КОПИЯ:
Дело № 2-363/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2018 года г. Щучье
Щучанский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи - Макаровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания - Быстрицкой Т.В.,
с участием ответчика - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щучанского районного суда Курганской области гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области к ФИО1 об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием,
установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обратился в суд с иском к ФИО1 об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием, указывая, что 10.05.2018г. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> в адрес Департамента направлены материалы проверок в отношении ответчика, подтверждающие факт неиспользования в течение трёх лет и более лет подряд для ведения сельскохозяйственного производства земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес: <адрес>». Указанный земельный участок принадлежит ответчику на праве собственности. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области ежегодно, в период с 2014г. по 2017г. назначалось проведение проверок соблюдения землепользователем ФИО1 требований земельного законодательства, о чем ФИО1 уведомлялся. По результатам проведенных плановых и внеплановых выездных проверок, рейдовых осмотров были составлены акты проверки, которыми установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № по вышеуказанному адресу, не обработан, мероприятия по улучшению и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние не проводились, земельный участок зарос сорной и другой растительностью. ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 8.7, 8.8, 19.5 КоАП РФ, к нему были применены административные наказания в виде штрафа. В предписаниях (предупреждениях) на ФИО1 неоднократно была возложена обязанность в установленные в предписаниях сроки, устранить допущенные нарушения земельного законодательства. По результатам повторных проверок соблюдения земельного законодательства, в том числе, выполнения требований указанных предписаний, были составлены акты, в которых отражено, что нарушения земельного законодательства ФИО1 не устранил. Просил суд изъять у ФИО1 земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью га с кадастровым номером № по, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка <адрес> с целью его продажи с публичных торгов. Определить начальной ценой публичных торгов изъятого земельного участка рыночную стоимость, определенную в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства судом извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, не оспаривал тот факт, что земельный участок им не используется, но не согласен лишаться данного участка.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав в письменном заявлении, что исковые требования поддерживает.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщал.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью га с кадастровым номером № по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес: <адрес>, в границах <адрес>
В силу абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Согласно статей 284, 285, 286 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 ГК РФ, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
В случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Форма предписания об устранении выявленного нарушения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае не устранения указанных в предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи предписании нарушений в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии такого предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области в период с 2014 года по 2017 год ежегодно назначалось проведение проверок соблюдения землепользователем ФИО1 требований земельного законодательства, о чем ФИО1 уведомлялся 08.04.2014г., 29.10.2014г., 05.12.2014г., 12.11.2015г., 02.12.2015г., 18.12.2017г.
02.02.2018г. вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований закона и предложено ФИО1 в течении 180 дней провести мероприятия по очистке земельного участка сельскохозяйственного назначения от сорной многолетней растительности, древесной растительности; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; по истечении установленного срока уведомить Управление Россельхознадзора по Курганской области о принятых мерах. Также указано, что непринятие мер по недопущению правовых норм, может повлечь наступление ответственности в соответствии с действующим законодательством (л.д. 56).
По результатам проведенных плановых и внеплановых выездных проверок, рейдовых осмотров были составлены акты проверки, которыми установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка <адрес>, не обработан, мероприятия по улучшению и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние не проводились, земельный участок зарос сорной и др. растительностью.
ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 8.7, 8.8., 19.5 КоАП РФ, о чем представлены соответствующие копии постановлений.
В силу п.3 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии не устранения указанных в пунктах 3, 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
В случае не устранения правонарушений, указанных в пунктах 3, 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно п.10, п.15 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, суд полагает правильным определить рыночную стоимость спорного земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области удовлетворить.
Изъять у ФИО1 земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью га с кадастровым номером №, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> с целью его продажи с публичных торгов.
Определить начальной ценой публичных торгов изъятого земельного участка рыночную стоимость, определенную в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2018 года.
Судья п/п Е.А. Макарова
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья Е.А. Макарова