ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-363/2021 от 02.02.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-363/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2021 г. город Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,

при секретаре Цереновой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поиску прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Элисты о возложении обязанности организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение земельных участков,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Элисты Республики Калмыкия (далее прокурор г. Элисты) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением к Администрации города Элисты Республики Калмыкия (далее Администрация г. Элисты, ответчик), ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой г. Элисты по обращению ФИО1 о ненадлежащем исполнении Администрацией г. Элисты полномочий в части обеспечения земельных участков коммуникациями проведена проверка. В ходе данной проверки установлено, что Администрацией г. Элисты в 2018 г. в собственность льготной категории граждан предоставлены бесплатно однократно земельные участки, расположенные по адресному ориентиру: <данные изъяты>, с видом разрешенного использования под жилую застройку. Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации на территории города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Однако до настоящего времени водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение по адресному ориентиру: <данные изъяты>, отсутствуют. В рамках реализации Индивидуальной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2020-2024 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 992 от 12 апреля 2020 г., предусмотрены мероприятия по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. 20 июля 2020 г. Администрацией г. Элисты заключен контракт с АО «Проектный институт Калмыкии» на выполнение работ «Разработка проектно-сметной документации по объекту капитального строительства: «Строительство инженерных сетей (электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение) для многоэтажной жилой застройки на земельном участке (7,3 га) по адресу: <данные изъяты>. Прокурор г. Элисты просит суд обязать Администрацию г. Элисты организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение в срок до 1 января 2023 г. со дня вступления в силу решения суда на земельных участках, расположенных по адресному ориентиру: <данные изъяты>, предоставленных семьям с детьми-инвалидами, многодетным семьям, педагогическим работникам и ветеранам боевых действий для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Элисты Яшкулова М.А. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации г. Элисты ФИО2 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Указал, что Администрация г. Элисты предпринимает действия, направленные на удовлетворение потребностей граждан в обеспечении предоставленных земельных участков всем необходимым, в том числе коммуникациями.

Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия ФИО3 в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение требований оставил на усмотрение суда.

Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайств заявлений от представителя в суд не поступало.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Воспользовавшись предоставленным правом, прокурор г. Элисты обратился в суд с вышеназванным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из материалов дела, в прокуратуру г. Элисты обратилась ФИО1 с жалобой на ненадлежащее исполнении Администрацией г. Элисты полномочий в части обеспечения земельных участков коммуникациями.

В ходе проверки установлено, что Администрацией г. Элисты в 2018 году в собственность льготной категории граждан, в том числе ФИО1, предоставлены однократно бесплатно земельные участки по 600 кв.м., расположенные по адресному ориентиру: <данные изъяты> (л.д. 27-70).

Однако до настоящего времени водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение по адресному ориентиру: <данные изъяты> отсутствуют, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения и газоснабжения.

Так, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.

Статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в пороке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.8 Устава города Элисты Республики Калмыкия к вопросам местного значения города Элисты относится организация в границах города Элисты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Поскольку в силу закона на Администрацию г. Элисты возложена обязанность по организации на территории города Элисты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, данная обязанность не исполнена вышеуказанному адресному ориентиру не исполнена, то требование прокурора г. Элисты о возложении на Администрацию г. Элисты обязанности организовать на по адресу: <данные изъяты> электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение следует признать обоснованным.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 № 992-р утверждена индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В рамках индивидуальной программы планируется реализация мероприятий по обеспечению населения Республики Калмыкия качественным и доступным жильем благодаря обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.

Повышение качества жизни и формирование благоприятной среды будут достигнуты, в том числе, за счет модернизации объектов водоотведения.

В соответствии с Приложением № 2 к индивидуальной программе сроки проведения мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (разработка, корректировка проектно-сметной документации запланирована в 2020 году)запланированы на 2020-2024 годы.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 5 декабря 2018 г. № 369 утверждена государственная программа «Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия».

Целью данной Государственной программы Республики Калмыкия является повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, обеспечение их доступности для населения. Задачами Государственной программы Республики Калмыкия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 5 декабря 2018 г. № 369, является обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры

Мероприятия Государственной программы Республики Калмыкия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 5 декабря 2018 г. № 369, будут реализованы в один этап с 2019 года по 2024 год, её участниками являются, в том числе МУП «Элиставодоканал», АО «Энергосервис», ООО «Спецавтохозяйство», ПАО «Россети Юг», ПАО «Газпром», органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2018 г. № 421 «О государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия» утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия».

Одной из задач Государственной Программы Республики Калмыкия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2018 г. № 421, является повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства; обеспечение земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой в рамках реализации проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, предоставления для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей; обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства; государственная поддержка отдельных категорий граждан Республики Калмыкия, перед которыми имеются обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. Мероприятия Государственной программы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2018 г. № 421, будут реализованы в один этап с 2019 года по 2024 год.

Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, будет осуществляться на основании Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на период 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 992-р, в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия» (приложение №8 к Государственной программе).

В соответствии с Приложением № 8 к Государственной Программе Республики Калмыкия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2018 г. № 421, разработан порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы (далее соответственно - иные межбюджетные трансферты, индивидуальная программа).

Главным распорядителем средств республиканского бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство).

Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств республиканского бюджета на цели, указанные в пункте 1 названного Порядка.

Таким образом, финансирование мероприятий по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитию инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия, по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства на территории муниципального образования город Элиста, предусмотрено как органами исполнительной власти Российской Федерации, так и органами исполнительной власти Республики Калмыкия.

В целях реализации Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 г. в 2020 г. Администрацией г. Элисты 20 июля 2020 г. заключен контракт с АО «Проектный институт Калмыкии» на выполнение работ «Разработка проектно-сметной документации по объекту капитального строительства: «Строительство инженерных сетей (электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение) для многоэтажной жилой застройки на земельном участке (7,3 га) по адресу: <данные изъяты>.

Таким образом, судом установлено, что мероприятия, предусмотренные Государственными программами, утвержденными Постановлениями Правительства Республики Калмыкия № 369 и № 421, будут реализованы в один этап с 2019 года по 2024 год.

Собственных средств для завершения указанных мероприятий муниципальное образование город Элиста не имеет. Следовательно, организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение земельных участков, расположенных в <адрес> Администрация города Элисты сможет к 31 декабря 2024 г.

При решении вопроса о возложении на Администрацию г. Элисты обязанности организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение земельных участков, расположенных в юго-западном районе г. Элисты, подлежат изучению вопросы возможности исполнения решения суда.

Правоприменительная деятельность суда не включает в себя стадию исполнения судебного решения, однако, будучи частью правореализационного процесса, не может быть полностью изолирована от процесса исполнения. Целью самого судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов. Поэтому законодатель установил ряд требований к содержанию и оформлению судебного решения, поставил некоторые вопросы исполнения судебных актов под контроль суда, предусмотрел и иные процессуальные нормы с целью обеспечения реального исполнения (реализации) решения суда, а, следовательно, и завершение в целом самого процесса реализации правовых норм.

Судебное решение как акт правоприменения направлено на реализацию правовых норм, которые имеют государственно-властный характер, общеобязательны и гарантируются возможностью государственного принуждения. Так же как и сама правовая норма, вступившие в законную силу судебные решения, в соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. Исполнимость (как свойство вступившего в законную силу решения) есть проявление общеобязательности решения

Исполнение судебного решения по смыслу ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, в противном случае будет поставлен под сомнение сам конституционный принцип исполнимости судебного решения.

Для того чтобы судебное решение было действенным, предполагается не только выбор истцом адекватного, исполнимого способа защиты права, но и проверка судом исполнимости заявленного требования, наличие условий для реализации указанного в резолютивной части индивидуально-конкретного правового предписания.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Таким основанием, предусмотренных федеральным законом, по мнению суда, являются положения ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Полагая, что решение суда о возложении на Администрацию г. Элисты обязанности организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение указанных земельных участков, расположенных в г. Элисте, Администрацией г. Элисты именно к 1 января 2023 г. не будет исполнено, суд, руководствуясь положениями ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным возложить на Администрацию г. Элисты обязанность организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение земельных участков, расположенных по адресному ориентиру: <данные изъяты>, к 31 декабря 2024 г., а не к 1 января 2023 г. как просил прокурор г. Элисты.

Согласно ст. ст. 333.16, 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд подлежит уплате государственная пошлина в зависимости от цены иска.

В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, что предусмотрено в Налоговом кодексе Российской Федерации, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

По данному делу ответчик Администрация г. Элисты в силу налогового законодательства также освобождается от уплаты государственной пошлины. В связи с чем в бюджет г. Элисты государственная пошлина судом не взыскивается.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора города Элисты Республики Калмыкия, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Элисты о возложении обязанности организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение земельных участков удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию города Элисты обязанность организовать в срок до 31 декабря 2024 года электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение на земельных участках, расположенных по адресному ориентиру: <данные изъяты>, предоставленных семьям с детьми инвалидами, многодетным семьям, педагогическим работникам и ветеранам боевых действий для индивидуального жилищного строительства.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Н.А. Цыкалова

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 февраля 2021 г. изготовлено в окончательной форме 8 февраля 2021 г.