Дело № 2-363/2023
64RS0036-01-2023-000295-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Татищевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Яворека Д.Я.,
при секретаре судебного заседания Аристарховой О.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Татищевского района Саратовской области Серейчикас М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» об исполнении обязательства,
установил:
заместитель прокурора Татищевского района Саратовской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Татищевский районный суд Саратовской области с вышеуказанным иском, в котором просил обязать ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» предоставить документы в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области для установления тарифа на услугу водоснабжения, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере ЖКХ в ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз», в ходе которой установлено, что 15.03.2022 между ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» и МОУ «СОШ с.Вязовка им.Героя Советского Союза Е.А. Мясникова» заключен договор на подачу воды на срок 1 год с возможность пролонгации на тот же срок и тех же условиях, оплата за потребленную воду определена из расчета 29,23 рублей за 1 куб.м. Однако, ответчик в нарушение требований Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» не представил в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области документы для установления тарифа на услугу водоснабжения.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Татищевского района Саратовской области Серейчикас М.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, представил возражения и дополнительные возражения на исковое заявление, согласно которым, с учетом пояснений, данных в предыдущих судебных заседаниях, исковые требования не признал, пояснив, что обеспечение населения и социальных объектов водой и предоставление услуг по водоснабжению (платных и бесплатных), в том числе МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова» не является уставной деятельностью организации. При сборе информации и обращении в Комитет регулирования тарифов было выяснено, что для того, чтобы оформить калькуляцию тарифов и предоставлять услугу по водоснабжению, организация обязана иметь в штатном расписании специалиста расчетчика тарифов, юриста, работника по договорным отношениям, кассира по приему платежей от населения, дополнительного бухгалтера для формирования квитанций, иметь лицензию на подачу воду. Для надлежащего оформления ведения деятельности необходимо принять на работу соответствующих специалистов, изменить штатное расписание, увеличить фонд оплаты труда, оборудовать дополнительно рабочие места. В настоящее время ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» испытывает серьезные финансовые трудности, имеет задолженности по исполнительным листам, в результате чего лицевой счет закрыт Министерством Финансов, наложен арест на имущество организации. Указанные расходы невыполнимы и нецелесообразны. Несмотря на ранее заключенный договор с МОУ «СОШ с. Вязовка им. героя Советского Союза Е.А. Мясникова» на поставку воды, ни одного платежа по договору не поступило. Для подачи воды затрачивается электроэнергия для работы электронасоса, в связи с чем значительно увеличиваются расходы ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» на электроэнергию, что сильно ухудшает финансовое положение организации. Исторически сложилось так, что водопровод, по которому осуществляется подача воды для населения с. Вязовка и МОУ «СОШ с. Вязовка им. героя Советского Союза Е.А. Мясникова», закреплен на праве оперативного управления за ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз». В настоящее время Администрация Татищевского района готова принять на свой баланс водопровод и обеспечивать водой население и МОУ «СОШ с. Вязовка им. героя Советского Союза Е.А. Мясникова», однако нахождение водопровода под арестом препятствует соответствующей передаче. Кроме того, дополнительным соглашением № 1 к договору на подачу воды № 3 от 15.03.2022 года, заключенному между ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» и МОУ «СОШ с. Вязовка им. героя Советского Союза Е.А. Мясникова», указанный договор расторгнут с 19 июля 2023 года.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, признать министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области ненадлежащим ответчиком по данному делу, отказать в удовлетворении исковых требованиях. При этом указал, что ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» является самостоятельным юридическим лицом и от своего имени приобретает о осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, Министерство является учредителем ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» от имени Саратовской области. Вопрос по предоставлению документов в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области для установления тарифа на услугу водоснабжения к полномочиям министерства не относится, в гражданско-правовые отношения, возникшие в результате заключения договора на подачу воды № 3-ш от 15 марта 2022 года министерство не вступало.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, МОУ «СОШ им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова», администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по управлению имуществом Саратовской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Частью 2 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат следующие тарифы: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды и 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Пунктом 4 Основ ценообразования установлено, что в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов: в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. п. 5 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ являются, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) определено, что гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 17 статьи 2 Закона о водоснабжении органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 14 Правил установления регулируемых тарифов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Как установлено в судебном заседании и следует из п. 2.1. Устава ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз», учреждение является некоммерческой унитарной организацией, имеющей организационно-правовую форму «государственное учреждение» и типом «бюджетное» и создано субъектом Российской Федерации (Саратовской областью) для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании ст.83 Лесного кодекса Россйиской Федерации (л.д. 67-76).
В соответствии с основными принципами лесного законодательства целями деятельности учреждения являются: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (п.3.1 Устава).
Предметом деятельности учреждения является выполнение на основе выдаваемых ему государственных заданий или заключенных с ним государственных контрактов комплекса мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, защите лесов, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также улучшению качества лесов и повышению их продуктивности в интересах Российской Федерации и Саратовской области (п.3.2. Устава).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в соответствии с Уставом ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз», выполнение работ в сфере реализации вопросов местного значения и в области жилищно-коммунального хозяйства не является предметом деятельности учреждения.
Согласно выписки из ЕГРН, правообладателем водопровода, протяженностью 3680 п.м. по адресу: Саратовская область, Татищевский район, с.Вязовка, является субъект Российской Федерации – Саратовская область, данный водопровод находится в оперативном управлении ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23.07.2013 № 711-р о закреплении за ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» на праве оперативного управления имущества, являющегося государственной собственностью Саратовской области (л.д.24-27, 78-84).
Решением Совета депутатов Вязовского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области от 31.05.2016 № 58/170 водопровода, протяженностью 3680 п.м. по адресу: Саратовская область, Татищевский район, с.Вязовка, ул.Пролетарская, принят в муниципальную собственнось Вязовского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области (л.д.110).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами, органами местного самоуправления Вязовского муниципального района Саратовской гарантирующая организация в сфере холодного водоснабжения на территории муниципального образования не определена.
С учетом определений централизованной/нецентрализованной системы холодного водоснабжения и гарантирующей организации, приведенных в пунктах 6, 13, 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, суд приходит к выводу, что объекты водоснабжения, расположенные в с.Вязовка Татищевского района Саратовской области и переданные ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» в оперативное управление, не относятся к централизованной системе водоснабжения, а ответчик ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» не является гарантирующей организацией, осуществляющей эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения в с.Вязовка Татищевского района Саратовской области. Доказательств обратного истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области, о понуждении ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» предоставить документы в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области для установления тарифа на услугу водоснабжения, удовлетворению не подлежат.
Доводы истца о том, что ответчик на основании договора от 15 марта 2022 года ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» осуществляет подачу воды в МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова», в связи с чем обязан утвердить тарифы на услуги водоснабжения, не состоятельны, поскольку дополнительным соглашением № 1 к данному договору от 19 июля 2023 года, заключенному между ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» и МОУ «СОШ с. Вязовка им. героя Советского Союза Е.А. Мясникова», стороны расторгли договор на подачу воды с 19 июля 2023 года.
Суд соглашается с доводами Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области о том, что он является ненадлежащим ответчиком в спорных правоотношениях, поскольку Министерство является учредителем ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» от имени Саратовской области, вопрос по предоставлению документов в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области для установления тарифа на услугу водоснабжения к его полномочиям не относится. Поэтому он подлежит исключению из числа ответчиков по настоящему делу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» (ИНН 6434001907, ОГРН 1026401187361) об исполнении обязательств - отказать.
Признать Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области ненадлежащим ответчиком по делу и исключить из числа ответчиков.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Татищевский районный суд Саратовской области.
Срок изготовления мотивированного решения 15 августа 2023 года.
Судья Д.Я. Яворек