ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3641/19 от 12.10.2020 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

2-480/2020

24RS0017-01-2019-002540-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2020г. п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Оголихиной О.М.

при секретаре Шенкель А.О.

с участием: представителя истца Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Ванямова С.В., действующего на основании доверенности, ответчика Власенко Юрия Алексеевича и его представителя - Кудерко Е.И., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Власенко Юрию Алексеевичу о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к Власенко Ю.А., в котором просит:

-прекратить деятельность Власенко Ю.А. на земельном участке с кадастровым номером , связанную с добычей общераспространенных полезных ископаемых и снятию плодородного слоя почвы;

-обязать Власенко Ю.А., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером ;

-установить сервитут на земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Власенко Ю.А., связанный с прекращением деятельности на земельном участке с кадастровым номером по добыче общераспространенных полезных ископаемых и снятию плодородного слоя почвы;

-обязать Власенко Ю.А. зарегистрировать в Управлении Росреестра сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером , связанного с прекращением деятельности на земельном участке с кадастровым номером по добыче общераспространенных полезных ископаемых и снятию плодородного слоя почвы.

В обоснование заявленных исковых требований истец указывает на то, что ответчиком на вышеуказанном земельном участке осуществлялись работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых (известняк, строительный камень) на площади земельного участка 1459,96 кв.м. В результате хозяйственной деятельности произошла деградация и разрушение природных компонентов, являющихся неотъемлемыми компонентами единого ландшафтного комплекса Дрокинской горы, что стало причиной деградации природного ландшафта, уничтожены почвенный и растительный покровы, почвообразующие породы изъяты до коренных горных пород на площади 1459,96 кв.м.

В судебном заседании представитель истца- Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Ванямов С.В. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям, пояснил, что Дрокинская гора выявленный объект культурного наследия, в связи с чем, необходимо принятие мер по его сохранению. Деятельность, которую осуществляет ответчик, может негативно сказаться на объекте культурного наследия – Дрокинская гора и окружающей природной среде.

Ответчик Власенко Ю.А. возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что требования истца неконкретны. Запретительный сервитут, как указано в просительной части иска, не предусмотрен действующим законодательством в части способа защиты права, как и ограничение деятельности землепользователя на земельном участке без внесения соответствующих изменений в вид разрешенного использования участка, истцом не представлены в материалы дела границы территории Дрокинская гора как особого объекта, сведений о том, какой режим использования территории предусматривается в границах этой территории и как пользование участком для ИЖС, находящимся в его - Власенко Ю.А. частной собственности, может негативно сказаться на окружающей природной среде, истцом не представлены сведения о собственнике Дрокинская гора, о том, какие права истца нарушены использованием собственником земельного участка принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Указывал, что текущий вид использования участка соответствует градостроительным зонам Емельяновского района и плану развития и застройки района данной территории, истцом не представлено доказательств того, что он – Власенко Ю.А. осуществляет уничтожение почвенного покрова земельного участка, в том числе отсутствуют подтвержденные факты привлечения его – Власенко Ю.А. к административной ответственности на разрушение земель или по иным смежным составам административных правонарушений.

Представители третьих лиц - Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, в соответствии с абз. 2 которых под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе, правообладателями земельных участков (абз. 3 названных Правил).

Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 73-ФЗ), земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ, объектами историко-культурной экспертизы являются, в том числе, выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр.

Статьей 16.1 названного Федерального закона установлено, что выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Согласно ст. 36 Федерального закона N 73-ФЗ изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.

В силу ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Статьей 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, устанавливаются следующие требования:

1) к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности;

2) к использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия;

3) к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.

Из материалов дела следует, что Власенко Ю.А. с 09.09.2014г. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала , площадью 84332 кв.м, категория земельного участка- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (л.д.42-44).

Истцом, в обоснование доводов иска о том, что ответчиком осуществляется деятельность на вышеуказанном земельном участке, в результате которой ухудшается почвенный слой земли, представлена справка, составленная 13.08.2018г. зам. начальника отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Актаевым В.Е., по результатам выездной проверки, проводимой Красноярской природоохранной прокуратурой на территории Дрокинской горы Емельяновского района Красноярского края, из которой следует, что на территории Дрокинской горы Емельяновского района Красноярского края произведён осмотр земельных участков, расположенных н территории Дрокинской горы; на территории земельного участка установлено осуществление работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых (известняк, строительный камень), территория и борта – не равные, площадь составляет 1459,96 кв.м, общераспространенные полезные ископаемые складированы насыпью в центре выемки (л.д.27-28,32); заключение специалиста- Шарафутдинова Р.А., кандидата географических наук, доцента кафедры экологии и природопользования, директора Института экологии и географии Сибирского федерального университета от 28.09.2018г., также, установившему на земельном участке выемку почвы, ее складирование насыпью в центре выемки, уничтожение почвенного и растительного покрова, изъятие почвообразующих пород до коренных горных пород на площади 1459, 96 кв.м, исходя из чего сделаны выводы о том, что на земельном участке на площади 1459,96 кв.м произошла деградация и разрушение природного ландшафта, причиной чему явилось осуществление хозяйственной деятельности (л.д.35-41).

Из заключения экспертов АО «Проектный, научно-исследовательский и конструкторский институт» № З-30-58/20 от 01.09.2020г. по результатам судебной комплексной землеустроительной экспертизы по земельному участку с кадастровым номером следует, что объектом исследования явился земельный участок по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала площадью 84332 кв.м, по результатам обследования указанного земельного участка установлено, что хозяйственная деятельность на участке выражена на местности в виде разработанной выемки глубиной 0,5м до 1,5м, вокруг нарушенного участка лежит грунт с каменистыми включениями, поверхность выемки спланирована и представляет собой каменистую коренную породу. Почвенно-растительный слой на нарушенном участке отсутствует. Фактическая площадь нарушения составляет 1674 кв.м. Также, выявлено нарушение ст. 65 Водного кодекса РФ, связанное с расположением нарушенного участка в границах водоохраной зоны <адрес>. Размер этой зоны составляет 200м и является зоной с особыми условиями использования территории. Осуществление хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон водных объектов может осуществляться только по согласованию с Территориальным бассейным водным управлением. Анализ космоснимков показал динамику хозяйственной деятельности, связанной с разработкой скального грунта за период с мая 2015г. по настоящее время.

В результате анализа региональных и местных нормативно-правовых актов установлено, что Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края установлены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора», ДД.ММ.ГГГГ, Красноярский край, Емельяновский район, гора Дрокинская, северные и восточные отроги от урочища Мысы до урочища Малый Тустуй по обеим берегам реки Кача, утвержденные Приказом № 592 от 30.10.2019г., земельный участок расположен в его границах.

Требования к сохранению выявленного объекта культурного наследия и его содержанию установлены статьями 47.2, 47.3 ФЗ РФ № 73 от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

По результатам визуального осмотра, инструментальной съемки и анализа цифровой модели местности экспертами зафиксирована хозяйственная деятельность на земельном участке в виде разработанной выемки- комплекса земляных работ, включающий срезку, перемещение и разравнивание коренной породы; добыча полезных ископаемых в границах указанного земельного участка не осуществляется; выявлено отсутствие почвенно-растительного покрова в границах земельного участка с кадастровым номером на площади 1674 кв.м, на площади фактического нарушения присутствуют явно выраженные на местности элементы хозяйственной деятельности – отсутствует почвенно-растительный слой, вскрыта коренная порода на глубину от 0,5 до 1,5м, следовательно, оказано негативное воздействие в виде уничтожения почвенного покрова в границах фактического нарушения; учитывая расположение участка фактического нарушения в границе водоохранной зоны <адрес>, оказано негативное воздействие на водный объект, выраженное в нарушении поверхностного стока.

На земельном участке в границах фактического землепользования необходимо выполнить работы по рекультивации, включающие разравнивание бугров в выемке, разравнивание местного грунта в границах фактического нарушения до вертикальных отметок прилегающего рельефа, нанесение почвенно-растительного слоя толщиной не менее 0,2м, посев многолетних трав.

Часть земельного участка имеет ограничение по хозяйственному использованию в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ. Ведение каких-либо строительных работ или деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых, на части, попадающей в границы водоохраной зоны, может оказать негативное воздействие на <адрес> в результате нарушения режима питания водного объекта атмосферными осадками. Строительные или работы, связанные с добычей полезных ископаемых, являются потенциально опасными видами хозяйственной деятельности и осуществляются специалистами с профильным образованием и получившие допуск на осуществление таких работ. При этом, использование данного участка возможно в рекреационных целях – создание лесных массивов, лесопарковых зон. Это обеспечит сохранность и устойчивость всех компонентов окружающей среды.

Дополнительное ограничение использования участка установлено объектов выявленного культурного наследия «Дрокинская гора», следовательно, на данном земельном участке может осуществляться только рекреационная деятельность –создание условий, обеспечивающих сохранность и устойчивость объекта выявленного культурного наследия «Дрокинская гора» (л.д.118-153).

Частично удовлетворяя исковые требования Министерства, суд исходит из следующего.

В судебном заседании ответчик Власенко Ю.А. пояснил, что, планировал осуществление строительства на вышеуказанном земельном участке, в соответствии с видом его разрешенного использования, поэтому произвел планировку почвы, выемку части почвы на земельном участке, почва с земельного участка не вывезена, складирована рядом с выемкой, установленной экспертами по результатам исследования земельного участка. Суд, исходя из объяснений ответчика, и представленных истцом доказательств, в том числе результатов судебной экспертизы, находит доказанным, что ответчиком на земельном участке осуществляется хозяйственная деятельность по планировке и разработке участка в виде проведения земляных работ, включающего срезку, перемещение и разравнивание коренных пород, исходя из чего суд приходит к выводу о том, что такими работами, безусловно, изменяется облик выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора».

Частью 1 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Нормами указанной статьи на лицо, осуществляющее строительные работы, возложена обязанность принятия мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ.

В силу ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия (ч.8 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Проведение ответчиком работ в отношении почвенно-плодородного слоя на принадлежащем ему земельном участке без согласования с органом охраны объектов культурного наследия, является нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а именно ст. 28, 30 и 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.

Исходя из пояснений ответчика и вышеуказанных материалов дела, свидетельствующих о том, что на земельном участке ответчиком осуществлена деятельность по планировке и разработке участка в виде комплекса земляных работ, включающего срезку, перемещение и разравнивание коренных скальных пород, суд приходит к выводу о том, что такими работами, вследствие которых уничтожается почвенный и растительный покров местности, изменяется облик выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора», в связи с чем осуществление такой деятельности на участке должно быть прекращено до момента проведения рекультивации участка.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время им не осуществляется хозяйственная деятельность на участке, не являются основанием к отказу в иске, поскольку целью требований истца о прекращении деятельности ответчика на участке, оказывающей негативное влияние, что подтверждено заключением экспертов, в границах территории выявленного объекта культурного наследия является пресечение совершения таких действий, такой способ защиты гражданского права как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, предусмотрен положениями ст. 12 ГК РФ.

Не являются основанием к отказу в иске и доводы ответчика о том, что принадлежащий ему земельный участок относятся к категории земель земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, так как вышеприведенными нормами Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлены особые условия использования отдельных территорий, в том числе, земель в границах выявленных объектов культурного наследия. Ведение деятельности на таких участках возможно по согласованию с компетентными органами, осуществляющими контроль в отношении объектов, находящихся под особой защитой государства.

Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности прекратить деятельность по снятию плодородного слоя почвы.

Доказательств осуществления добычи (то есть осуществления процесса извлечения твёрдых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли с помощью технических средств) Власенко Ю.А. полезных ископаемых на земельном участке , истцом, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, в связи с чем, требования истца о возложении на ответчика обязанности прекращения такой деятельности удовлетворению не подлежат.

Заключением вышеуказанной судебной землеустроительной экспертизы установлено, что в результате осуществления ответчиком хозяйственной деятельности на земельном участке оказано негативное воздействие в виде уничтожения почвенного покрова в границах фактического нарушения.

Постановлением Правительства РФ № 800 от 10.07.2018г. утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Пунктом 1 вышеуказанным Правил установлено, что настоящие Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Пункт 2 указанных Правил предусматривают, что -

"нарушение почвенного слоя" - снятие или уничтожение почвенного слоя;

"нарушенные земли" - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

"плодородный слой почвы" - верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам;

"проект рекультивации земель" - документ, на основании которого проводится рекультивация земель;

"рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Пункт 3 указанных Правил указывает на то, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Поскольку материалами дела подтверждено оказание ответчиком негативного влияния в виде уничтожения почвенного покрова в границах фактического нарушения, подлежат удовлетворению и требования истца о возложении на ответчика обязанности по рекультивации земельного участка с кадастровым номером .

Кроме того, истцом заявлены требования об установлении сервитута на земельный участок , его последующей регистрации.

Согласно ст. 274 ГК РФ - 1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В ходе судебного разбирательства истцом суду не предоставлено какого-либо обоснования необходимости установления сервитута в отношении земельного участка ответчика, цели его установления, применения данного способ защиты права, как и указания на то, в защиту какого права истец обратился в суд, избрав такой способ защиты. Исходя из основания иска, суд находит требования истца об установлении сервитута, его последующей регистрации- удовлетворению не подлежащими, как основанные на неверном понимании института сервитута.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Власенко Юрию Алексеевичу – удовлетворить частично.

Обязать Власенко Юрия Алексеевича прекратить на земельном участке деятельность по снятию плодородного слоя почвы;

Обязать Власенко Юрия Алексеевича, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, провести рекультивацию земельного участка .

В остальной части исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.

Судья О.М. Оголихина