ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3643/19 от 01.11.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

44RS0001-01-2019-004268-61

Дело № 2-3643/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2019 года

Свердловский районный суд города Костромы

в составе председательствующего судьи Ивковой А.В.,

при секретаре Керимовой Э.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костромского транспортного прокурора к Сутягиной ФИО9, ОГБУ «Костромаавтодор» в интересах неопределенного круга лиц об обязании приостановить эксплуатацию портального крана до устранения нарушений законодательства,

установил:

Прокурор обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что Костромской транспортной прокуратурой в ходе проверки информации Управления ФСБ по Костромской области от 07.08.2019 установлены факты нарушений норм Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при использования 22.07.2019 на территории бывшего Костромского речного порта (г. Кострома, ул. Красная Байдарка, 48, 606 км судового хода реки Волга) портального крана «Альбатрос» зав. , 1977 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т (далее - портальный кран), не стоящему на учете в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ссылается на положения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, в том числе грузоподъемные краны всех типов, утвержденные Приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533. Указывает, что в нарушение требований закона, опасный производственный объект, на котором эксплуатируется указанный выше портальный кран, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, сам кран на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не поставлен. На портальном кране отсутствует табличка с обозначением учетного, заводского номера, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствования, а также руководство (инструкция) по эксплуатации данного крана. Не проведена экспертиза промышленной безопасности портального крана, а также его частичное освидетельствование. Обслуживание портального крана ведется неаттестованным персоналом, ежемесячные осмотры с записью в вахтенный журнал крановщика не проводятся. Выявленные нарушения законодательства создают реальную угрозу здоровью и жизни людей, а также причинения крупного ущерба, так как имеется риск падения крана, а также поднимаемого с его использованием груза и т.п. На основании договора купли-продажи от 06.09.2004 года портальный кран «Альбатрос» заводской номер принадлежит Сутягиной А. А. В соответствие с распоряжениями директора Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 13.05.2019 № 536 «О принятии имущества в государственную собственность Костромской области и закреплении на праве оперативного управления» за областным государственным бюджетным учреждением «Костромской областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» (далее ОГБУ «Костромаавтодор») от 15.05.2019 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ОГБУ «Костромаавтодор» на праве оперативного управления закреплено имущество бывшего Костромского речного порта (г. Кострома, ул. Красная Байдарка, 48), в том числе автоподъездные пути, литер 8Л, сооружение, кадастровый ; гидротехническое сооружение (причальная стенка), литер 4, сооружение, кадастровый ; подкрановый путь литер 6Л, нежилое, кадастровый ; грузовая площадка, литер З, нежилое, кадастровый ; земельный участок, для эксплуатации речного порта, кадастровый предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. Руководствуясь ст.ст. 27, 35, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит суд обязать ответчиков Сутягину А. А. (как собственника объекта) и ОГБУ «Костромаавтодор» (как владельца площадки, где допущена работа крана без его регистрации и без регистрации объекта, где эксплуатируется кран) с момента вступления решения в законную силу приостановить эксплуатацию портального крана «Альбатрос» зав. , 1977 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т до устранения выявленных нарушений законодательства по эксплуатации данного портального крана, а именно, в отсутствие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется указанный выше портальный кран, без постановки крана на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; в отсутствие на портальном кране таблички с обозначением учетного, заводского номера, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствования, а также руководства (инструкции) по эксплуатации данного крана; без проведения: экспертизы промышленной безопасности портального крана, обслуживания портального крана аттестованным персоналом, ежемесячных осмотров с записью в вахтенный журнал крановщика, а также частичного освидетельствования крана.

В судебном заседании прокурор Моисеев С.Н. исковое заявление поддержал.

Представители ответчика ОГБУ «Костромаавтодор» Жучкова Ю.А., Агабаев С.А. полагали требования подлежащими удовлетворению.

Ответчик Сутягина А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представители ответчика Сутягиной А.А. Куликова О.В., Макаревич С.А. исковые требования, заявленные к Сутягиной А.А., полагали подлежащими удовлетворению.

Третье лицо ЦУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору явку в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116-ФЗ) как это следует из его преамбулы определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно ст. 2 ФЗ № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с указанным Федеральным законом, приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533 утверждены Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, в том числе грузоподъемные краны всех типов (далее по тексту Правила).

Согласно требованиям пункта 124 Правил, находящиеся в эксплуатации подъемные сооружения, подъемные средства - далее ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями учетного номера (учетный номер присваивается ПС территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или иным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов), заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствований.

В силу пункта 150 Правил эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

В этих целях должны быть:

а) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ПС, рельсовых путей, грузозахватных органов, приспособлений и тары в работоспособном состоянии;

б) обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска

самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих

удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены;

г) разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования;

д) обеспечено наличие у специалистов настоящих ФНП, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации ПС, а у персонала - производственных инструкций;

е) созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом - производственных инструкций.

В соответствие с требованиями пункта 255 Правил, эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что:

а) обслуживание ПС ведется неаттестованным персоналом;

б) не назначен хотя бы один из специалистов:

ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;

ответственный за безопасное производство работ с применением ПС;

в) не проведено соответствующее техническое освидетельствование ПС. Не проведена экспертиза промышленной безопасности ПС в установленных настоящими ФНП случаях;

и) отсутствуют: паспорт ПС и/или руководство (инструкция) по эксплуатации ПС; сведения о постановке ПС на учет в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО (для ПС, подлежащих учету).

В нарушение указанных требований закона, опасный производственный объект, на котором эксплуатируется портальный кран «Альбатрос» заводской , не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, сам кран на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не поставлен. На портальном кране отсутствует табличка с обозначением учетного, заводского номера, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствования, а также руководство (инструкция) по эксплуатации данного крана. Не проведена экспертиза промышленной безопасности портального крана, а также его частичное освидетельствование. Обслуживание портального крана ведется неаттестованным персоналом, ежемесячные осмотры с записью в вахтенный журнал крановщика не проводятся. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело материалами проверки Костромской транспортной прокуратуры, в том числе информацией УФСБ по Костромской области от 07.08.2019; рапортом о результатах проверки информации заместителя транспортного прокурора от 30.08.2019; информацией Центрального управления Ростехнадзора от 15.07.2019, согласно которой на территории г. Кострома, ул. Красная Байдарка, д.48 в реестре технических устройств подъемных сооружений не числится; актом обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 22.07.2019, фотоматериалами, видеозаписью, исследованными в судебном заседании, и др. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Выявленные нарушения законодательства создают реальную угрозу здоровью и жизни людей, а также причинения крупного ущерба.

Из материалов дела следует, что портальный кран «Альбатрос» заводской на основании договора купли-продажи от 06.09.2004 года принадлежит Сутягиной А. А.

В соответствие с распоряжениями директора Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 13.05.2019 № 536 «О принятии имущества в государственную собственность Костромской области и закреплении на праве оперативного управления» за областным государственным бюджетным учреждением «Костромской областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» (далее ОГБУ «Костромаавтодор») от 15.05.2019 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ОГБУ «Костромаавтодор» на праве оперативного управления закреплено имущество бывшего Костромского речного порта (г. Кострома, ул. Красная Байдарка, 48), в том числе автоподъездные пути, литер 8Л, сооружение, кадастровый ; гидротехническое сооружение (причальная стенка), литер 4, сооружение, кадастровый ; подкрановый путь литер 6Л, нежилое, кадастровый ; грузовая площадка, литер З, нежилое, кадастровый ; земельный участок, для эксплуатации речного порта, кадастровый предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ч.ч.1-2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Поскольку существует опасность причинения вреда в будущем, исковые требования о приостановлении эксплуатации портального крана «Альбатрос» зав. , до устранения нарушений закона, заявленные к собственнику крана и владельцу площадки, где как установлено судом, была допущена работа портального крана являются обоснованными.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома подлежит взысканию госпошлина в сумме 150 рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Костромского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Сутягину ФИО10 и ОГБУ «Костромаавтодор» приостановить эксплуатацию портального крана «Альбатрос» зав. , 1977 года изготовления, грузоподъемностью 10/20 т до устранения выявленных нарушений законодательства по эксплуатации портального крана, а именно, в отсутствие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется указанный выше портальный кран, без постановки крана на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; в отсутствие на портальном кране таблички с обозначением учетного, заводского номера, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствования, а также руководства (инструкции) по эксплуатации данного крана; без проведения: экспертизы промышленной безопасности портального крана, обслуживания портального крана аттестованным персоналом, ежемесячных осмотров с записью в вахтенный журнал крановщика, а также частичного освидетельствования крана.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Сутягиной ФИО11 в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома госпошлину в сумме 150 рублей.

Взыскать с ОГБУ «Костромаавтодор» в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома госпошлину в сумме 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья А.В. Ивкова