ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-363/19 от 06.03.2019 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-363/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2019 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,

при секретаре Кропачевой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к территориальному управлению администрации г. Кирова по Первомайскому району, администрации г. Кирова о восстановлении жилищных прав, предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к территориальному управлению администрации г. Кирова по Первомайскому району, администрации г. Кирова о восстановлении жилищных прав, предоставлении жилого помещении. В обоснование указала, что является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В возрасте (Данные деперсонифицированы) лет обратилась с заявлением об обеспечении ее как сироты жилым помещением. Признана нуждающейся в жилом помещении, при этом в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, не включена. Жилых помещений в ее собственности не имелось и не имеется. Просит восстановить ФИО1, {Дата} г.р., пропущенный срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; признать незаконным отказ территориального управления администрации г. Кирова по Первомайскому району г. Кирова от {Дата}{Номер} о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; возложить на территориальное управление администрации г. Кирова по Первомайскому району г. Кирова включить ФИО1, {Дата} г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО2 исковые требования полагали обоснованными. Поддержали правовое обоснование иска и дополнения к нему.

Представитель ответчика – администрации г. Кирова ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что в связи с достижением истцом 23-летнего возраста, предполагаемое право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилого фонда, утрачено.

Представитель ответчика территориальному управлению администрации г. Кирова по Первомайскому району ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО1 полагала необоснованными. Приобщила отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании, а также поддержала доводы представителя администрации г. Кирова.

Представители третьих лиц управления опеки и попечительства администрации г. Кирова, управления опеки и попечительства Уржумского района Кировской области в судебное заседание не явились. Уведомлены своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица – министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил возражения.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска ФИО1 по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что решением Первомайского районного суда г.Кирова от {Дата} родители ФИО1 (ранее – ФИО5) лишены родительских прав.

На основании распоряжения администрации Первомайского района г. Кирова от {Дата}{Номер} несовершеннолетняя Шубина (в настоящее время - истец ФИО1) А.С. устроена в детские государственные учреждения, а также на ЖКО спичфабрики «(Данные деперсонифицированы)» возложена обязанность не допускать вселения кого-либо, обмена, продажи, сдачи в поднаем жилплощади по адресу: {Адрес},, без разрешения органов опеки и попечительства Первомайского РОО.

С {Дата} по {Дата} ФИО6 находилась в детском {Адрес}, затем выбыла в ПУ {Номер}{Адрес} до {Дата}.

Жилое помещение на территории Уржумского муниципального района за ФИО7 не закреплялась. В список органа опеки и попечительства в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилыми помещениями на территории {Адрес}, не включалась.

{Дата} ФИО7 обратилась в администрацию Первомайского района г. Кирова с заявлением о постановке ее на очередь для улучшения жилищных условий, в котором указала, что являлась воспитанницей детского дома.

{Дата} жилищной комиссией администрации Первомайского района г. Кирова проведена проверки жилищных условий заявителя, составлен акт, содержащий сведений о принятии комиссией решения взять заявителя на контроль по предоставлению комнаты в общежитии.

{Дата} на заседании общественной жилищной комиссии рассмотрено заявление ФИО7, заявитель поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по общей очереди, а также указано о статусе лица как воспитанника детского дома и взятии на контроль по высвобожденной комнате. Протокол комиссии содержит сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем, по закрепленному жилому помещению, состоящему из двух комнат в коммунальной квартире: заявитель, отец и мать, лишенные родительских прав, четверо братьев и сестра, т.е. восемь человек были зарегистрированы и проживали коммунальной квартире в жилом помещении, состоящем из двух комнат общей площадью 40,8 кв.м., жилой - 29 кв.м.

Основываясь на разъяснениях Верховного Суда РФ, закрепленных в Обзоре практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ от {Дата}, несмотря на закрепленное за ФИО1 жилое помещение, суд при рассмотрении дела приходит к выводу о том, что возвращение ФИО1 в него противоречило ее интересам, поскольку в нем проживали лица, лишенные в отношении нее родительских прав, т.е. признает ФИО1 на дату подачи заявления лицом, не имеющим закрепленного жилого помещения.

Жилых помещений в собственности ФИО1 не имела и не имеет. Членом семьи собственника, нанимателя по договору социального найма не является.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей на дату подачи ФИО1 заявления в администрацию Первомайского района г. Кирова, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

По мнению суда, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Установив фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о принадлежности ФИО1 к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, а также ее постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения 23-летнего возраста, применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу, что право ФИО1 на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не утрачено, а ее не включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда обусловлено исключительно бездействием органов социальной защиты несовершеннолетних.

В целях восстановления жилищных прав ФИО1, {Дата} г.р., суд восстанавливает истцу срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения содержатся в Законе Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию».

Лицам, указанным в статье 16 настоящего Закона, на территории Кировской области предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров. Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статья 23 указанного Закона наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в соответствии с настоящим Законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания и условия предоставления ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, имеются.

Суд удовлетворяет требования истца и возлагает на администрацию муниципального образования «Город Киров» обязанность по предоставлению ФИО1, {Дата} г.р., на территории муниципального образования «Город Киров» жилого помещения благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 кв.м., по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Кировской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом, вопреки доводам представителей ответчиков, по мнению суда, достижение 23-летнего возраста не является основанием для отказа ФИО1 в реализации принадлежащего ей права, поскольку еще до достижения данного возраста ФИО1 обратилась в органы местного самоуправления, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, невозможность проживания в закрепленном жилом помещении установлена при рассмотрении настоящего спора и не опровергнута ответчиками. Право ФИО1 быть включенной в список детей-сирот на получение жилого помещения в специализированном жилом фонде до достижения 23-летнего возраста не оспаривалось ответчиками.

Кроме того, удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд также учитывает, что органы местного самоуправления при реализации прав граждан не должны допускать какой-либо дискриминации. Однако при рассмотрении настоящего спора установлено, что в 2013 году общественной комиссией по жилищным вопросам принято решение о включении сестры истца, имеющей тождественные с истцом жизненные условия, в список детей-сирот для обеспечения жилыми помещениями специализированного жилого фонда. Следовательно, невключение ФИО1 в список детей-сирот, предоставляющий право на получение жилых помещений специализированного жилого фонда обусловлено не бездействием ФИО1 до достижения 23-летнего возраста, а является проявлением ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами уполномоченных органов и проявлением дискриминации в отношении заявителя.

Суд не усматривает оснований для выражения самостоятельного суждения о незаконности отказа территориального управления администрации г. Кирова по Первомайскому району г. Кирова от {Дата}{Номер} о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку правовая оценка правоотношениям сторон дана в рамках оценки принадлежности истцу права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Восстановить ФИО1, {Дата} г.р., срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Возложить на администрацию муниципального образования «Город Киров» обязанность по предоставлению ФИО1, {Дата} г.р., на территории муниципального образования «Город Киров» жилого помещения благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 кв.м., по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Кировской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова

Решение суда в окончательной форме принято 11.03.2019