ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3637/2016 от 12.09.2016 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

2-3637/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2016 года г. Омск

Октябрьский районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Катанаевой А.С.

при секретаре Жуковой К.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних К, Г, Р, к БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Министерству труда и социального развития о признании незаконным решения об отказе в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала, возложении обязанности по выделению средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец, действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей В К.Н., В Г.Н., В Р.Н., обратилась в суд с названными требованиями. В обоснование иска указала, что в целях улучшения жилищных условий приобрели с мужем и детьми 1/2 долю в праве собственности на жилой дом по <адрес>, продав перед этим квартиру, доли в праве на которую принадлежали, в том числе, детям. Приобретаемый дом имеет два отдельных входа, отдельные отопительные приборы, отдельный вход на земельный участок. На сделку было получено согласие департамента образования Администрации г. Омска, перед выдачей которого дом осматривала соответствующая комиссия. 26.05.2016 года были совершены одновременно сделки по купле-продаже квартиры и дома. По условиям договора продавец дома получила на руки денежные средства в размере <данные изъяты> руб., а оставшаяся сумма в размере <данные изъяты> руб. должна быть оплачена за счет средств материнского капитала (по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал МК-4 № 0884021 в течение 60 дней с момента регистрации перехода права собственности, сертификату на областной материнский (семейный) капитал № 001236). До окончательного расчета по договору доля в жилом доме находится в залоге у продавца. 30.06.2016 года истцом получено уведомление об удовлетворении распоряжения средствами материнского (семейного) капитала ГУ – УПФ в ОАО г. Омска на сумму <данные изъяты> руб. 04.07.2016 года БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского АО г. Омска» вынесено решение об отказе в предоставлении и распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> руб., мотивированное приобретением не целого дома, а его половиной. В настоящее время продавец разрешение на вселение в приобретенный дом до полного расчета не дает, в связи с чем истцы вынуждены снимать квартиру. Просит признать незаконным решение БУ Омской области «МФЦ ОАО г. Омска» от 04.07.2016 года, № исх.-16/3574 об отказе в предоставлении и распоряжении средств областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, обязать БУ Омской области «МФЦ ОАО г. Омска» предоставить в распоряжение ФИО1 средства областного материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> руб. на оплату жилого помещения по адресу: <адрес>

От представителя ответчика БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по доверенности ФИО2 поступил письменный отзыв на иск, в котором она просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что региональное законодательство не предусматривает возможность распоряжение средствами материнского (семейного) капитала при приобретении долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение. Истцу необходимо было в установленном законом порядке осуществить раздел принадлежащего дома, изготовить техпланы и соглашение о разделе дома, сдать их в кадастровую палату, после чего зарегистрировать за собой право собственности. После получения новых правоустанавливающих документов истец вправе использовать средства материнского капитала в полном объеме.

Представителем ответчика Министерства труда и социального развития по доверенности ФИО3 в материалы дела был представлен отзыв на иск, в котором она просила в иске отказать по основаниям, аналогичным доводам БУ Омской области «МФЦ».

В судебном заседании истец ФИО1, действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей, заявленный иск поддержала по указанным в нем основаниям. Пояснила, что приобретенный ею дом фактически разделен капитальными стенами на две половины, с разными входами.

Представитель ответчика Министерство труда и социального развития Омской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования истца не признала по основаниям, указанным в отзыве. Полагает, что Министерство труда и социального развития Омской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

В судебное заседание представитель ответчика БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по доверенности ФИО2 не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени слушания дела. Ранее в ходе судебного разбирательства заявленные истцом требования не признала по доводам письменного отзыва.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО4, от которого они имеют троих детей: К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В общедолевой собственности семьи В-ных находилась квартира по адресу: <адрес> общей площадью 44,7 кв.м., состоящая из двух комнат.

Как установлено в судебном заседании, в целях улучшения жилищных условий, 25.06.2016 года ФИО6, действующие также в интересах несовершеннолетних В, продали принадлежащую им квартиру с одновременным приобретением 73/127 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.

Отчуждение жилого помещения было осуществлено при наличии разрешения департамента образования Администрации г. Омска от 20.05.2016 года № 3623-р0 при условии одновременного приобретения 73/127 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, с привлечением средств материнского (семейного) капитала, с оформлением 73/635 долей в праве собственности на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Общая стоимость 73/127 долей в праве собственности на жилой дом была определена сторонами в размере <данные изъяты> руб., оплата <данные изъяты> руб. из которых должна была быть произведена за счет средств материнского (семейного) капитала в течение 60 дней с момента регистрации права собственности.

Право собственности на В-ных и их детей было зарегистрировано в установленном законом порядке 31.05.2016 года по 73/365 доли за каждым.

Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., независимо от места их жительства.

В пункте 2 ст. 1 закона закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.

Пунктом 7 ст. 41.1 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» 04.07.2008 N 1061-ОЗ (ред. от 14.07.2016) право на получение семейного капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ, п. 1 ч. 10 Закона Омской области лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.

Государственным учреждением – Управлением Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском АО г. Омска решением от 30.06.2016 года было удовлетворено заявление ФИО1 о направлении средств материнского (семейного) капитала на оплату жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.

В предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала решением филиала БУ Омской области «МФЦ «МФЦ Октябрьского АО г. Омска» от 04.07.2016 года № 16/3574 ФИО1 было отказано со ссылкой на то, что приобретение доли в праве собственности не может расцениваться как улучшение жилищных условий.

Согласно Приказу Министерства труда и социального развития Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области от 31.12.2013 N 231-п/70-п (ред. от 18.08.2016) "Об утверждении отраслевого типового устава бюджетного учреждения Омской области - многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального района Омской области" БУ «МФЦ» является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства труда и социального развития Омской области в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", обеспечения реализации прав на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством

При данных обстоятельствах, в целях предоставления установленного законом объема процессуальных прав, судом в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития Омской области.

Постановлением Правительства Омской области от 19.01.2011 N 3-п (ред. от 10.08.2016) "О мерах по реализации статьи 41.1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" утвержден Порядок распоряжения средств материнского (семейного) капитала.

Согласно разделу № 2 Порядка в целях улучшения жилищных условий на территории Омской области лица, получившие сертификат, могут направлять средства семейного капитала, в том числе, на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах (далее - кооператив)), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Из материалов дела следует, что в собственности несовершеннолетних детей В-ных находилось по 1/5 доле в праве собственности на жилое помещение по ул. <адрес>, общей площадью 44,7 кв.м., т.е. по 8,94 кв.м. у каждого ребенка. Согласно пояснениям ФИО1 жилая площадь квартиры составляла 26 кв.м.

Согласно представленному техническому паспорту, жилой дом <адрес> имеет общую площадь 126,4 кв.м., в том числе жилую 94,1 кв.м. Как следует из технической документации, пояснений истца, свидетеля Ш М.В. (дочери продавца) дом фактически разделен капитальными стенами на две изолированные половины, с отдельными входами. Свидетель также пояснила, что дом был построен так изначально, на момент его сдачи в <данные изъяты> году. Домовые книги, отопительные системы, счетчики у собственников частей дома отдельные.

В судебном заседании установлено, что фактически ФИО5 переданы в пользования помещения, обозначенные в техническом паспорте как квартира № 2, общей площадью 72,6 кв.м., жилой – 57,5 кв.м., состоящее из 5 комнат.

Между С Г.Е. (сособственником 54/127 долей в спорном доме) и ФИО1 26.08.2016 года подписано соглашение о порядке пользования общим имуществом, согласно которому в пользование ФИО1 предоставлены в пользование комнаты площадью 73 кв.м.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что после приобретения доли в праве собственности на жилой дом, общий размер площади помещений, приходящийся на каждого несовершеннолетнего ребенка увеличился с 8,94 кв.м. до 14,5 кв.м., т.е. практически вдвое, что свидетельствует, с учетом установленных характеристик жилого помещения, об улучшении жилищных условий детей.

Об этом свидетельствует как выданное разрешение департамента образования Администрации г. Омска на продажу, так и факт перечисления средств материнского (семейного) капитала ГУ – УПФ в ОАО г. Омска.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о соответствии условий договора купли-продажи жилого помещения целям направления средств материнского капитала - улучшение жилищных условий семьи истца.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ, Порядок распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.01.2011 N 3-п не содержат запрета направления средств материнского (семейного) капитала на приобретение доли жилого помещения в собственность граждан.

Аналогичная позиция содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал», утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 22.06.2016 года.

На основании изложенного суд приходит к выводу о незаконности вынесенного отказа в предоставлении средств областного материнского (семейного) капитала и удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского АО г. Омска» от 04.07.2016 года, № исх.-16/3574.

Обязать БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского АО г. Омска» предоставить в распоряжение ФИО1 средства областного материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> руб. на оплату жилого помещения по адресу<адрес>

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.С. Катанаева

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2016 года.

Вступило в законную силу 18.10.2016 года

Копия верна

Судья

Секретарь