Дело №2-363/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 13 апреля 2016г.
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Солодилова Е.Ю.,
при секретаре Муравьевой Е.М.,
с участием представителя истца-прокурора Черезова Д.А.,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Воркуты в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования городского округа «Воркута, неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности прекратить совмещение статуса депутата с замещением должности муниципальной службы,
установил:
Прокурор города Воркуты обратился в суд с требованием к ответчику ФИО1, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу прекратить совмещение статуса депутата представительного органа – Совета муниципального образования городского округа «Воркута» с замещением должности муниципальной службы – начальника отдела молодежной политики администрации муниципального образования городского округа «Воркута».
В обоснование требований прокурором указано, что ФИО1, избранный депутатом Совета муниципального образования городского округа «Воркута» пятого созыва 13.09.2015, до 16.09.2015 замещал должность заведующего отделом молодежной политики, которая относится к муниципальным должностям, а с 17.09.2015 занимает должность начальника отдела молодежной политики и фактически выполняет обязанности заведующего отделом молодежной политики, то есть выполняет обязанности по обеспечению исполнения полномочий исполнительного органа местного самоуправления - администрации МО ГО «Воркута» по решению вопросов местного значения в части организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе «Воркута», а соответственно должность начальника отдела молодежной политики администрации МО ГО «Воркута» относится к должностям муниципальной службы. При этом законодательством установлен запрет на совмещение должности муниципальной службы с одновременным замещением муниципальной должности. Подобное совмещение нарушает основные принципы муниципальной службы и государственной политики в сфере противодействия коррупции.
В судебном заседании прокурор Черезов Д.А. поддержал требования и доводы иска.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснил, что муниципальным служащим не является. Документы о занимаемой им должности предъявлялись в территориальную избирательную комиссию, претензий по ним не было.
Администрация МО ГО «Воркута» с требованиями прокурора не согласилась, указав в отзыве, что должность, занимаемая ФИО1 не относится к перечню должностей муниципальной службы, в связи с чем нарушения при совмещении с деятельностью депутата не имеется.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате и времени разбирательства извещены, в связи с чем суд рассматривает дело при имеющейся явке. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Из Устава муниципального образования городского округа «Воркута» (принятого Советом МО ГО «Воркута» 27.02.2006) следует, что Совет городского округа является представительным органом городского округа, представляет население городского округа и от его имени осуществляет местное самоуправление, ст.30-31 Устава.
Из представленной суду справки Совета МО ГО «Воркута» следует, что ФИО1, является депутатом Совета муниципального образования городского округа «Воркута» пятого созыва, избран 13.09.2015, срок окончания полномочий – сентябрь 2020 года. Осуществляет депутатскую деятельность на непостоянной основе.
Кроме того из представленных копий распоряжений и трудовых договоров следует, что до 16.09.2015 ФИО1 замещал должность заведующего отделом молодежной политики, которая относится к муниципальным должностям, а с 17.09.2015 занимает должность начальника отдела молодежной политики.
В исполнительно-распорядительном органе Перечня должностей в муниципальном образовании городского округа Реестра должностей муниципальной службы в Республике Коми (Приложение 1 к Закону Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 21.12.2007 N 133-РЗ) предусмотрена должность руководителя (начальника, заведующего) отдела.
Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 24.03.2015 № 411 утвержден перечень должностей муниципальной службы в администрации МО ГО «Воркута», в который включена должность заведующего отделом.
Вместе с тем, должность начальника отдела в перечень должностей муниципальной службы не включена.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления.
В свою очередь, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета, ст.10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно ст.6 того же Федерального закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено понятие органов местного самоуправления - избираемых непосредственно населением и (или) образуемых представительным органом муниципального образования органов, наделенных собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения закон относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения городского округа тот же Федеральный закон относит организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, п.34 ч.1 статьи 16.
В соответствии с Положением об отделе молодежной политики администрации МО ГО «Воркута» отдел молодежной политики является структурным подразделением администрации муниципального образования городского округа «Воркута». К основным задачам отдела относятся: реализация государственной молодежной политики на территории городского округа «Воркута»; организация и осуществление мероприятий по работе с молодежью в городском округе «Воркута»; формирование условий для гражданского становления, духовного, нравственного и патриотического воспитания молодежи городского округа «Воркута»; информационное и консультационное обеспечение молодежи городского округа «Воркута»; Поддержка: - талантливой молодежи, молодежных общественных организаций и движений городского округа «Воркута» и ее (их) инновационной деятельности; - молодой семьи; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан городского округа «Воркута» и реализации их трудовых прав; создание условий для реализации молодежью городского округа «Воркута» общественно значимых инициатив, условий для профессиональной ориентации молодежи; формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи; повышение социально -политической активности молодежи городского округа «Воркута»; предупреждение антиобщественного поведения среди молодежи городского округа «Воркута»; привлечение молодежи к реализации городских молодежных программ, повышение социальных услуг для молодежи городского округа «Воркута».
Согласно должностной инструкции начальника отдела молодежной политики администрации МО ГО «Воркута», в его обязанности входит: определение направления развития молодежной политики МО ГО «Воркута» с учетом потребностей молодежи и имеющихся ресурсов; организация мероприятий по реализации государственной молодежной политики на территории МО ГО «Воркута», осуществление контроля за ходом их выполнения; проведение конференций, совещаний, выставок, конкурсов, чтений по вопросам реализации молодежной политики; обеспечение осуществления единой государственной молодежной политики на территории городского округа «Воркута», развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе; развитие молодежных информационных проектов и программ; разработка документации, регламентирующей деятельность отдела молодежной политики и др. (пункты 3.1 - 3.17 должностной инструкции). Аналогичные должностные обязанности закреплены в должностной инструкции заведующего отделом молодежной политики администрации МО ГО «Воркута» (л.д. 41-42).
Таким образом, ФИО1 фактически выполняет обязанности по обеспечению исполнения полномочий исполнительного органа местного самоуправления - администрации МО ГО «Воркута» по решению вопросов местного значения в части организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе «Воркута», а соответственно должность начальника отдела молодежной политики администрации МО ГО «Воркута» относится к должностям муниципальной службы.
При таких обстоятельствах, рассматривая положения законов о муниципальной службе, организации местного самоуправления, и соотнеся их с перечнем обязанностей ФИО1 по занимаемой им должности начальника отдела молодежной политики, суд приходит к выводу о несомненном соответствии последних понятию муниципальной службы, а в отношении самого ФИО1 понятию муниципального служащего. По роду своей деятельности ФИО1 выполняет обязанности по обеспечению исполнения полномочий исполнительного органа местного самоуправления - администрации МО ГО «Воркута» по решению вопросов местного значения в части организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе «Воркута». Суд также учитывает, то обстоятельство, что как в период до 16.09.2015, так и после 17.09.2015 ФИО1 фактически руководил отделом молодежной политики администрации МО ГО «Воркута», выполнял обязанности по обеспечению исполнения полномочий исполнительного органа местного самоуправления - администрации МО ГО «Воркута» по решению вопросов местного значения в части организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе «Воркута».
При этом правильность оформления с ФИО1 трудовых отношений без учета особенностей, предусмотренных для муниципальных служащих, при явном выполнении им обязанностей такового, не является предметом настоящего судебного разбирательства и не влияет на выводы суда о характере его деятельности.
Муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, установленные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Статьями 13 и 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ установлен перечень ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. В частности, пунктом 2 части 1 статьи 14 названного Федерального закона установлен запрет на замещение должности муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность.
Согласно п.9 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы.
Кроме того, частью 2 статьи 12.1 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции» также предусмотрен запрет для лиц, замещающих муниципальные должности, на замещение государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, иных муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.
Из смысла указанных норм закона следует, что муниципальная служба в силу своего публично-правового характера не допускает совмещения с какой-либо иной публичной деятельностью, и муниципальный служащий не может одновременно находиться на муниципальной службе и замещать муниципальные должности (на постоянной или не постоянной основе). К числу таки должностей относится должность депутата представительного органа местного самоуправления.
Таким образом, в нарушение законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции ФИО1 с момента избрания депутатом и по настоящее время не соблюдает ограничения и совмещает деятельность депутата Совета МО ГО «Воркута» и муниципального служащего, занимая также должность начальника отдела молодежной политики Администрации МО ГО «Воркута».
В свою очередь, лицо вправе самостоятельно решить прекратить статус депутата, оставаясь муниципальным служащим, либо продолжить депутатскую деятельность, оставив муниципальную службу.
Следует также учесть, что статьей 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона.
Ответчик до настоящего времени не сложил полномочия депутата и не оставил муниципальную службу, Администрация МО ГО «Воркута» соответствующего решения не принимала. Сложившаяся ситуация нарушает права неопределенного круга лиц на замещение должности муниципальной службы и право быть избранным в представительный орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать ФИО1 ("обезличено" в течение месяца после вступления решения суда в законную силу прекратить совмещение статуса депутата представительного органа – Совета муниципального образования городского округа «Воркута» с замещением должности муниципальной службы – начальника отдела молодежной политики администрации муниципального образования городского округа «Воркута».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Е.Ю. Солодилова