 п. 1 ст. 27 и подп. 6 п. 1 ст. 28 этого Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. осуществляется путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктом 1 вышеназванной статьи (в редакции, действовавшей в спорный период времени – с 01 февраля 2003 года по 31 января 2008 года) была установлена формула, по которой преобразуются пенсионные права в расчетный пенсионный капитал: ПК = (РП - БЧ) х Т, где РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с п. 2 этой же статьи.

Согласно указанному пункту расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом п. 5 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в указанной редакции) было установлено, что преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27, подп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 этого Федерального закона (к числу которых относится истец Сарапов Е.В.), может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в п. 1 ст. 27 и подп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Федерального закона.

Таким образом, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" связывает конвертацию (преобразование) пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., с видом стажа (общий трудовой стаж или специальный стаж на соответствующих видах работ) и его продолжительностью исходя из которой устанавливается стажевой коэффициент для определения расчетного размера пенсии, но не связывает ее с возрастом лиц, пенсионные права которых подлежат оценке.

В этой связи, лица, указанные в п. 1 ст. 27 и подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым пенсия назначалась со снижением возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости досрочно, с применением ст. 28.1 названного Федерального закона (к числу которых относится истец Сарапов Е.В.), имеют право на преобразование их пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением специального стажа на соответствующих видах работ.

Применение ответчиком нормы подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве основания для отказа в конвертации пенсионных прав истца и перерасчете его пенсии исходя из специального стажа до достижения им 55-летнего возраста, установленного данной нормой закона, является неправомерным, т.к. названная норма определяет условия (в том числе указанный возрастной ценз) исключительно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а не для оценки пенсионных прав лиц, досрочно приобретших право на пенсию.

При указанных обстоятельствах, суд находит противоречащим закону отказ ответчика в оценке пенсионных прав истца и расчете его пенсии в спорный период с Дата обезличена по Дата обезличена исходя из специального стажа.

При этом, суд учитывает, что по смыслу п. 5 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции действовавшей в спорный период) применение указанного порядка оценки пенсионных прав, т.е. исходя из специального стажа на соответствующих видах работ, осуществляется исключительно по выбору лица, являющегося получателем пенсии, что предполагает обязанность пенсионного органа по обеспечению возможности реализации пенсионером данного выбора и установлению его волеизъявления на применение указанного порядка оценки пенсионных прав.

Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчиком при назначении пенсии Сарапову Е.В. досрочной трудовой пенсии по старости с Дата обезличена выяснилось его мнение на применение порядка оценки пенсионных прав, установленного п. 5 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в действовавшей на тот момент редакции), что не оспаривалось представителем Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области в судебном заседании.

Напротив, как следует из материалов дела, истец имел волеизъявление на применение указанного порядка конвертации его пенсионных прав, по поводу чего неоднократно обращался в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, однако данный выбор истца ответчиком не был обеспечен.

Из обстоятельств дела очевидно следует, что конвертация пенсионных прав Сарапова Е.В. и расчет его пенсии ответчиком в спорный период исходя из общего трудового стажа, произведенные вопреки требованиям закона и указанному волеизъявлению истца, привели к занижению стажевого коэффициента, и как следствие к занижению расчетного размера пенсии, расчетного пенсионного капитала и в конечном итоге к занижению размера выплачиваемой истцу пенсии, что повлекло нарушение права истца на социальное обеспечение, гарантируемого ст. 39 Конституции РФ.

В этой связи суд, в целях судебной защиты нарушенного права истца считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области произвести Сарапову Е.В. конвертацию пенсионных прав в соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ранее действовавшей редакции) исходя из общей продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ – 25 лет 8 месяцев и 1 день и произвести перерасчет и выплату недополученной пенсии за период с Дата обезличена по Дата обезличена.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения оставшейся части исковых требований Сарапова Е.В., а именно, о включении в специальный стаж по Списку № 2 периодов работы в качестве ученика слесаря с Дата обезличена по Дата обезличена, в качестве машиниста дизельного компрессора с Дата обезличена по Дата обезличена, в качестве слесаря 6 разряда с Дата обезличена по Дата обезличена и в артели старателей С. с Дата обезличена по Дата обезличена.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 утвержден Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Однако, наименования указанных должностей «ученик слесаря», «машинист дизельного компрессора» и «слесарь 6 разряда», в которых работал истец в спорные периоды времени, отсутствуют в разделах I «Горные работы» и XXXIII «Общие профессии» указанного Списка, равно как отсутствуют и в аналогичных разделах Списка № 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, который применяется к периодам работы, имевшим место до 01 января 1992 года.

Документы, подтверждающие льготный характер работы в указанных должностях, тождественный работам, предусмотренным названными Списками, в материалах гражданского дела и материалах пенсионного дела истца отсутствуют.

Также суду не представлены доказательства того, что переводы истца на указанные должности были обусловлены производственной необходимостью, что позволяло бы зачесть работу в данных должностях продолжительностью до 1 месяца в течение календарного года в соответствии с п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Поскольку истец в период с Дата обезличена по Дата обезличена проходил производственное обучение по конкретной профессии (слесарь) и являлся учеником слесаря, данный период не может быть зачтен в его специальный стаж в соответствии с п. 11 указанных Правил, тем более, что как указывалось выше должность «слесаря» не предусмотрена названными Списками.

Как следует из материалов пенсионного дела Сарапова Е.В. период его работы с Дата обезличена по Дата обезличена, когда истец состоял в трудовых отношениях с Оротуканским горнообогатительным комбинатом объединения Северовостокзолото и одновременно работал в артели старателей С. был зачтен в специальный стаж в календарном исчислении.

При таких обстоятельствах, права истца в части включения указанного периода в специальный стаж не нарушены ответчиком и не требуют судебной защиты.

Правовых оснований для повторного включения указанного периода в специальный стаж, т.е. его двукратного исчисления, как того требует истец, не имеется т.к. это не предусмотрено законом и иными нормативно-правовыми актами, а согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, по общему правилу засчитываются в стаж в календарном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Сарапова Е.В. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области произвести Сарапову Е.В. конвертацию пенсионных прав в соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ранее действовавшей редакции) исходя из общей продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ – 25 лет 8 месяцев и 1 день и произвести перерасчет и выплату недополученной пенсии за период с Дата обезличена по Дата обезличена.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Сарапова Евгения Викторовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о включении в специальный стаж периодов работы в качестве ученика слесаря с Дата обезличена по Дата обезличена, в качестве машиниста дизельного компрессора с Дата обезличена по Дата обезличена, в качестве слесаря 6 разряда с Дата обезличена по Дата обезличена и в артели старателей С. с Дата обезличена по Дата обезличена отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 13 декабря 2010 года.

Судья: А.Н. Овчаренко