Дело № 2-363/2018 р.п. Светлый Яр
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)
Светлоярский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Потаповой О.В.
при секретаре Тарабановской Т.А.,
с участием истца - помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Навасардян Д.В., представителя ответчика – МК ДОУ «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области ФИО1
28 июня 2018 года в р.п. Светлый Яр, Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации к МКДОУ «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к МКДОУ «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В обоснование своих доводов указала, что проведённой Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области».
Основным видом деятельности МК ДОУ «Кировский ДС», зарегистрированного по адресу: <...> «б» – является реализация образовательных программ дошкольного образования.
МК ДОУ «Кировский ДС» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует здание, находящиеся по адресу <...> «б».
В результате осуществления деятельности образуются следующие отходы: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724); лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 47110101521).
Образующиеся в учреждении отходы помещаются в контейнеры специализированной организации и вывозятся в соответствии с договором, заключённым с ООО «Комус» № 97 В/18 от 26.01.2018 г. Факта осуществления деятельности в области обращения с отходами не установлено.
Данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности учреждения, в связи, с чем в адрес МК ДОУ «Кировский ДС» направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № 04-02-2017 от 19.02.2018 Согласно поступившему ответу на представление от 05.03.2018 № 60 учреждением нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены, реальных мер по их устранению не принято. Кроме того, по возбуждённым прокурором административным производствам Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области должностное и юридическое лицо образовательного учреждения к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП. Постановления вступили в законную силу.
Указанное является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределённого круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства. Именно, через утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учреждение обеспечит безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - V класса опасности, их накопление на территории учреждения и их последующую транспортировку, использование и размещение.
Отсутствие у ответчика лимитов на размещение отходов при осуществлении хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе, проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.
На основании вышеизложенного, истец просит: обязать Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области» представить в Комитет природных ресурсов и экологии по Волгоградской области для установления нормативов образования отходов лимитов на их размещение:
- заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, и требованиями, установленными приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30.12.2015 № 1246 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору». Данные мероприятия выполнить в течении 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании истец – помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Навасардян Д.В., исковые требования поддержал в полном объёме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика – МК ДОУ «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области ФИО1, в судебном заседании исковые требования признала в полном объёме.
Третье лицо – комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в судебное заседание не явились, о дате слушания дела были извещены надлежащим образом, заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие суду не представили.
Выслушав истца помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Навасардян Д.В., представителя ответчика – МК ДОУ «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Так, в соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
На основании ст. 18 вышеуказанного закона к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Учреждение не относится к объектам федерального экологического надзора.
В соответствии с п. 2.1.3 Постановления Администрации Волгоградской обл. от 19.12.2016 № 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области", Комитет устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Приказом Комитета природных ресурсов и экологии по Волгоградской области № 1246 от 30.12.2015 утверждён Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно п. 4, 5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчётов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учётом планируемых объёмов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области на основании комплекта обосновывающих расчётов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на из размещение, утверждёнными приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 августа 2014 г. № 349.
В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объёмы) отходов, предназначенные для:
- накопления (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
- утилизации и/или обезвреживания.
Из вышеизложенных правовых норм следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов.
Вопреки изложенным требованиям законодательства, вышеназванное учреждение осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что при проведённой Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области».
Основным видом деятельности МК ДОУ «Кировский ДС» является реализация образовательных программ дошкольного образования. МК ДОУ «Кировский ДС» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует здание, находящееся по адресу <...> «б».
В результате осуществления деятельности образуются отходы: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724); лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 47110101521). Образующиеся в учреждении отходы помещаются в контейнеры специализированной организации и вывозятся в соответствии с договором, заключённым с ООО «Комус» № 97 В/18 от 26.01.2018 г. Факта осуществления деятельности в области обращения с отходами не установлено.
В нарушении требований законодательства вышеназванное учреждение осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Данные обстоятельства, подтверждаются представлением об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды (л.д. 8-11), объяснением ФИО1 (л.д. 14), уставом образовательной организации МК ДОУ «Кировский детский сад» (л.д. 15-17), договором № 97В/18 от 26.01.2018 года (л.д.22-25), паспортом опасного отхода (л.д.26), проектом нормативов образования отходов и лимитов на из размещение (л.д. 27-29), договором на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов (л.д. 30-33), актом приёма-передачи отходов, направляемых в ООО НПЭК «ЭКО КАСКАД» (л.д. 34-35), договором на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов (л.д. 36-37), приказами о назначении лица, за соблюдением природоохранного законодательства по МКДОУ Кировский Д/С (л.д. 38-39), инструкция по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами по МКДОУ Кировский д/с (л.д.40-46), должностная инструкция (л.д.47-49), актом выполненных работ (л.д. 50-57).
Кроме того, представитель ответчика – «Кировский детский сад» ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не оспаривала, указав, что ими уже предпринимаются меры по устранению вышеуказанных нарушений. Исковые требования признала в полном объёме.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах, признание исковых требований ответчиком основано на законе, и судья принимает признание иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации к МК ДОУ «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - удовлетворить.
Обязать Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Кировский детский сад» Светлоярского муниципального района Волгоградской области» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в Комитет природных ресурсов и экологии по Волгоградской области для установления нормативов образования отходов лимитов на их размещение:
- заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, и требованиями, установленными приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30.12.2015 № 1246 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору».
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд Волгоградской области в течение 1 (одного) месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.В.Потапова
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2018 года
Председательствующий: О.В.Потапова