Дело № 2-363/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Троицкое 10 сентября 2019 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе
Председательствующего судьи Зайцевой Л.Н.
При секретаре Хрупиной Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) о включении периодов работы в сельскохозяйственный стаж и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы нормировщиком в колхозе «Великий Октябрь», АООТ «Великий Октябрь», ООО «Великий Октябрь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ «О страховых пенсиях»», ссылаясь на те обстоятельства, что ее трудовой стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет, что дает право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии. Между тем ответчиком в установлении такой выплаты было отказано из-за отсутствия требуемого стажа, при этом в стаж работы в сельском хозяйстве не были включены указанные выше периоды работы со ссылкой на отсутствие должности нормировщика в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440. С решением пенсионного органа она не согласна, так как в спорные периоды работала в сельском хозяйстве и имеет право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии.
В судебном ФИО1 исковые требования поддержала, просила обязать ответчика включить в ее сельскохозяйственный стаж указанные выше периоды работы нормировщиком и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии, ссылаясь на те обстоятельства, что работал в сельском хозяйстве, в ее обязанности входило ведение табеля учета рабочего времени, составление нарядов о проделанной работе, начисление заработной платы работникам.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения иска по тем основаниям, что стаж работы ФИО1 в сельском хозяйстве по представленным документам составляет 13 лет 6 месяцев 9 дней вместо требуемых 30 лет, при этом периоды работы нормировщиком в такой стаж не зачтены из-за отсутствия в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, такой должности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжки колхозника ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года являлась членом колхоза «»Великий Октябрь» Троицкого района Алтайского края, работала дояркой, поварихой, нормировщиком, ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода на работу нормировщиком, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
Согласно ч. 14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
При исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - список).
Названным Списком не поименованы нормировщик, член колхоза (колхозник, рядовой колхозник).
Согласно пункта 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии из-за отсутствия требуемого стажа, который составил 13 лет 6 месяцев 9 дней, при этом в сельскохозяйственный стаж не зачтены периоды работы нормировщиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений отдела по делам архивов администрации Троицкого района Алтайского края, сельскохозяйственная артель «Великий Октябрь» в ДД.ММ.ГГГГ году реорганизована в колхоз «Великий Октябрь», который решением общего собрания колхозников от ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в АООТ «Великий Октябрь», постановлением главы Троицкого района от ДД.ММ.ГГГГ АООТ «Великий Октябрь» реорганизовано в ОАО «Великий Октябрь», ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Великий Октябрь» исключено их Единого государственного реестра юридических лиц в связи с завершением конкурсного производства.Отказывая истцу во включении в сельский стаж спорных периодов, пенсионный орган сослался на то, что периоды его работы нормировщиком не могут быть включены в общий сельский стаж, в связи с тем, что данные должности не предусмотрены Списком, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440.
Между тем период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в сельских стаж работы, поскольку в указанный период ФИО1 являлась членом колхоза «Великий Октябрь», о чем свидетельствует ее трудовая книжка
С доводами ответчика о невозможности зачета в сельских стаж остальных спорных периодов работы суд соглашается исходя их тех обстоятельств, что устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Доводы истца, что должность нормировщика непосредственно связана с сельскохозяйственным производством, тождественна должности рабочего, судом отклоняются исходя из следующего.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) принят и введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (вместе с "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов") (дата введения 01.01.1996), состоящий из двух разделов:
- профессии рабочих;
- должности служащих.
Первый раздел - профессии рабочих - включает в себя профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел - должности служащих - разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Профессия нормировщика указана во втором разделе, то есть она не отнесена к рабочей профессии.
В основу построения справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации руководящих работников, специалистов и служащих определяются их должностными обязанностями, которые в свою очередь обусловливают наименование должности.
Таким образом, именно должностные обязанности являются определяющими для выбора правильного наименования должности.
Согласно Письма Госкомтруда СССР N 75-АБ, Минфина СССР N 89, ЦСУ СССР N 10-80 от 27.04.1973 "Об Основных положениях по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве" учет выполнения норм выработки (норм времени), нормированных заданий осуществляется на основании первичных документов по учету выработки продукции и выполненных работ за отчетный период соответствующими лицами, на которых это возложено (нормировщиками, экономистами и др.). 48. На предприятиях и в организациях осуществляется систематический контроль за правильным расходованием фонда заработной платы, фонда материального поощрения и средств по дополнительным системам премирования (не входящих в фонд зарплаты). При этом должен быть обеспечен контроль за соответствием фактических расходов затратам, предусмотренным в плане, установленным нормативам и основным производственным показателям работы.
Для обеспечения правильности расчетов по заработной плате нормировщики, мастера, производители работ и другие должностные лица обязаны обеспечить:
правильность применения норм, сдельных расценок, тарифных ставок, доплат и надбавок;
контроль за соответствием сумм заработной платы количеству и качеству фактически принятых от рабочих продукции и работ или отработанному времени;
правильность составления и оформления первичных документов по учету выработки продукции выполненных работ.
При этом вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые включены в Список N 1440 и дают право на установление повышенной фиксированной выплаты может быть рассмотрен только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах.
Должность нормировщика предусмотрена классификатором, о работе истца нормировщиком, помимо трудовой книжки, свидетельствуют штатные расписания АООТ (ОАО) «Великий Октябрь» на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы, штатные расписания работников за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы в архив на хранение не поступали.
Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по делам архивов администрации Троицкого района Алтайского края, в приказах директора ОАО «Великий Октябрь» о предоставлении отпусков нормировщику ФИО1, ее увольнении с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца в обоснование иска, что АООТ (ОАО) «Великий Октябрь» являлись сельскохозяйственными предприятиями, не влекут включение спорных периодов работы в сельский трудовой стаж истца, поскольку наименование должности, которую занимал истец (нормировщик) Списком № не предусмотрено.
С учетом изложенного основания для включения в сельских стаж истца периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Стаж работы истца в сельском хозяйстве менее 30 лет, требуемых для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с чем основания для перерасчета этой выплаты отсутствуют.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) о включении периодов работы в сельскохозяйственный стаж и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) включить в стаж работы в сельском хозяйстве ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы через Троицкий районный суд.
Председательствующий Зайцева Л.Н.