Дело №г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
3 августа 2021 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего федерального судьи Мурзабекова Г.А.,
с участием ответчика ФИО1 и ее представителя ФИО2,
при секретаре Оздоеве Х.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» к ФИО1, третьим лицам Управлению Росреестра по , ООО «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ Упрдор «Кавказ» обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:712 площадью 84 кв.м, (категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования). Почтовый адрес: , Насыр-Кортский административный округ, , образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:610 общей площадью 602 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, посредством перечисления со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) в размере 789 505 рублей на расчетный счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса; на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:609 общей площадью 494 кв.м, (категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: под размещение магазина, совещенного с СТО), и расположенного на нем нежилого здания площадью 153, 9 кв.м. с кадастровым номером 06:05:0100003:1333. Почтовый адрес: , Насыр-Кортский административный округ, А, посредством перечисления со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) в размере 7 674 647 рублей на расчетный счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса.
В обоснование иска истец ссылался на то, что для завершения строительства и реконструкции автомобильной дороги М-29 «Кавказ» необходимо изъятие указанных земельных участков. Истцом произведены действия по изъятию указанной части земельного участка в досудебном порядке в виде проведения оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, направления ответчику проекта соглашения об изъятии земельного участка.
Между тем, ответчик соглашение не подписал, согласия на изъятие не выразил, что явилось основанием для обращения ФКУ Упрдор «Кавказ» в суд с заявленными требованиями.
Исковые требования уточнялись в связи с допущенными неточностями в первоначально поданном иске.
Надлежащим образом извещенное ФКУ Упрдор «Кавказ» своего представителя в суд не направило, о причинах неявки суд не известило.
Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО2 представили возражение на исковое заявление, в котором ответчик не согласен с размером возмещения рыночной стоимости (выкупной цены) подлежащей уплате Истцом. Для определения рыночной стоимости земельного участка, объектов недвижимости и убытков, ответчик обратился в экспертное учреждение ООО «Рейтинг - Центр». Согласно Отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ при определении размера возмещения при изъятии земельных участков с кадастровым номером 06:05:0600005:712, площадью 84 кв.м., расположенного по адресу: Р. Ф., , с расположенными на нем улучшениями составляет- 1 267 739 (один миллиона двести шестьдесят семь тысяч семьсот тридцать девять) рублей, в том числе земельный участок -956 340 рублей, забор бетонный -252 297 рублей, калитка – 15 074, бетонные подпорки – 16 082 рубеля, деревья алыча – 27 286 рублей; с кадастровым номером 06:05:0600005:609 площадью 494 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: , Насыр-Кортский административный округ, А, с расположенными на нем улучшениями составляет-14 589 935 рублей, в том числе земельный участок -8 297 145 рублей, магазин, совмещенный с СТО – 5 828 114 рублей, забор блочный – 58 489 рублей, бетонный забор -223 462 рублей, ворота – 71 355 рублей, бетонное помещение – 50 319 рублей, деревья алыча – 41 060 рублей, навес – 19 991 рублей.
Управление Росреестра по РИ и ООО «Межевой земельный центр», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав мнение ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Минимущества России от 10.09.2002г. №-р «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления» (далее – Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р) утвержден перечень федеральных автомобильных дорог общего пользования, закрепленных на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями Минтранса России.
Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р за ГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказскийх автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации» закреплена на праве оперативного управления федеральная автомобильная дорога М-29 «Кавказ» из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Республикой Азербайджан (на Баку)
В соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ №ВБ-30 «О внесении изменений в уставы федеральных государственных учреждений, подведомтсвенных Федеральному дорожному агентству» ГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказскийх автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации» переименовано в ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р создано ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» путем изменения типа ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», но с сохранением его основной цели деятельности.
Согласно постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (далее – Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№) автомобильная дорога М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)» переименована в «Автомобильная дорога Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой».
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №МС-27-Р ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» реорганизовано в форме присоединения к нему ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской Республики Федерального дорожного агентства» с определением полного наименования после завершения процесса реорганизации – ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ УПРДОР «Кавказ»).
Государственная компания (ФКУ УПРДОР «Кавказ») осуществляет деятельность по организации строительства переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 «Кавказ» -из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) и реконструкции переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон»- Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100-км 589+000, на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №145-ФЗ «О государственной компании «Р. автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №145-ФЗ).
Частью 2 статьи 37 Закона № –ФЗ установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в том числе: обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
На основании обращений ФКУ УПРДОР «Кавказ» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ№-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)».
В соответствии с обращением ФКУ УПРДОР «Кавказ» от ДД.ММ.ГГГГ№, вышеуказанным распоряжением, ЗК РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие гранспортной системы», подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения» и в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)» (далее - Проект) Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждено Распоряжение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества (далее - Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р) (Приложение №).
Пунктом 1 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, №-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащего согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ№ и №, от ДД.ММ.ГГГГ№ на праве собственности ФИО1 земельного участка площадью 84 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:610 площадью 602 кв.м., расположенного по адресу: , Насыр-Кортский административный округ, ;
земельного участка площадью 494 кв.м., с кадастровым номером 06:05:0600005:609 вместе с расположенным на нем нежилым зданием площадью 153,9 кв.м. с кадастровым номером 06:05:0100003:1333, расположенного по адресу: , Насыр-Кортский административный округ, А.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:610 был образован земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:712 площадью 84 кв.м.
Земельные участки с кадастровым номером 06:05:0600005:712 площадью 84 кв.м. и с кадастровым номером 06:05:0600005:609 площадью 494 кв.м. попадают в зону строительства объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка) ».
Из пункта 2 Распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 05.08.2019г. №-р следует, что на ФКУ УПРДОР «Кавказ» возложена обязанность обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия выкупа земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
ДД.ММ.ГГГГ за № от 08.08.2019г. в адрес ФИО1 было направлено уведомление, согласно которому ФКУ Упрдор «Кавказ» поставило в известность собственника о том, что в целях обеспечения реализации Проекта части площадью 52 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:610 общей площадью 602 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: , Насыр-Кортский административный округ, ; земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:609 общей площадью 494 кв.м., и расположенного на нем нежилого здания площадью 153, 9 кв.м. с кадастровым номером 06:05:0100003:1333, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под размещение магазина, совмещенного с СТО, расположенного по адресу: , Насыр-Кортский административный округ, А, подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)», подлежат изъятию для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (статьи 49, 56.2 - 56.12 ЗК РФ, 279 - 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Факт принадлежности ФИО1 на праве собственности земельных участков с кадастровым номером 06:05:0600005:610 общей площадью 602 кв.м., , Насыр-Кортский административный округ, ; с кадастровым номером 06:05:0600005:609 общей площадью 494 кв.м., расположенного по адресу: , Насыр-Кортский административный округ, А, подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.1 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
В соответствии со ст.55 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, предусмотрен ст.279 ГК Российской Федерации, в соответствии с положениями которой, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путём выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Ф., соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В силу ст.281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который, подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При этом, разногласия между истцом и ответчиком, в целом, касаются только вопроса о размере подлежащих компенсации убытков, причиненных изъятием спорного имущества.
Согласно ч.1 ст.56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
На основании государственного контракта № от 27.08.2118г., заключенного между ФКУ УПРДОР «Кавказ» и ООО «Межевой земельный участок», последний произвел оценку рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
- 06:05:0600005:712, площадью 84 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:610, площадью 602 кв.м (земли населенных пунктов, назначение - для ведения личного подсобного хозяйства), расположенного по адресу: , Насыр-Кортский административный округ, ;
- 06:05:0600005:609 площадью 494 кв.м., (земли населенных пунктов, назначение – под размещение магазина, совмещенного с СТО), расположенного по адресу: , Насыр-Кортский административный округ, А, а также размера убытков, причиненных таким изъятием.
Размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:712 площадью 84 кв.м., в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка, определялся на основании Отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, подготовленного независимым оценщиком ООО «Межевой земельный центр».
В соответствии с Отчетом, денежная сумма подлежащая уплате ФКУ УПРДОР «Кавказ» ФИО1 составляет 789 505 рублей, в том числе: рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:712 площадью 84 кв.м. составляет – 576 156 руб. 00 коп, - размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:712, составляет 213 349 руб. 00 коп.
Размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:609 площадью 494 кв.м., в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка, определялся на основании Отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, подготовленного независимым оценщиком ООО «Межевой земельный центр».
В соответствии с Отчетом, денежная сумма подлежащая уплате ФКУ УПРДОР «Кавказ» ФИО1 составляет 7 674 647 рублей, в том числе: рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:609 площадью 494 кв.м. составляет – 4 868 370 руб. 00 коп,
-рыночную стоимость нежилого здания Магазин, совмещенный с СТО с кадастровым номером 06:05:0100003:1333 объем 153, 9 кв.м. составляет 2 421 364 рублей 00 копеек;
- размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:609, составляет 384 913 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.
Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, руководствуясь ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации, 56.7, 56.9, 56.10 ЗК РФ, ФКУ УПРДОР «Кавказ» были подготовлены проекты соглашений в целях обеспечения реализации проекта, в пункте 3.1 которого предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 789 505 рублей и 7 674 647 рублей.
Проекты соглашений для ознакомления и последующего принятия решения направлены почтой 17.04.2020г. и 04.06.2020г. в адрес ФИО1 заказными письмами с уведомлением за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и № от 25.05.2020г.
Согласно уведомлениям о вручении с почтовым идентификатором № и № письма с проектами соглашений вручены адресату ФИО1 22.04.2020г. и ДД.ММ.ГГГГ
До настоящего времени соглашение ответчиком не подписано, предложения о внесении вменения в соглашение им не представлены.
Учитывая изложенное порядок изъятия для государственных нужд земельных участков, находящегося в собственности у ФИО3, соблюден.
Статья 282 ГК РФ устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.11 Земельного кодекса РФ, заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для, в том числе, перехода права собственности на земельный участок и возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков, а также государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятый земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 56.11 Земельного кодекса РФ, в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.
В силу положений пункта 3 статьи 56.11 Земельного кодекса РФ, права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.11 Земельного кодекса РФ, с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что на основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, установленном решением суда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Полномочия на обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями предоставлены ФКУ Упрдор «Кавказ» пунктом 10 статьи 56.10 ЗК РФ.
Согласно указанному пункту ЗК РФ, организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
На основании п. 1 Положения «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ - оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) является учредителем ФКУ Упрдор «Кавказ». (Приложение №).
Согласно пункту 3.1 Устава ФКУ Упрдор «Кавказ», утвержденного Приказом Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ№, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы» (далее - Программа). В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограммы «Дорожное хозяйство», в которой выделены федеральные проекты «Морские порты России» и «Коммуникация между центрами экономического роста».
Целями указанной программы являются:
ускорение товародвижения, снижение транспортоемкости экономики, ускорение товародвижения на основе повышения индекса качества транспортной инфраструктуры;
повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта транспортных услуг транспортного комплекса;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств.
Реализация Программы позволит обеспечить увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения; обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог федерального значения.
Одним из важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Дорожное хозяйство» является «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой».
Неотъемлемой частью данного проекта является объект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р- 217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, - (корректировка)», ответственным исполнителем которого является Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Кавказ»).
Распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ№-р была утверждена проектная документация по объекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)» (Приложение №). По проектной документации по объекту: "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)", проведена государственная экспертиза ФАУ "Главгосэкспертиза России" (положительные заключения от ДД.ММ.ГГГГ№/ГГЭ-10970/07-01, от ДД.ММ.ГГГГ№/ГГЭ-10970/15-01) и ЗАО "Проектный институт "Нефтепроект" (положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№).
Автодорога с подъездом к городу Магас от автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» фактически является составной частью единого транспортного коридора соединяющего по кратчайшему расстоянию административные центры Северо-Кавказского федерального округа и с портами Черноморского и Каспийского побережья и Азербайджанской Республикой, учитывая динамичное развитие региональных транспортно-экономических связей, приобретает важное значение - служит перемычкой для перераспределения транспортных потоков и обеспечит кратчайший транспортный маршрут.
Данная дорога так же имеет важное стратегическое значение для мобильной переброски техники, как военной, так и специальной, а также грузов, направляемых в Азербайджанскую Республику и из нее.
Географическое расположение Республики Ингушетия накладывает определенные требования к организации работы транспорта, т.к. по территории республики проходит участок автомобильной дороги федерального значения «Ростов-Баку», поэтому крайне важна постоянная и надежная транспортная связь районов республики с транспортной сетью России.
Так, ДД.ММ.ГГГГ между Обществом с ограниченной ответственностью Строительная Компания «НЕОН» (далее - ООО СК «Неон», Подрядчик) и ФКУ Упрдор «Кавказ» (Заказчик) заключен государственный контракт № на выполнение дорожных работ по строительство транспортной развязки на объекте «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М- "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)» (далее - Контракт).
Из п. 1.1. вышеуказанного государственного контракта следует, что Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р- 217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)» (далее - Проект), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Стоимость работ по государственному контракту составляет 8 694 264 467 (восемь миллиардов шестьсот девяносто четыре миллионов двести шестьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят семь) рублей 78 копеек (в редакции Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ к Контракту).
Кроме того, заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (п. 8.2 Контракта).
Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключения государственного контракта; окончание: - ДД.ММ.ГГГГ Перенос сроков строительства не предусмотрен.
Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство.
Из календарного графика производства работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта усматривается, что срок выполнения работ начинается с июля 2018 г.
В связи с тем, что не решен вопрос об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 06:05:0600005:712 и 06:05:0600005:609 Подрядчик не может осуществлять работы строительству на объекте «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)».
Таким образом, Подрядчик не может в установленные Контрактом сроки начать работы по строительству на объекте «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)». При этом становится невозможным продолжение строительства объекта, так как без решения земельного вопроса нельзя произвести перенаправления движения с действующей автомобильной дороги на уже построенную часть автомобильной дороги для возможности производства работ по реконструкции действующей автомобильной дороги в установленные сроки.
Отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки - ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует реализации проекта: «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, (корректировка)».
Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствует ФКУ Упрдор «Кавказ» в выполнении задач, возложенных на нее вышеуказанной федеральной целевой программой.
От ответчика поступило возражение на исковое заявление, в котором ответчик не согласен с размером возмещения рыночной стоимости (выкупной цены) подлежащей уплате Истцом.
В целях устранения расхождений в части стоимости изымаемого имущества, ответчик заявил ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы.
На основании определения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 15.02.2021г. экспертной организацией - НОЦ «ЦСЭ им. Е.Ф. Буринского» ЮФУ была проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению данной экспертной организации от ДД.ММ.ГГГГ№/Э общая стоимость размера возмещения за изымаемое имущество составляет 19 006 210 (девятнадцать миллионов шесть тысяч двести десять) рублей.
Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд пришел к выводу о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка для федеральных нужд.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указано, что по требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее-Закон №135-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 56.8 ЗК РФ).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими 16 лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 ЗК РФ).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указано следующее. По смыслу пункта 2 статьи 281 ГК РФ собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было.
Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, также разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм законодательства и правовых норм, судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, а также установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств спора судом исковое заявление удовлетворяется с учетом определения стоимости размера изымаемого для государственных нужд недвижимого имущества на основании проведенной НОЦ «ЦСЭ им. Е.Ф. Буринского» ЮФУ судебной оценочной экспертизы.
Суд также полагает, что заявленное руководителем НОЦ «ЦСЭ им. Е.Ф. Буринского» ЮФУ ходатайство о взыскании расходов на проведение судебной экспертизы в размере 60 736 рублей 55 копеек подлежит удовлетворению и взысканию с ФИО1, так как определением Магасского районного суда от 15.02.2021г. расходы по производству указанной экспертизы возложены на ФИО1
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ решение следует обратить к немедленному исполнению, поскольку для выполнения работ по строительству путепроводов установлены сроки и перенос их не предусмотрен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» к ФИО1, третьим лицам Управлению Росреестра по , ООО «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:712 площадью 84 кв.м. (категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования), почтовый адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , Насыр-Кортский административный округ, , образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 06:05:0600005:610 общей площадью 602 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Кавказ» денежной суммы (возмещения) в размере 1213000 (один миллион двести тринадцать тысяч) рублей на расчетный счет ФИО1.
Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0600005:609 площадью 494 кв.м. (категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: под размещение магазина, совмещенного с СТО), и расположенного на нем нежилого здания (магазин) площадью 153, 9 кв. м. с кадастровым номером 06:05:0100003:1333, забор бетонный пл. 77,5 м.кв., калитка, бетонные подпорки, деревья (грецкий орех 2 шт.) забор блочный 25 м.кв., забор бетонный 65 м.кв., ворота 10 кв.м., бетонное мощение 67 м.кв., деревья алыча (4 шт), навес 10 м.кв., почтовый адрес: , Насыр-Кортский административный округ, А, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Кавказ» денежной суммы (возмещения) в размере 14514000 (четырнадцать миллионов пятьсот четырнадцать тысяч) рублей на расчетный счет ФИО1.
В качестве компенсации убытков, причиненных ответчику с целью изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 06:05:0600005:712, 06:05:0600005:609 и расположенных на нем объектов недвижимости с улучшениями по состоянию на дату проведения оценки перечислить со стороны ФКУ Упрдор «Кавказ» денежную сумму (возмещения) в размере 1640130 (один миллион шестьсот сорок тысяч сто тридцать) рублей на расчетный счет ФИО1.
В качестве компенсации размера упущенной выгоды за период 2 года (общий период восстановления производства) причиненных Ответчику в связи с изъятием земельных участков на дату проведения оценки перечислить со стороны ФКУ Упрдор «Кавказ» денежную сумму (возмещение) в размере 1639080 (один миллион шестьсот тридцать девять тысяч восемьдесят) рублей на расчетный счет ФИО1.
Общая сумма возмещения, подлежащая выплате со стороны ФКУ Упрдор «Кавказ» в пользу ФИО1 в качестве компенсации за изымаемое имущество составляет 19 006 210 (девятнадцать миллионов шесть тысяч двести десять) рублей.
Взыскать с ФИО1 в пользу НОЦ «Центр судебной экспертологии им. Е.Ф. Буринского» расходы за производство судебной оценочной экспертизы в размере 60 736 (шестьдесят тысяч семьсот тридцать шесть) рублей 55 копеек без НДС.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда Г. А. Мурзабеков
Решение18.08.2021