ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-363/2022 от 24.06.2022 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №2-363/2022

УИД – 29RS0017-01-2022-000424-13

Решениеименем Российской Федерации

г. Няндома 24 июня 2022 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Тимошенко А.Г.,

при помощнике судьи Беляеве М.А.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В.,

представителя ответчика администрации Няндомского муниципального района Архангельской области и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области Холматовой С.С.,

представителя третьего лица ГБУ АО «Няндомская районная станция по борьбе с болезнями животными» Агафонычевой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять в муниципальную собственность безнадзорных животных,

установил:

прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять в муниципальную собственность безнадзорных животных, в обоснование иска указав, что в ходе проверки по обращению начальника ГБУ АО «Няндомская районная станция по борьбе с болезнями животными» (далее – ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ») прокуратурой района выявлены нарушения действующего законодательства об ответственном обращении с животными, связанные с неисполнением Администрацией обязанности по принятию в муниципальную собственность 17 безнадзорных собак. С целью устранения нарушений прокуратурой района 29 декабря 2021 г. в адрес Администрации вынесено представление, в удовлетворении которого 28 января 2022 г. отказано, обязанность по принятию в муниципальную собственность 17 безнадзорных собак продолжает не исполняться. Вместе с тем полагает, что отказ Администрации принять в муниципальную собственность животных без владельцев по истечении шестимесячного срока с момента отлова является нарушением действующего гражданского законодательства, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность безнадзорных животных у ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ»; обязать Администрацию принять в муниципальную собственность МО «Няндомское» 17 безнадзорных собак, сведения о которых содержатся в карточках учета животных без владельцев №№573, 574, 577, 587, 590, 592, 593, 630, 633, 634, 635, 638, 5, 14, 15, 3 и 5 у ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ».

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (далее – КУМИ), Инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области (далее – Инспекция), Автономная некоммерческая организация «Приют для животных «Добрый Дом» (далее – АНО «Приют для животных «Добрый Дом»).

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации и третьего лица КУМИ Холматова С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» Агафонычева Г.Г. в судебном заседании пояснила, что заявленные исковые требования являются обоснованными.

Третьи лица Инспекция и АНО «Приют для животных «Добрый Дом», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего спора, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ), Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии», наделяющими субъекты Российской Федерации собственными полномочиями в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными, в том числе, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В целях реализации полномочий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, производства и реализации безопасной в ветеринарном отношении продукции животноводства, предупреждения появления и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных на территории Архангельской области прият закон Архангельской области от 8 ноября 2006 г. N 265-13-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными» (далее - закон Архангельской области от 8 ноября 2006 г. N 265-13-ОЗ).

В соответствии со статьей 8 закона Архангельской области от 8 ноября 2006 г. №265-13-ОЗ уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере ветеринарии, которым является инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и обращения с животными, в частности, организацию в пределах своей компетенции мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе, подведомственными государственными ветеринарными организациями Архангельской области.

Деятельность по обращению с животными без владельцев должна осуществляться, в числе прочего, в соответствии с требованиями Федерального закона N 498-ФЗ, который, как следует из его преамбулы, регулирует отношения в области обращения с животными исключительно в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Реализуя предоставленные ему полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом положений указанного выше федерального закона Правительство Архангельской области постановлением от 17 декабря 2019 г. N 703-пп утвердило Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Архангельской области (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты; содержание животных без владельцев в приютах; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

При этом мероприятия по отлову животных без владельцев, их транспортировке, передаче в приюты и возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания осуществляются государственными ветеринарными организациями Архангельской области, подведомственными инспекции (пункт 5).

В соответствии с пунктом 31 Порядка животные без владельцев размещаются и содержатся в приютах до возврата их владельцам, передачи новым владельцам, возврата на прежние места их обитания или наступления естественной смерти таких животных с соблюдением требований, предусмотренных статьями 9, 16 и 17 Федерального закона N 498-ФЗ.

Пунктом 32 Порядка предусмотрено, что право собственности на отловленных животных без владельцев возникает в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вопросы, связанные с возникновением права собственности на животных, не имеющих владельцев, урегулированы гражданским законодательством, которое рассматривает безнадзорных животных как движимое имущество (статьи 137, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Правовая судьба этих бесхозяйных вещей после их задержания определена статьями 230 - 231 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них (первый абзац пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления (второй абзац пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм животные поступают в муниципальную собственность вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования. При этом органу местного самоуправления предоставлено право определять порядок использования имущества переданного в муниципальную собственность.

В судебном заседании установлено, ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» является государственной ветеринарной организацией, подведомственной инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, осуществляет отлов и содержание безнадзорных животных в приюте.

Из материалов дела следует, что 30 сентября 2021 г. ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» направило в адрес главы Администрации сообщение в котором указано, что ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» передает в муниципальную собственность МО «Няндомское» 18 животных, отловленных за период с 26 мая 2020 г. по 23 марта 2021 г. на территории МО «Няндомское» г. Няндома, пос. Бурачиха и содержащихся свыше 6 месяцев.

В своем письме от 19 октября 2021 г. №2437 Администрация указала на отсутствие оснований для принятия в муниципальную собственность указанных ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» животных.

16 февраля 2022 г. ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» проинформировало прокурора Няндомского района Архангельской области о том, что по состоянию на 16 февраля 2022 г. свыше 6 месяцев содержится 17 животных без владельцев, отловленных на территории Няндомского района, и подлежащих передачи в муниципальную собственность.

По результатам проведения прокуратурой Няндомского района Архангельской области проверки об ответственном обращении с животными в адрес Администрации вынесено представление от 29 декабря 2021 г. N 7-11-2021 об устранении нарушений законодательства об обращении с животными.

Как указано в названном представлении прокурора, отказ Администрации принимать в муниципальную собственность безнадзорных животных по истечении шестимесячного срока с момента отлова является нарушением действующего законодательства в сфере ответственного обращения с животными, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Отказ Администрации в приеме в муниципальную собственность от ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» безнадзорных домашних животных, срок содержания которых в указанном учреждении составил более шести месяцев, явился основанием для обращения Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в суд с заявленным административным исковым заявлением.

Рассматривая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

Так, материалами дела достоверно подтверждается, что в приюте АНО «Приют для животных «Добрый дом» более шести месяцев содержатся 11 безнадзорных собак, сведения о которых содержатся в карточках учета животных без владельцев №№574, 577, 587, 590, 592, 593, 630, 633, 634, 635, 638; в ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» более шести месяцев содержатся 5 безнадзорных собак, сведения о которых содержатся в карточках учета животных без владельцев №№5, 14, 15, 3, 5 (отлов 22 января 2021 г). При этом все указанные животные были отловлены в пределах МО «Няндомское».

Согласно договорам возмездного оказания услуг от 11 сентября 2020 г. и 1 января 2021 г. ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» поручает и оплачивает, а АНО «Приют для животных «Добрый дом» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию свыше 6 месяцев и учету животных без владельцев, отловленных на территории города Няндома и Няндомского района Архангельской области (п.1.1 названных договора).

В силу пункта 26 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения МО «Няндомское» относится осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей.

Согласно ст. 7.1 п. 13 Устава МО «Няндомское» органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории Няндомского городского поселения.

При этом полномочия администрации Няндомского муниципального образования в соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона №131-ФЗ, ст. 36.1 Уставом муниципального образования «Няндомский муниципальный район» и абзацем 2 подп. 3 п.1 ст.4, ст. 37 Уставом МО «Няндомское» возлагаются на администрацию МО «Няндомский муниципальный район». Администрация Няндомского муниципального образования не формируется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие ответчика в приеме в муниципальную собственность от ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» безнадзорных животных, отловленных на территории МО «Няндомское», срок содержания которых в указанном учреждении составил более шести месяцев, является незаконным. При этом, вопреки доводов стороны ответчика и третьего лица КУМИ, бездействие ответчика в приеме в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных создает реальную угрозу распространения опасных заболеваний и различных инфекций (таких как бешенство, стригущий лишай и другие), как среди населения, так и среди домашних животных, которые не являются безнадзорными, и, как следствие, создает реальную угрозу жизни и здоровью населения. Проведенная в настоящее время вакцинация от бешенства, а также дегельминтизация спорных безнадзорных животных, не свидетельствует об обратном, поскольку носит временный характер, а следовательно, не исключает возможность дальнейшего их распространения. Следовательно, прокурор в силу положений ч.1 ст. 45 ГПК РФ был уполномочен обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Учитывая, что требования истца об обязании Администрации принять в муниципальную собственность МО «Няндомское» от ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» безнадзорных животных, срок содержания которых составил более шести месяцев, являются мерой пресечения создающего угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц бездействием ответчика, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения требования о возложении на Администрацию обязанности принять в муниципальную собственность МО «Няндомское» 17 безнадзорных собак.

Так, поскольку Администрация уклоняется от принятия в муниципальную собственность 16 безнадзорных собак, сведения о которых содержатся в карточках учета животных без владельцев №№ 574, 577, 587, 590, 592, 593, 630, 633, 634, 635, 638, 5, 14, 15, 3 и 5 у ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» и срок содержания которых составил более шести месяцев, то суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по приему данных безнадзорных животных в муниципальную собственность МО «Няндомское».

Вместе с тем, поскольку согласно материалам дела собака, сведения о которой содержатся в карточке учета животного без владельца №573, 7 апреля 2022г. передана новому собственнику, что также подтвердил представитель третьего лица ГБУ АО «Няндомская рай СББЖ» и не оспаривалось сторонами, то у суда отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по приему данного животного в муниципальную собственность МО «Няндомское».

Согласно ст. 22 Устава Няндомского муниципального района Архангельской области постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Няндомского района является администрация.

Учитывая указанные положения, суд приходит к выводу о том, что именно администрация Няндомского муниципального района Архангельской области является надлежащим ответчиком по требованиям истца о приеме спорных безнадзорных животных в муниципальную собственность МО «Няндомское».

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, на основании муниципальных правовых актов лишь наделен рядом полномочий по распоряжению муниципальным имуществом, являясь одним из структурных подразделений администрации действует в ее интересах, а потому не является надлежащим ответчиком по делу.

При этом суд также находит необоснованными доводы стороны ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, об отсутствии обязанности по созданию муниципальных приютов для содержания переданных в муниципальную собственность животных либо передаче этого имущества на содержание в частные приюты.

В силу положений статей 17 и 51 Федерального закона N 131-ФЗ в целях реализации возложенных на них полномочий, использования муниципального имущества органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Выбор конкретного способа использования переданных в муниципальную собственность животных в силу положений пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно.

Доводы стороны ответчика о том, что ни Федеральным законом N 131-ФЗ, ни Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на муниципальное образование не возложена обязанность по принятию в собственность безнадзорных животных, судом отклоняются как основанные на неверном толковании закона.

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует имущественные отношения, которые основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, в то время как Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Указанные нормативные правовые акты имеют разный предмет регулирования, в связи с этим не могут вступать в противоречие в части решения вопроса о передаче безнадзорных животных в муниципальную собственность.

При этом основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяются гражданским законодательством (п.1 ст.2 ГК РФ).

Указание ответчика на судебные акты по другим делам не принимается, поскольку эти судебные акты приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.

Ссылка на решение заседания Комитета по законодательству и вопросам местного значения от 1 апреля 2022 г. №02-09/100, распоряжение Правительства Архангельской области от 14 апреля 2022 г. №150-рп, а также на допущенные нарушения п.п. 44, 51 Порядка, вопреки позиции представителя ответчика и третьего лица КУМИ не свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований, поскольку безнадзорные животные поступают в муниципальную собственность в силу требований закона вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования, а следовательно, приведенные акты и обстоятельства не освобождают Администрацию от возложенной на нее в силу закона обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять в муниципальную собственность безнадзорных животных удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, выразившиеся в непринятии в муниципальную собственность муниципального образования «Няндомское» безнадзорных животных у государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Няндомская районная станция по борьбе с болезнями животными».

Обязать администрацию Няндомского муниципального района Архангельской области принять в муниципальную собственность муниципального образования «Няндомское» 16 безнадзорных собак, сведения о которых содержатся в карточках учета животных без владельцев №№574, 577, 587, 590, 592, 593, 630, 633, 634, 635, 638, 5, 14, 15, 3 и 5 у государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Няндомская районная станция по борьбе с болезнями животными».

В удовлетворении исковых требований прокурора Няндомского района Архангельской области к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности принять в муниципальную собственность безнадзорную собаку, сведения о которой содержатся в карточке учета животного без владельца №573, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Г. Тимошенко

Мотивированное решение составлено 29 июня 2022 г.