ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3643/17 от 08.12.2017 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

дело № 2- 3643/2017 08 декабря 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд г. Архангельска

в составе председательствующего судьи Симоновой И.А.

при секретаре Крыловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к прокуратуре Архангельской области о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к прокуратуре Архангельской области о понуждении назначить пенсию. В обоснование заявленных требований указал, что с 10.08.2012 работает в прокуратуре Архангельской области в должности помощника Приморского межрайонного прокурора, с марта 2014 года назначен на должность старшего помощника. В период с 1998 года по 2003 год он проходил обучение по очной форме обучения в Архангельском государственном техническом университете. В период с 17.12.2003 по 18.05.2004 проходил военную службу по призыву. С 03.05.2006 по 06.08.2012 проходил службу в Архангельской таможне в должностях уполномоченного и старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований. В ходе прохождения службы ему были присвоены специальные звания: лейтенант, старший лейтенант и капитан таможенной службы. 27.09.2017 он подал рапорт о назначении минимальной пенсии по выслуге лет. В назначении пенсии ему было отказано по тому основанию, что для назначения пенсии ему недостаточно выслуги. При этом прокуратурой Архангельской области период службы в таможне включен в выслугу в календарном порядке. Считает, что с учетом положений подп. «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 и Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 период службы в таможенных органах в Архангельской области подлежит зачету в выслугу в льготном полуторном исчислении. Действие положений Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 распространено как на сотрудников таможенных органов, так и на сотрудников прокуратуры Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942 и Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103. Кроме того, полагает, что в соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» период службы по призыву в вооруженных силах подлежит включению в выслугу также в льготном порядке, как один день службы за два дня работы. При исчислении периодов службы в таможенных органах и в вооруженных силах в соответствующем льготном исчислении у него будет достаточно выслуги для назначения пенсии. Просит обязать ответчика назначить ему пенсию с 27.09.2017.

В судебном заседании истец уточнил дату, с которой просит назначить пенсию – с 20.10.2017. Поддержал требования по основаниям, аналогичным указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что в соответствии с положениями ФЗ «О прокуратуре РФ» регулирование вопросов назначения, расчет и выплата пенсий сотрудников прокуратуры осуществляется нормативными документами, регулирующими вопросы назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел. Согласно Постановлению Правительства № 942, в выслугу лет прокурорским работникам включается период службы в таможенных органах сотрудникам, имеющим специальные звания. Постановлением № 942 не предусмотрено исчисление периода службы в органах прокуратуры в льготном полуторном исчислении в связи с прохождением службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Вместе с тем, на сотрудников прокуратуры распространено действие Постановления № 941, которым предусмотрено исчисление периодов службы в перечисленных в нем органах в льготном полуторном исчислении. В указанном Постановлении таможенные органы не перечислены. Таким образом, законодательством не предусмотрено льготное исчисление периодов службы в таможенных органах для исчисления выслуги лет для назначения пенсии прокурорским работникам. Указанные периоды сотрудникам таможенных органов, имеющим специальные звания, включаются в выслугу в календарном порядке. Также действующим в отношении прокурорских работников нормативным регулированием не предусмотрено исчисление периодов службы по призыву в льготном порядке.

Представитель третьего лица – Архангельской таможни пояснила, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Пояснила, что прохождение службы в таможенных органах исчисляется в льготном порядке в случае, если служба осуществлялась в местностях с особыми климатическими условиями. При этом указанный порядок исчисления выслуги лет прямо предусмотрен Постановлением Правительства РФ № 103 от 02.02.1998 для сотрудников таможенных органов в случае назначения пенсии в связи с прохождением службы в указанных органах. Ни Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», ни Постановление Правительства № 942 от 12.08.1994, ни Постановление Правительства № 941 22.09.1993 не предусматривают возможности льготного исчисления периода прохождения службы в таможенных органах. Для каждого органа предусмотрен свой порядок исчисления выслуги лет. Постановление Правительства № 103 от 02.02.1998 при исчислении выслуги лет сотрудников прокуратуры не применяется.

Заслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в период с 03.05.2006 по 06.08.2012 истец проходил службу в Архангельской таможне в должностях, предусматривающих присвоение специального звания, служба в которых дает право на включение данного периода в стаж для исчисления выслуги.

С 10.08.2012 по настоящее время истец проходит службу в прокуратуре Архангельской области в должностях помощника и старшего помощника Приморского межрайонного прокурора.

Согласно военному билету истец проходил военную службу по призыву с 18.12.2003 по 18.05.2004 в войсковой части <№>.

27.09.2017 истец обратился с рапортом о назначении ему минимальной пенсии за выслугу лет.

06.10.2017 прокуратура Архангельской области отказала истцу в назначении пенсии.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, период прохождения службы по призыву в вооруженных силах и период прохождения службы в Архангельской таможне включены в выслугу в календарном порядке.

Судом не принимаются доводы истца о необходимости исчисления периода службы в Архангельской таможне с 03.05.2006 по 06.08.2012 в полуторном исчислении в силу следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсии за выслугу лет назначаются лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более.

Согласно п. 2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении пенсий и пособий прокурорам и следователям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» и настоящим Положением.

Пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ, имеющим классные чины, и их семьям, предусмотрены периоды службы, работы, учебы, подлежащие включению в выслугу лет для назначения пенсии прокурорским работникам. В том числе указано на включение в выслугу лет периода службы в таможенных органах в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.

Специальным нормативным документом, регулирующим порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии прокурорским работникам, является Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям».

Пунктами 1.3.1 и 1.3.(2) данного Положения предусмотрено льготное исчисление некоторых периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии прокурорским работникам.

При этом льготное исчисление периодов прохождения службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанным пунктом не предусмотрено.

Льготное исчисление выслуги лет в связи с прохождением службы в г.Архангельске для прокурорских работников осуществляется в соответствии с абзацем 10 п.п. «г» п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».

Однако, положения названного документа не могут быть распространены на порядок включения для определения выслуги лет прокурорского работника при включении в выслугу периода службы в таможенных органах в силу следующего.

Как указано выше, специальным нормативным документом, регулирующим порядок исчисления выслуги лет прокурорским работникам, не предусмотрено льготное исчисление периодов прохождения службы в органах прокуратуры в местностях приравненных к районам Крайнего Севера (в том числе в г. Архангельске).

Для прокурорских работников при исчислении указанных периодов службы применяются положения нормативного документа (Постановления № 941 от 22.09.1993 года), распространенного на прокурорских работников Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 № 942.

В пункте 1 Постановления № 941 от 22.09.1993 перечислены органы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии.

Таможенные органы в данном пункте не перечислены.

Постановлением Правительства РФ № 854 от 25.08.2012 в Постановление № 941 внесены изменения, текст постановления дополнен п. 1(1), в соответствии с которым в выслугу лет для назначении пенсии в календарном порядке, в том числе, включается служба в таможенных органах.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что истцом неверно толкуются положения Постановления № 941.

Как следует из буквального толкования текста Постановления № 941, с учетом внесенных изменений, периоды службы в органах, предусмотренных в п.1, могут быть исчислены в льготном исчислении в порядке, установленном п. 3 названного Постановления.

Однако в отношении таможенных органов в п. 1(1) прямо указано на их календарное исчисление в случае включения в выслугу.

Пенсионный орган, как правоприменительный орган, не может сам распространить действие подп. «г» п. 3 Постановления № 941 на периоды службы в таможне, при включении данных периодов для исчисления выслуги лет прокурорскому работнику.

С учетом изложенного, при исчислении размера выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в органах прокуратуры невозможно применить положения подп. «г» п. 3 Постановления № 941 от 22.09.1993 года для исчисления периода прохождения службы в таможенном органе в льготном порядке.

Действительно при назначении пенсии сотрудникам таможенных органов при исчислении выслуги лет периоды службы в таможенных органах исчисляются в льготном порядке.

Вместе с тем указанный порядок исчисления выслуги лет в отношении периодов службы в таможенных органах прямо предусмотрен положениями Постановления Правительства РФ № 103 от 02.02.1998 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям».

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии работникам прокуратуры Постановлением Правительства № 103 от 02.02.1998 не регулируется.

Относительно доводов истца об исчислении в льготном порядке, как один день службы за два работы, периода прохождения военной службы по призыву суд приходит к следующему выводу.

Как указано выше, специальным нормативным документом, регулирующим порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии прокурорским работникам (Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям») предусмотрено льготное исчисление некоторых периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии прокурорским работникам.

При этом льготное исчисление периодов прохождения военной службы по призыву, указанным Положением не предусмотрено.

Не предусмотрен порядок льготного исчисления периодов прохождения военной службы по призыву и Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а также Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».

Напротив, п. 5 Постановления № 941 от 22.09.1993 установлено общее правило включения в выслугу периодов военной службы по призыву в календарном порядке.

К перечисленным в п. 5 Постановления № 941 от 22.09.1993 случаям включения периодов военной службы в льготном исчислении период прохождения истцом службы в вооруженных силах по призыву не относится.

Ссылка истца на положения п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», которым предусмотрена возможность включения в общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности периода службы по призыву в льготном исчислении несостоятельны, так как порядок исчисления выслуги лет прокурорских работников предусмотрен специальным нормативным регулированием. В перечень нормативных актов, регулирующих порядок исчисления выслуги лет прокурорских работников, ФЗ «О статусе военнослужащих» законодателем не включен.

Следовательно, положения п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» при исчислении выслуги лет прокурорских работников неприменимы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком обоснованно осуществлено исчисление периода службы истца в Архангельской таможне и периода прохождения военной службы по призыву для назначения пенсии в связи с прохождением службы в органах прокуратуры в календарном порядке.

При исчислении спорных периодов в календарном порядке выслуга истца на 20.10.2017 составит менее 20 лет, в связи с чем право на пенсию по выслуге лет с указанной даты у истца не возникает.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к прокуратуре Архангельской области о назначении пенсии с 20 октября 2017 года отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Симонова