К делу № 2-363/22
23RS0047-01-2021-004564-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2022 года Советский районный суд г. Краснодара
в составе:
председательствующего судьи Тихоновой К.С.,
при секретаре Сенченко А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю к ФИО1, ФИО2 и в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5 о выселении и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МЧС России по Краснодарскому краю обратилось в суд с исковыми требованиями к ФИО1, ФИО2 и в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5 о выселении и снятии с регистрационного учета по адресу: , 2-х комнатная, общая площадь 73,5 кв.м. с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: , 4-х комнатная, общая площадь 80,6 кв.м. (находится в черте одного населенного пункта г. Краснодар) по договору найма жилого помещения; обязании Управления МВД по г. Краснодар (Отдел по вопросам миграции отдела полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по г.Краснодар) снять с регистрационного учета ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 по адресу: ».
В исковом заявлении указано, что в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республика Адыгея от 23.10.2020 г. № 23-784-р «О передаче Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФАУ ДПО Краснодарский учебный центр ФПС» за Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю (далее Главное управление) на праве оперативного управления закреплено нежилое здание по адресу:. В настоящее время ответчики, не имея на то законных оснований, владеют и пользуется жилым помещением, тем самым нарушают права истца на владение, пользование и распоряжение указанным имуществом, а именно на использование данного имущества самим собственником (истцом) по его назначению. Ответчики владели и пользовались вышеуказанными помещениями до осуществления передачи здания на баланс Главного управления. 15 сентября 2004 г. между Учебным центром Главного управления по делам ГО ЧС Краснодарского края и ФИО1 был заключен договор найма служебного жилого помещения № 6. Согласно п. 2 указанного договора вместе с нанимателем в служебную квартиру вселены члены его семьи: ФИО4 - жена и ФИО6 - дочь. Таким образом, спорное жилье было предоставлено ФИО1 в связи с трудовыми отношениями. В настоящее время ни ФИО1, ни ФИО4, ни ФИО6 в трудовых отношениях с Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю не состоят. Следовательно, в силу закона ответчики право на проживание в служебном жилом помещении, находящимся в ведении Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, не имеют. Ответчики на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, доводы, изложенные в иске, поддержал.
ФИО1, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили отказать, заявив о пропуске срока исковой давности.
Представитель УВСиД АМО г.Краснодара в судебном заседании просил при принятии решения учесть интересы несовершеннолетнего.
Помощник прокурора КВО г.Краснодара ФИО7 полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит основания для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 1 статьи 209 ГК РФ «Содержание права собственности» указано, что Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В данной норме права указываются основные права, составляющие содержание права собственности. Это - право владения, т.е. право собственника обладать принадлежащим ему имуществом, право пользования, т.е. право собственника на извлечение и присвоение полезных свойств имущества, и право распоряжения, т.е. право определения юридической судьбы имущества (продажа, сдача в аренду, использование самим собственником и т.д.). При этом под указанными правами понимаются возможности, предоставленные собственнику по реализации данных прав, но не сами фактические действия, связанные с осуществлением права собственности.
В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение прекратить пользоваться им. Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Установлено, что в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республика Адыгея от 23.10.2020 г. № 23-784-р «О передаче Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФАУ ДПО Краснодарский учебный центр ФПС» за Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю (далее Главное управление) на праве оперативного управления закреплено нежилое здание по адресу:.
15 сентября 2004 г. между Учебным центром Главного управления по делам ГО ЧС Краснодарского края и ФИО1 был заключен договор найма служебного жилого помещения № 6.
Согласно п. 2 указанного договора вместе с нанимателем в служебную квартиру вселены члены его семьи: ФИО4 - жена и ФИО12 (ФИО13) ФИО8 - дочь.
Таким образом, спорное жилье было предоставлено ФИО1 в связи с трудовыми отношениями.
Ответчики владели и пользовались вышеуказанными помещениями до осуществления передачи здания на баланс Главного управления.
В настоящее время ответчики в трудовых отношениях с Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю не состоят, следовательно, право на проживание в служебном жилом помещении, находящимся в ведении Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, не имеют.
Истцом предоставлялся ответчикам срок для добровольного освобождения указанного помещения 1 месяц с момента получения уведомления (уведомления от 19.01.2021 № ИВ-206-292, № ИВ-206-294, № ИВ-206-293), однако ответчики помещение до настоящего времени не освободили.
К числу лиц, указанных в ст.103 ЖК РФ, ст.108 ЖК РСФСР, не подлежащих выселению из жилых помещений без предоставления иного жилого помещения, ответчики не относятся, в трудовых отношениях с истцом не состоят.
Отклоняя доводы о пропуске срока исковой давности, суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после введения Жилищного кодекса Российской Федерации, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем (увольнение с военной службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника (увольнения военнослужащего). Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма на служебное жилое помещение, на основании которого ФИО1 продолжает занимать служебное жилое помещение, не прекратил своего действия, то оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ФИО1 со службы, а равно и оснований применения исковой давности в рассматриваемом споре нет.
Кроме того, о нарушенном праве истцу стало известно лишь в 2020 году, когда в ходе приемки имущества были получены сведения о проживания ФИО1 и членов его семьи в спорном жилом помещении.
После чего ответчикам 19 января 2021 года было направлено уведомление о необходимости сдачи в установленном порядке и освобождении жилого помещения в специализированном жилищном фонде Главного управления, однако указанное требование оставлено без внимания, а о проживании ФИО5 в спорном жилом помещении истцу стало известно в ходе судебного заседания.
Таким образом, срок исковой давности в данном деле не применим, так как иск о выселении граждан из служебного жилья по своей природе является негаторным. Изложенная правовая позиция соответствует единству судебной практики Российской Федерации (определение Верховного суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. № 22-КГ 17-4; определение Верховного суда Российской Федерации от 2 августа 2016 г. N 56-КГ16-10).
Доводы ответчиков на отсутствие документов, подтверждающих право оперативного управления на спорное жилое помещение, также являются несостоятельными, так как спорное помещение самостоятельным объектом права не является, в реестре федерального имущества и на кадастровом учете отдельно от здания пожарного депо, а также в качестве жилого помещения, не зарегистрировано. Это помещение представляет собой элемент пожарной части, входящий в единый объект, предназначенный для выполнения специальных задач, поставленных перед пожарной охраной как объект со специальной правоспособностью.
Целевое назначение пожарного депо в силу норм пожарной безопасности не исключает наличие в здании пожарного депо служебных жилых помещений. Сведения о наличии жилой площади содержатся в техническом паспорте на здание пожарного депо с пристройкой. В экспликациях к поэтажному плану здания указано на имеющиеся квартиры, их площадь. В целом здание пожарного депо имеет производственное назначение и не относится к объектам жилищного фонда. Объектом права собственности Российской Федерации, и права оперативного управления Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю является нежилое пожарного депо с пристройками, а не отдельные помещения в здании, в том числе спорная квартира. В качестве документов, подтверждающих право собственности РФ и право оперативного управления истцом предоставлена выписка из ЕГРН и распоряжение МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 23.10.2020г. №23-784-р.
Вместе с тем, суд отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (часть 3 статьи 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (часть 2 статья 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания части 2 статьи 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
Данная позиция согласуется с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что удовлетворяя заявленных требования необходимо выселить ФИО1, ФИО4 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: , 2-х комнатная, общая площадь 73,5 кв.м. с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: , 4-х комнатная, общая площадь 80,6 кв.м. (находится в черте одного населенного пункта г. Краснодар) по договору социального найма жилого помещения.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд на основании ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, исходя из характера настоящего спора, учитывая собранные по делу доказательства в силу требований ст.67 ГПК РФ, суд находит основания для удовлетворения исковых требований ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю к ФИО1, ФИО2 и в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5 о выселении и снятии с регистрационного учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Выселить ФИО1, ФИО4 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, 2-х комнатная, общая площадь 73,5 кв.м. с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: , 4-х комнатная, общая площадь 80,6 кв.м. (находится в черте одного населенного пункта г. Краснодар) по договору социального найма жилого помещения.
Выселить ФИО2, ФИО3, ФИО5 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: без предоставления другого жилого помещения.
Обязать Управление МВД по г. Краснодар (Отдел по вопросам миграции отдела полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по г.Краснодар) снять с регистрационного учета ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 по адресу: ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2022г.
Председательствующий: