Дело №2-3639/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
в составе: председательствующего судьи Сокиркиной Т.И.
при секретаре Нешевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе г.ФИО1 н/Д о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился ГУ-УПФ в Первомайском районе г.ФИО1 н/Д с заявлением о назначении пенсии как гражданину, принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании п.1 ст.10 пп.3 Федерального закона РФ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением ГУ-УПФ РФ Первомайского района г.ФИО1 н/Д от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 было отказано в назначении указанной пенсии в связи с тем, что он работал на авиационной технике, принимавшей в 1986г.-1987г. участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не в пределах зоны отчуждения.
Истец считает данное решение незаконным, т.к. в период с ДД.ММ.ГГГГ он находился в командировке в составе оперативной авиагруппы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, базирующейся на аэродроме в/ч № (вертолеты МИ-26 из в№) по направлению <данные изъяты> Он осуществлял техническое обслуживание авиационной техники, имеющей повышенный уровень радиации, работал на аэродромах в пределах 30км. зоны отчуждения.
ФИО2 обслуживал авиационную технику, имеющую повышенный уровень радиации. <данные изъяты> согласно Воздушному кодексу РФ в редакции до ДД.ММ.ГГГГ относилось к гражданской авиации.
ДД.ММ.ГГГГ истцу были выданы удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986г.
Действующее в настоящее время удостоверение от 2005г. подтверждает бессрочный статус истца как участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986г., в соответствии с которым он имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, истцу с ДД.ММ.ГГГГ выплачивается ежемесячная денежная выплата и с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация. На основании п.3 ст.13 ФЗ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» истцу был присвоен статус ликвидатора последствий ЧАЭС.
Поскольку истцу присвоен статус ликвидатора последствий Чернобыльской АЭС, то это является достаточным основанием для назначения ему пенсии как гражданину, принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а поэтому ФИО2 просит суд: признать решение ГУ-УПФ Первомайского района г.ФИО1 н/Д от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и отменить; обязать ГУ-УПФ в Первомайском районе г.ФИО1 н/Д назначить ему пенсию по старости как гражданину, принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС с момента обращения.
Истец в суд не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая по доверенности, иск поддержала и дала показания аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО4, действующая по доверенности, иск не признала, ссылаясь на то, что ФИО2 работал на авиационной технике, принимавшей в 1986-1987г. участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не в 30 км. зоне отчуждения. Истец не является инвалидом вследствие ликвидации чернобыльской катастрофы. Как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС он имеет право на соответствующие льготы, но права на пенсию как гражданину, принимавшем участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС у него нет. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно пп.3п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 07.03.2018г.) правом на назначение пенсии имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Право на пенсию по старости с уменьшением возраста имеют граждане, названные в п.3 ст.13 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» -это граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ…
Таким образом, анализ указанных норм права свидетельствует о том, что решающее значение для возникновения права на назначение пенсии по данному основанию имеет факт выполнения работы именно в зоне отчуждения.
Зона отчуждения Чернобыльской АЭС - ст.8 Закона №1244-1, в ред. от 29.06.2015г., (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988г. до 15.05.1991г. – зоной отселения) - это территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.
Документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в числе прочих, могут быть представлены: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС: о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения и другие.
В судебном заседании установлено, что истец обратился в ГУ УПФ в Первомайском районе г.Ростове н/Д с заявлением о назначении пенсии как гражданину, принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было в этом отказано со ссылкой на то, что он не имеет на это право, т.к. не работал в 30 км. Зоне отчуждения (л.д.13-18).
Ранее – в 2015г., истцу также было отказано в назначении пенсии по указанному основанию и он обращался в суд с подобным иском. Решением Первомайского райсуда г.ФИО1 н/Д от 26.08.2015г., вступившим в законную силу, ФИО2 было в иске отказано. В силу ст.61 ГПК РФ данное решение суда имеет преюдициальное значение в части установления, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, но не находился в 30 км. зоне отчуждения (л.д.146-149 –гр.дело №2-2772/2015).
В настоящее время истец ошибочно полагает, что он имеет право на пенсию как гражданин, принимавший участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС только по тому основанию, что имеет удостоверение участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.27). Действительно, он участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и этот статус дает ему право на соответствующие льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством, выплату которых производит МУСЗН. Например, истец также получает ЕДВ за счет средств пенсионного фонда. Но для того, чтобы получать пенсию необходима работа в 30 км. зоне отчуждения.
Обращаясь вновь в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии как гражданину, принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, истец представил справку <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ в которой указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в пределах 30-километровой зоны в составе войсковой объединенной авиационной части (л.д.20), ранее такая справка не предоставлялась.
Суд критически относится к данной справке, т.к. еще ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> выдало истцу справку о том, что в связи с истечением срока хранения (3 года) отчетные документы по командировке в ДД.ММ.ГГГГ уничтожены по акту № от ДД.ММ.ГГГГ Если в ДД.ММ.ГГГГ были уничтожены первичные документы, то на каком основании в ДД.ММ.ГГГГ выдается справка о работе в 30-километровой зоне отчуждения, а справки должны выдаваться на основании первичных документов..
Более того, из выписки из приказа по <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО2 для гарантийного обслуживания изделий командирован был в <данные изъяты> которые не находятся в 30-километроволй зоне отчуждения.
ФИО2 не является инвалидом вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявленный иск является необоснованным и подлежит отклонению, т.к. суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что истец работал в 1986г. в 30-километровой зоне отчуждения при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО2 в иске к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе г.ФИО1 н/Д о признании незаконным отказа в назначении пенсии как гражданину, принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.ФИО1 н/Д в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Окончательная форма решения суда изготовлена 19.09.2018г.
Судья: