РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с.Красный Яр
Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Черкасовой Е.В., при секретаре Ахметовой С.Б., с участием заявителей Д.Т.Н., А.А.У., П.Н.Б., представителя заявителей С.А.К., заинтересованных лиц- главы муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области К.Б.М., его представителя К.С.Ю., представителя администрации МО «<> район» <> района <> области У.П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Д.Т.Н., А.А.У., М.С.Т., П.Н.Б. об оспаривании бездействия главы муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области К.Б.М.,
установил:
Д.Т.Н., А.А.У., М.С.Т., П.Н.Б. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия главы муниципального образования «<> сельсовет» <> области К.Б.М. В обосновании своих требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ в Совет муниципального образования «<> сельсовет» поступило решение Совета муниципального образования «<>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О преобразовании муниципального образования «<>», входящего в состав муниципального образования «<> район», путем объединения с муниципальными образованиями «<> сельсовет», «<> сельсовет», входящими в состав муниципального образования «<> район». Данная инициатива рассмотрена представительным органом, в результате чего решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № назначены публичные слушания по вопросу преобразования указанных муниципалитетов, которое было принято в целях установления учета мнения населения по вопросу, вынесенному на массовое обсуждение. ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по указанному вопросу, в которых приняли участие <> человек, из <> – это граждане, зарегистрированные на территории муниципального образования «<> сельсовет», обладающие правом голосования по теме слушаний. Публичные слушания открыл и вел глава муниципального образования К.Б.М., секретарем была избрана Д.Т.Н., являющаяся председателем Совета. Организацию и проведение публичных слушаний осуществляла администрация поселения, в том числе регистрацию лиц, принявших участие в них. По итогам публичных слушаний были приняты следующие решения: 1.Признать нецелесообразной инициативу о преобразовании муниципального образования «<> сельсовет», входящего в состав муниципального образования «<> район», путём его объединения с муниципальными образованиями «<> сельсовет», «<>», входящими в состав муниципального образования «<> район» (итоги голосования: «за объединение» - <> человек; «против объединения» - <> человек; «воздержалось» - <> человек). 2.Обнародовать протокол публичных слушаний путем размещения его копий на информационных стендах, расположенных в здании администрации муниципального образования «<> сельсовет», библиотеке <адрес>. 3.Информациюоб итогах публичных слушаний разместить на официальном сайте администрации муниципального образования «<> сельсовет». Однако в нарушение решений состоявшихся публичных слушаний протокол от ДД.ММ.ГГГГ не был оформлен надлежащим образом (отсутствует регистрационный лист участников публичных слушаний; подпись председательствующего) и обнародован в установленном порядке. По мнению заявителей, данное нарушение имело место вследствие бездействия главы муниципального образования «<> сельсовет» К.Б.М., выразившегося в отказе подписания протокола публичных слушаний, оформлении регистрационного листа участников публичных слушаний, являющегося его неотъемлемой частью, а также в неприятии мер к обнародованию указанного протокола. Полагают, что бездействие главы поселения К.Б.М. ограничивает доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ № одобрена инициатива о преобразовании муниципального образования «<> сельсовет», входящего в состав муниципального образования «<> район», путем объединения с муниципальными образованиями «<> сельсовет», «<>», входящими в состав муниципального образования «<> район». Данное решение принято большинством голосов депутатов (<> – «за», <> – «против»). Вместе с тем, до настоящего времени в нарушение требований Закона <> области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об административно-территориальном устройстве <> области», которым установлены требования к порядку представления документов и принятия по ним решения уполномоченным органом, глава поселения К.Б.М. не подписал и не направил Губернатору <> области документы, связанные с преобразованием муниципальных образований, предусмотренных вышеуказанным Законом <> области. Неисполнение главой поселения К.Б.М., полномочий, возложенных на него в силу закона и Устава поселения, выраженных в непредставлении Губернатору <> области документов, сопутствовавших преобразованию, нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих как на территории муниципального образования «<> сельсовет», так и на территориях муниципальных образований «<> сельсовет», «<>». Считают, что граждане, зарегистрированные на территории муниципального образования «<> сельсовет», вследствие бездействия главы поселения К.Б.М. лишены возможности реализовать свои права на местное самоуправление в форме объединения с другими сельскими поселениями, чем нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц и их публичные интересы, удовлетворение которых является необходимым условием сохранения социального баланса в обществе.
Просят суд признать незаконным бездействие главы муниципального образования «<> сельсовет» К.Б.М., выразившееся в непринятии мер к обнародованию полного текста протокола публичных слушаний, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «<> сельсовет», по вопросу преобразования муниципальных образований «<> сельсовет», «<> сельсовет», «<>» путем их объединения, включая регистрационного листа, являющегося неотъемлемой частью указанного протокола, свидетельствующего о количестве лиц, принявших участие в публичных слушаниях. Признать незаконным бездействие главы муниципального образования «<> сельсовет» К.Б.М., выразившееся в непредставлении Губернатору <> области документов, связанных с преобразованием муниципалитетов, установленных статьей 16 Закона <> области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об административно-территориальном устройстве <> области». Обязать главу муниципального образования «<> сельсовет» К.Б.М. в течение 5 дней со дня вынесения решения суда:
- подписать и обнародовать протокол публичных слушаний, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «<> сельсовет», по вопросу преобразования муниципальных образований «<> сельсовет», «<> сельсовет», «<>» путем их объединения, на информационных стендах, расположенных в здании администрации муниципального образования «<> сельсовет», библиотеке <адрес>, а также разместить его на официальном сайте администрации муниципального образования «<> сельсовет»;
- оформить надлежащим образом регистрационный лист, прилагаемый к протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ;
- представить Губернатору <> области оформленные надлежащим образом в соответствии с требованиями закона следующие документы:
- пояснительную записку к проекту Закона <> области о преобразовании муниципалитетов в 2-х экз.;
- карту-схему с указанием на ней границ преобразуемых муниципальных образований, выполненной в соответствии с требованиями земельного законодательства, утвержденную главами преобразуемых муниципальных образований, в 2-х экз.;
- сопроводительное письмо на имя Губернатора <> области ФИО11 с перечнем направляемых документов для представления в Думу <> области для принятия Закона <> области;
- описание границ по естественным ориентирам и другим элементам смежных территорий (описание измененного участка границы) и измененной границы муниципального образования в целом, утвержденное главами преобразуемых, в 2 х экз.;
- решение Совета муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № «О преобразовании муниципального образования «<> сельсовет», входящего в состав муниципального образования «<> район», путем объединения с муниципальными образованиями «<> сельсовет», «<>», входящего в состав муниципального образования «<> район», в 2х экз.;
- протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ;
- решение Совета муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении и проведении публичных слушаний по вопросу преобразования муниципального образования «<> сельсовет».
В судебном заседании заявители Д.Т.Н., А.А.У., П.Н.Б., представитель заявителей С.А.К., поддержали заявленные требования, изложив доводы, указанные в заявлении.
Заявитель М.С.Т. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрение дела в его отсутствии, заявление поддерживает в полном объем, просит его удовлетворить.
Глава МО «<> сельсовет» <> области К.Б.М. и его представитель К.С.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признали. Суду пояснили, что К.Б.М. принимал участие на публичных слушаниях в качестве гражданина Российской Федерации, а не как глава МО «<> сельсовет». В связи с чем, избрание К.Б.М. председательствующим на публичных слушаниях не налагает на него, как на выборное должностное лицо (Главу МО «<> сельсовет») обязанности к подписанию протокола по итогам публичных слушаний, оформления регистрационного лица участников, а также обязанности к принятию мер к обнародованию протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ. Также указал на то, что в установленном законом порядке, ему как главе МО «<> сельсовет», протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ. не направлялся. При этом, К.Б.М., разместил на сайте МО «<> сельсовет» в сети Интернет протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ. в части отражающей волеизъявление жителей муниципального образования «<> сельсовет» в отношении вопроса о преобразовании МО «<> сельсовет», входящего в состав МО «<> район, путем объединения с МО «<> сельсовет» и «<>». Кроме этого, указал на то, что п.1 ч.4 ст.36 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.1 ч.1 Устава поселения ему, как главе МО «<> сельсовет» предоставлены полномочия, связанные с предоставлением муниципального образования в отношении с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, совершения действий от имени муниципального образования без доверенности. Однако совершение каких-либо исполнительно - распорядительных действий, вытекающих из необходимости реализации решения Совета МО «<> сельсовет», состоящих в изготовлении и направлении в адрес Губернатора <> области тех или иных документов ему (как Главе МО «<> сельсовет») ни законом, ни Уставом в обязанности не вменено. В силу ч.1 ст.37 вышеуказанного Федерального закона исполнительно - распорядительным органом муниципального образования является его администрация. Каких-либо требований о необходимости исполнения решения Совета № от ДД.ММ.ГГГГ., не требующих вынесения Главой МО «<> сельсовет» каких-либо нормативных актов, К.Б.М. как главе администрации МО «<> сельсовет» никто в установленном порядке не направлял. Просят в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Порядок преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч.2 ст.10 Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям ст.28 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
В соответствии с ч.4 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 –ФЗ Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Данный порядок установлен решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ. № №.
Согласно Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «<> сельсовет», утвержденного указанным решением Совета, публичные слушания определены как форма информирования и выявления мнения граждан по обсуждаемым проблемам в процессе разработки, принятия, исполнения муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения и обсуждение проектов муниципальных правовых актов с участием жителей муниципального образования «<> сельсовет» (п.<>).
Согласно ч.5 ст.39 Устава МО «<> сельсовет» результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с п.4 ч.3 ст.28, ч.3 ст.13 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «<> сельсовет» по инициативе представительного органа муниципального образования были проведены публичные слушания по вопросу преобразования муниципального образования «<> сельсовет» путем объединения с муниципальными образованиями «<> сельсовет» и «<>».
Инициатива о преобразовании муниципального образования «<> сельсовет» была выражена в форме решения Совета МО «<> сельсовет» <><> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О назначении и проведении публичных слушаний по вопросу преобразования МО «<> сельсовет», которое было обнародовано и размещено на информационном стенде в администрации поселения, а также в иных доступных местах (торговые точки, МБОУ «<> ООШ», библиотека).
Публичные слушания на территории МО «<> сельсовет» состоялись ДД.ММ.ГГГГ., на которых присутствовало <> человек, из них <> человек с правом голосования. В ходе слушаний «за» принятие решения о преобразовании МО «<> сельсовет» путем объединения с МО «<> сельсовет» и «<>» проголосовало <> человек, «против объединения» - <> человек, воздержалось – <> человек.
По итогам проведения публичных слушаний были приняты следующие решения. 1.Признать нецелесообразной инициативу о преобразовании муниципального образования «<> сельсовет», входящего в состав муниципального образования «<> район», путём его объединения с муниципальными образованиями «<> сельсовет», «<>», входящими в состав муниципального образования «<> район» (итоги голосования: «за объединение» - <> человек; «против объединения» - <> человек; «воздержалось» - <> человек). 2.Обнародовать протокол публичных слушаний путем размещения его копий на информационных стендах, расположенных в здании администрации муниципального образования «<> сельсовет», библиотеке <адрес>. 3.Информациюоб итогах публичных слушаний разместить на официальном сайте администрации муниципального образования «<> сельсовет».
Публичные слушания открыл и вел глава муниципального образования «<> сельсовет» К.Б.М., секретарем была избрана Д.Т.Н., являющаяся председателем Совета. Организацию и проведение публичных слушаний осуществляла администрация поселения, в том числе регистрацию лиц, принявших участие в них.
Однако в нарушение решений состоявшихся публичных слушаний протокол от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не был оформлен надлежащим образом (отсутствует подпись председательствующего) и обнародован в установленном порядке.
Согласно Положению о публичных слушаниях в муниципальном образовании «<> сельсовет», утвержденному решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ №№, предусмотрено несколько форм проведения публичных слушаний: 1) слушания проектов НПА в Совете или администрации с участием представителей общественности; 2) массовое обсуждение проекта НПА; 3) рассмотрение на заседании Совета проектов НПА с участием представителей общественности; 4) слушания в органе местного самоуправления (пункт <> Положения).
По своей форме публичные слушания, состоявшиеся в с. <>ДД.ММ.ГГГГ, имели характер массового обсуждения, что подпадает под действие раздела <> названного Положения. Данный раздел не содержит требования к порядку проведения указанного мероприятия. Вместе с тем, в пункте <> названного Положения, регулирующего порядок проведения слушаний в органе местного самоуправления, являющихся одной из установленных форм публичных слушаний, указано, что председательствующим на слушаниях может быть глава муниципального образования, заместитель председателя Совета, председатель комиссии Совета. В п.<> Положения отражено, что на слушаниях ведутся протокол и стенограмма, которые подписываются председательствующим. Итоговые документы по результатам слушаний, а также протокол слушаний подлежит обязательному обнародованию не позднее чем через <> дней после окончания слушаний (п.<>). Таким образом, нормы, установленные пунктом <> Положения, применима ко всем формам публичных слушаний (аналогия закона).
Из представленного проекта протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ председательствующим на публичных слушаниях избран К.Б.М., как глава муниципального образования. Соответственно, на него возлагается обязанность исполнения распорядительных функций, которые выражаются не только в способе организации публичных слушаний, но и оформлении их результатов. Несмотря на то, что муниципальным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «<> сельсовет», отсутствуют указания на то, каким образом должен быть оформлен указанный протокол, тем не менее содержание протокола должно отражать ход самого мероприятия, состав участников, его итоги и подтверждаться подписями его организаторов. В данном случае подписями К.Б.М. (как председательствующего) и Д.Т.Н. (<>).
Как пояснила в судебном заседании Д.Т.Н., что не оспаривалось К.Б.М., ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя два дня после публичных слушаний, Д.Т.Н. представила К.Б.М. проект протокола для подписания и обнародования, как того требовали пункты 2 и 3 результатов публичных слушаний. К.Б.М., признавая результаты публичных слушаний и их изложение в протоколе, вместе с тем не подписал его, сославшись на то, что его речь и речь главы района, присутствовавшего на публичных слушаниях, неполная и в части искажена. Это послужило основанием возврата протокола секретарю Д.Т.Н. на доработку. При этом К.Б.М. письменных замечаний на него не представил.
Судом установлено, что до настоящего времени протокол публичных слушаний не подписан К.Б.М., хотя он имел реальную возможность внести в него собственные коррективы, не изменяя окончательных итогов, к которым пришли участники публичных слушаний. Вместе с тем, не подписанный протокол публичных слушаний был размещен К.Б.М. на официальном сайте сельской администрации.
Данное нарушение имело место вследствие бездействия главы муниципального образования «<> сельсовет» К.Б.М., выразившегося в отказе подписания протокола публичных слушаний, а также в неприятии мер к обнародованию указанного протокола.
Таким образом, бездействие главы МО «<> сельсовет» К.Б.М. ограничивает доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.
По результатам проведенных публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ. состоялось заседание Совета МО «<> сельсовет».
Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № одобрена инициатива о преобразовании муниципального образования «<> сельсовет», входящего в состав муниципального образования «<> район», путем объединения с муниципальными образованиями «<> сельсовет», «<>», входящими в состав муниципального образования «<> район». Данное решение принято большинством голосов депутатов (<> – «за», <> – «против»).
Вопрос преобразования муниципальных образований в <> области регулируется Законом <> области от 04.10.2006 №67/2006-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве <> области» (далее – Закон АО), которым установлены требования к порядку представления документов и принятия по ним решения уполномоченным органом.
В соответствии со ст. 16 вышеуказанного Закона <> области для принятия решения о преобразовании административно-территориальных единиц Губернатору <> области представляются следующие документы:
1) протокол об итогах голосования населения, выступившего с инициативой преобразований муниципальных образований, либо решение органов местного самоуправления, либо решение органов государственной власти <> области, либо решение федеральных органов государственной власти, выступивших с инициативой преобразований;
2) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности преобразований муниципальных образований, сведения о размере и составе территории и численности населения соответствующих муниципальных образований и населенных пунктов, наличии в них промышленных и сельскохозяйственных организаций, социально-культурных учреждений, предприятий торговли, образовательных и медицинских организаций, состоянии путей сообщения и расстоянии от населенных пунктов до административного центра преобразованного муниципального образования, сведения о расходах денежных средств, связанных с преобразованием муниципальных образований, подписанная главой преобразуемого муниципального образования;
3) описание границ по естественным ориентирам и другим элементам смежных территорий (описание измененного участка границы) и измененной границы муниципального образования в целом, утвержденное главами соответствующих муниципальных образований;
4) карта-схема с указанием на ней границ преобразуемых муниципальных образований, выполненная в соответствии с требованиями земельного законодательства, утвержденная главами соответствующих муниципальных образований, в двух экземплярах.
2. В связи с объединением двух и более поселений, не влекущим изменения границ иных муниципальных образований, помимо документов, указанных в части 1 настоящей статьи, представляются документы, подтверждающие согласие населения каждого из объединяемых поселений.
3. В связи с объединением двух и более муниципальных районов, не влекущим изменения границ иных муниципальных образований, помимо документов, указанных в части 1 настоящей статьи, представляется решение представительных органов каждого из объединяемых муниципальных районов.
Местное самоуправление гарантировано на территории Российской Федерации. В систему органов местного самоуправления входят (ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ): - глава муниципального образования; - местная администрация; - представительный орган (Совет); - контрольно-счетный орган; - иные органы и должностные лица, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В частности, в систему органов местного самоуправления муниципального образования «<> сельсовет» согласно Уставу поселения входят: - глава муниципального образования; - местная администрация, возглавляемая главой администрации муниципального образования; - Совет муниципального образования.
Исходя из этого, можно заключить, что К.Б.М., избранный на всеобщих выборах, является высшим должностным лицом муниципального образования «<> сельсовет», возглавляющий на принципах единоначалия местную администрацию.
Соответственно, К.Б.М., являясь главой муниципального образования и главой администрации муниципального образования в одном лице, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а именно: представительскими и исполнительно-распорядительными функциями.
Как было уже озвучено К.Б.М., он не оспаривает свои полномочия в этой части, поскольку они вытекают из Устава муниципального образования, принятого в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Более того, полномочия главы муниципального образования начинаются с его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Соответственно, в силу ст. 11 Трудового кодекса РФ на выборных должностных лиц не распространяются нормы трудового законодательства и иные акты, содержащие нормы трудового права, поскольку данные правоотношения регулируются Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ, Законом субъекта РФ (в частности, Законом <> области от 31.07.2008 №54/2008-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления») и принятым в соответствии с ними Уставом муниципального образования.
При избрании главы муниципального образования, избранного на всеобщих выборах, с ним трудовой договор не заключается. Гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 5.1. ст. 40 ФЗ №131).
Аналогичные нормы применимы также к деятельности депутатов органов местного самоуправления. Данные положения установлены с целью обеспечения непрерывности функционирования представительных и иных органов муниципального образования.
Таким образом, доводы К.Б.М. об уважительности причин действий в части неисполнения решения Совета муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ №№, а именно: не направления документов о преобразовании муниципалитета Губернатору <> области, в связи с нахождением К.Б.М. в отпуске и продлении его отпуска в связи с нахождением главы в соответствующий период на больничном, являются несостоятельными, поскольку нахождение главы муниципального образования в отпуске, временная его нетрудоспособность не освобождают его от исполнения своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Более того, в судебном заседании К.Б.М. подтвердил, что решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № было подписано им в тот же день, он присутствовал на заседании Совета, при нем оглашалось само решение Совета, он знал о его содержании.
Со слов Д.Т.Н., заявителя по делу, которая одновременно является председателем Совета муниципального образования «<> сельсовет», данные обстоятельства нашли свое подтверждение. Более того, она пояснила, что решение Совета было обнародовано ДД.ММ.ГГГГ во всех доступных местах – это в здании администрации поселения, школе, библиотеке с. <>, торговых точках (магазины), то есть в местах массового скопления людей. Заявитель П.Н.Б., в судебном заседании, подтвердила, что решение Совета о преобразовании было вывешено в начале ДД.ММ.ГГГГ года на доске объявлений в <> школе, директором которой она является.
Что касаемо размещения муниципального нормативного правового акта на официальном сайте администрации, которое со слов К.Б.М. имело место только ДД.ММ.ГГГГ, и якобы с этой даты начинается исчисление даты вступления его в силу, то данное мнение главы (в части даты вступления в силу НПА) ошибочно и основано на неправильном толковании закона.
Следовательно, указанное решение вступило в законную силу. В связи с чем доводы К.Б.М. о том, что решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ. вступило в законную силу лишь ДД.ММ.ГГГГ. не могут быть приняты судом во внимание виду их несостоятельности.
Исходя из положений ч. 2 и ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ и Положения о порядке ознакомления граждан с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в муниципальном образовании «<> сельсовет», утвержденного решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ №№, размещение НПА на официальном сайте и его обнародование (опубликование) являются не равноценными действиями с точки зрения юридического значения. Обнародование (опубликование) – это начало действия применения НПА. При этом обязательному опубликованию в СМИ подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан в части установления налогов, утверждения бюджетных обязательств органа местного самоуправления и другие. Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № к таким НПА отнести нельзя в силу его правового действия. В то же время одним из способов информирования населения о деятельности органов местного самоуправления является размещение на сайте соответствующей информации, в том числе о принятых НПА.
То, что с ДД.ММ.ГГГГ К.Б.М. не принял мер к размещению на официальном сайте поселения решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ № свидетельствует о его бездействии в части доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Муниципальные власти обязаны в силу Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обеспечивать доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательство выяснилось, что доступ к размещению информации на официальном сайте администрации муниципального образования «<> сельсовет» имеют исключительно работники сельской администрации и глава муниципалитета. Иные лица, в том числе депутаты Совета, не вправе по своему усмотрению размещать какую-либо информацию на этом сайте.
Зная о состоявшемся решении и его содержании, К.Б.М. с ДД.ММ.ГГГГ не исполняет его, хотя неоднократно об этом уведомлялся в устном порядке заявителями по делу. В связи с неисполнением решения Совета в части направления необходимых документов Губернатору Астраханской области, в адрес К.Б.М. был направлен депутатский запрос, который принят администрацией поселения согласно входящему штампу ДД.ММ.ГГГГ. Даже исключив время нахождения К.Б.М. в отпуске и на больничном, у К.Б.М. было достаточно времени для совершения определенных действий, направленных на исполнение решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ № №
Доводы К.Б.М. о том, что ему требуется время на «изготовление» документов, не состоятельны. Сведения об описании границ по естественным ориентирам и другим элементам смежных территорий (описание измененного участка границы) и измененной границы муниципального образования в целом, - документ, который требуется утвердить главой, так как данные сведения содержатся в приложении <> к
Закону Астраханской области от 06.08.2004 №43/2004-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района».
Аналогичная ситуация с картой-схемой, которую также следует утвердить главой. Данные сведения нет необходимости устанавливать путем проведения межевых либо иных землеустроительных работ. Карта-план всех муниципальных образований <> области утверждена в <> году Агентством по управлению государственным имуществом <> области, то есть органом, который уполномочен в <> области утверждать такой документ. В нем содержатся все координаты населенных пунктов, иные обозначения, которые предъявляются к указанному документу. Информация, имеющаяся в этом документе, является единственно достоверной на территории <> области и применяется органами местного самоуправления в своей работе.
Более того, в муниципальных образованиях «<> сельсовет» и «<>» документы, необходимые направлению Губернатору <> области, подготовлены, но не могут быть представлены по назначению, так как зависят от готовности документов муниципального образования «<> сельсовет».
Исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства и доводы участников процесса, суд приходит к выводу об отсутствии объективных причин, послуживших основанием в не направлении Губернатору <> области документов, связанных с преобразованием муниципальных образований, предусмотренных Законом <> области со стороны главы МО «<> сельсовет» К.Б.М. в решении вопроса, отнесенного в его полномочия в силу закона и Устава поселения.
В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Указанные полномочия в части, касающейся рассматриваемого заявления, главой муниципального образования «<> сельсовет» К.Б.М. не исполняются, чем нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих как на территории муниципального образования «<> сельсовет», так и на территориях муниципальных образований «<> сельсовет», «<>».
Бездействие К.Б.М. не только ограничивает доступ граждан к информации, но и препятствует осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования «<> сельсовет».
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами заявителей в части признания действий К.Б.М. незаконными и обязании его оформить надлежащим образом регистрационный лист, прилагаемый к протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ., а также в части направления сопроводительного письма на имя Губернатора <> области ФИО11 с перечнем направляемых документов для представления в Думу <> области для принятия Закона <> области и возложение обязанности по исполнению решения суда в течение пятидневного срока со дня вынесения решения суда, поскольку законом указанные действия не предусмотрены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление Д.Т.Н., А.А.У., М.С.Т., П.Н.Б. об оспаривании бездействия главы муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области К.Б.М. – удовлетворить частично.
Признать бездействие главы муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области К.Б.М., выразившееся в неприятие мер к обнародованию полного текста протокола публичных слушаний, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ. на территории муниципального образования «<> сельсовет» по вопросу преобразования муниципальных образований «<> сельсовет», «<> сельсовет», «<>» путем их объединения незаконным.
Признать бездействие главы муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области К.Б.М., выразившееся в непредставление Губернатору <> области документов, связанных с преобразованием муниципалитетов, установленных статьей 16 Закона <> области от 04.10.2006г. № 67/2006-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве <> области» - незаконным.
Обязать главу муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области К.Б.М. обнародовать протокол публичных слушаний, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ. на территории муниципального образования «<> сельсовет» по вопросу преобразования муниципальных образований «<> сельсовет», «<> сельсовет», «<>» путем их объединения, на информационных стендах, расположенных с здании администрации муниципального образования «<> сельсовет», библиотеки <адрес>, а также разместить его на официальном сайте администрации муниципального образования «<> сельсовет».
Представить Губернатору Астраханской области оформленные надлежащим образом в соответствии с требованиями закона следующие документы:
- пояснительную записку к проекту Закона Астраханской области о преобразовании муниципалитетов.
- описание границ по естественным ориентирам и другим элементам смежных территорий (описание измененного участка границы) и измененной границы муниципального образования в целом, утвержденное главами соответствующих муниципальных образований;
- карта-схема с указанием на ней границ преобразуемых муниципальных образований, выполненная в соответствии с требованиями земельного законодательства, утвержденная главами соответствующих муниципальных образований, в 2-х экземплярах.
- протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ.
- решение Совета МО «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ. № «О назначении и проведение публичных слушаний по вопросу преобразования МО «<> сельсовет»
- Решение Совета МО «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № «О преобразование МО «<> сельсовет», входящего ыв состав МО «<> район», путем объединения с МО «<> сельсовет», «<>», входящего в состав МО «<> район».
В остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Черкасова Е.В.