ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-363/2017 от 09.02.2017 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2 - 363/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Е.Ю., с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2 представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 ФИО10, ФИО4 ФИО11 к администрации Ленинского района г. Чебоксары, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения незаконным и о возложении обязанности предоставить социальную выплату,

установил:

ФИО1, ФИО5 обратились в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об отказе в предоставлении социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" незаконным и о возложении на Министерство строительства, архитектуры, и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обязанности предоставить социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения (л.д. ------), указав в нем, что их семья состоит в списке лиц нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на господдержку с дата. По заявлению от дата они включены в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". В дата году их включили в число претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации данной подпрограммы. Однако оспариваемым решением жилищной комиссии администрации Ленинского района они были исключены из указанного списка по тем мотивам, что жилое помещение приобретено ими по кредитному договору, заключенному до дата. Данное решение и последующий отказ в предоставлении социальной выплаты, полагают истцы, являются незаконными, поскольку кредитный договор на покупку квартиры был заключен дата, а кредитный договор с «------» (Акционерное общество) от дата----- был договором по его рефинансированию.

В судебном заседании истцы не присутствовали, воспользовались правом на ведение дела через представителя.

Представитель истцов в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в основном и дополнительном исках основаниям и вновь привел суду, пояснив также, что кредитный договор ----- от дата на покупку квартиры по адрес был заключен с ------ (ОАО) под залог данной квартиры. В дата году по договору с «------» (Акционерное общество) произошло рефинансирование кредитного договора ----- при сохранении ипотеки в силу закона. Кредитный договор является действующим, задолженности по его выплате истцы не имеют, ранее социальную выплату не получали.

ФИО3, представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что кредитный договор с «------» (Акционерное общество) на покупку квартиры заключен дата, что не отвечало требованиям подпункта «е» п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, действующим на момент принятия администрацией Ленинского района г. Чебоксары решения об отказе в предоставлении ФИО1 социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".

Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам (ст. 167 ГПК РФ).

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7); каждому гарантируется право на жилище, условия для его осуществления создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. ч. 1, 2 ст. 40).

Государственная программа поддержки молодых семей направлена на создание условий для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, в том числе предусматривает помощь молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2014 г. N 21-П, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую значимость, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, обеспечивающих институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики России, направленной в том числе на повышение рождаемости, как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России.

Во исполнение положений части 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в целях формирования рынка доступного жилья экономического класса, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем Постановлением от 17.12.2010 N 1050 - новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила.

Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002 - 2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).

Таким образом, исходя из смысла и целей подпрограммы, принципа преемственности, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не получившие соответствующую социальную выплату, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

В своем Определении от 14 октября 2014 г. N 47-КГ14-8 Верховный Суд Российской Федерации указал, что государство, включая молодую семью в качестве участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и признавая тем самым право такой семьи на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

В настоящее время федеральная целевая программы "Жилище" действует в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

Данная подпрограмма направлена на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривает для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома экономического класса, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.

Пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п.7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.8).

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. Участие в подпрограмме является добровольным ( п.9).

Из установленных судом обстоятельств следует, что семья С-вых соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившая желание получить социальные выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила.

Так, согласно материалам дела дата ФИО1, состав семьи которой на тот момент состоял из 2-х человек - она и ее супруг ФИО5,, обратилась с заявлением в администрацию Ленинского района г. Чебоксары о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на государственную поддержку. Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата----- она была поставлена на учет с дата под номером «-----».

дата ею подано заявление о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Извещением от дата администрация Ленинского района города Чебоксары уведомило их о том, что решением жилищной комиссии от дата их семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В последующем, как следует из материалов дела, истица ежегодно обращались с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", в том числе и с заявлением о предоставлении социальной выплаты для погашения основного долга по ипотечному кредиту на покупку квартиры по адресу: адрес., в соответствии с подп. "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы". При последнем обращении ею среди других необходимых документов были представлены: копия кредитного договора ----- от дата, заключенного с ------ (ОАО) под залог квартиры по адрес; копия договора купли-продажи от дата на покупку квартиры по адрес; копия свидетельства о государственной регистрации права на указанную квартиру, копия кредитного договора с «------» (Акционерное общество) от дата-----, заключенного по программе «Рефинансирования единичного ипотечного кредита» на рефинансирование кредитного договора ----- (при ипотеке в силу закона) от дата, предоставленного ------ (ОАО) на сумму ------. на срок до дата.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 29 января 2004 г. N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.).

Согласно ответу заместителя главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата, истцам отказано во включении в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по тем основаниям, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования не предусмотрено погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным после дата, сославшись на то, что кредитный договор с «------» (Акционерное общество) ----- заключен дата.

Суд находит указанный вывод основанным на неправильном применении и толковании норм материального права.

Так, согласно п. 2 Правил, являющихся приложением N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила), в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в подпункте "е" пункта 2 слова ", полученным до 1 января 2011 г." исключены.

Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома;

д) копия кредитного договора (договора займа);

е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;

ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Из анализа приведенных положений следует, что участники программы вправе приобрести в собственность жилье в целях улучшения своих жилищных условий, при этом они сохраняют право на получение социальной выплаты на погашение основного долга по финансовым обязательствам, возникшим при приобретении жилого помещения.

Основанием для отказа включения семьи истцов в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, послужило то обстоятельство, что кредитный договор с «------» (Акционерное общество ----- заключен дата, что, по мнению ответчика не отвечало действующим на тот момент требованиям подпункта "е" пункта 2 Правил.

Между тем, как следует из материалов дела, предметом кредитного договора с «------» (Акционерное общество) ----- от дата было рефинансирование кредитного договора ----- (при ипотеке в силу закона) от дата, предоставленного ------ (ОАО) на сумму ------. на срок до дата. Согласно справке «------» (Акционерное обществ) по состоянию на дата сумма задолженности по кредитному договору от дата----- по основному долгу составила ------., по начисленным процентам -------. (л.д.------). При этом нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, запрета на рефинансирование (перекредитование) ранее выданных ипотечных кредитов на приобретение жилья, не содержат.

Таким образом, условие о получении кредита до дата, вопреки утверждениям ответчика, истцами было выполнено.

Более того, в рассматриваемом случае данное требование не может играть решающего значения, поскольку, как уже указывал суд, Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в подпункте "е" пункта 2 слова ", полученным до 1 января 2011 г." исключены.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент подачи указанного заявления молодая семья имела право на постановку на учет для получения социальной выплаты и была включена в состав участников программы, поскольку соответствовала условиям, изложенным п. 6 Правил, в том числе, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, учитывая, что оформила право собственности на квартиру после того, как была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и кредитный договор был заключен с целью покупки квартиры, т.е. в целях решения своей жилищной проблемы путем реализации права на оказание им государственной поддержки путем предоставления социальной выплаты на погашение части стоимости жилья, суд полагает, что снятие указанной семьи с учета для получения социальной выплаты является незаконным.

С учетом изложенного ссылка ответчика на то обстоятельство, что первоначальный кредит был погашен, не лишает истцов права на получение мер социальной поддержки, поскольку кредитные обязательства истцов не исполнены, в данном случае произошла замена одного кредитора на другого, предложившего более выгодные условия кредитования возникшего у истцов денежного обязательства по договору купли-продажи жилого помещения от дата. До настоящего времени право собственности истцов обременено залогом, возникшем в силу кредитного договора от дата и перерегистрированного на нового залогодержателя на основании договора о рефинансирования ----- от дата.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что правовых оснований для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома и исключении семьи С-вых из списка участников программы не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об отказе в предоставлении ФИО4 ФИО12 социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы незаконным.

Обязать Министерство строительства, архитектуры, и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы предоставить ФИО4 ФИО13 социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту на приобретение жилого помещения по установленным нормам.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 13 февраля 2017 года