Дело № 2-3643/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2020г. г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Нистратовой Т.М.,
при секретаре Мирзакаримове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ», в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Солнечногорск Московской области об обязании провести рекультивацию земель,
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональная общественная благотворительная организация «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ», в интересах неопределенного круга лиц, обратилась с иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области об обязании провести рекультивацию земель.
Заявленные требования мотивированы тем, что истцом, в связи с обращением местных жителей, в ходе проведения обследования земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером №, с адресным ориентиром Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Поварово, в районе д. Марьино, выявлен нерекультивированный полигон ТБО, который не имеет защитного экранирования для предотвращения проникновения свалочного фильтрата в почву, на данном полигоне не установлены дегазаторы по накоплению и обработке биогаза, отсутствует оборудование для сбора фильтрата и сточных вод, не установлена рекультивационная защита, не проведены фитомелиоративные мероприятия, которые служат непосредственно для оздоровления данной земли. По данным информационных систем Росприроднадзора в реестре лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности отсутствуют сведения о выдаче лицензии по адресу места проводимой деятельности: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Поварово, в районе д. Марьино. Разработка проекта рекультивации и рекультивации земель, разработка проекта консервации земель и консервации земель обеспечивается, в том числе, и правообладателями земельных участков. Указанные земельные участки образованы из земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, которые ранее находились в собственности Министерства обороны РФ. В настоящее время данные земельные участки переданы в собственность муниципального образования.
В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что администрацией городского округа Солнечногорск Московской области в установленные действующим законодательством сроки проводятся мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду несанкционированных свалок и организацию работ по рекультивации земель вблизи п. Поварово.
Представитель Минприроды России в судебное заседание не явился, направив в адрес суда пояснения в письменной форме с указанием на то, что администрацией городского округа Солнечногорск заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно – сметной документации «Рекультивация полигона ТКО (Свалка твердых коммунальных отходов вблизи деревни Поварово городского округа Солнечногорск Московской области)», Министерством экологии и природопользования Московской области предоставлена информация о намерении реализации мероприятий по рекультивации объекта, начиная с 2022 года, в рамках федерального проекта «Чистая страна», однако заявки министерства на предоставление субсидии в указанной связи не поступало.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 16 июля 1998г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановления Правительства РФ от 10 июля 2018г. № 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (п. 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель).
Согласно п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель (п. 28 Правил рекультивации и консервации земель).
Из материалов дела следует, что представителями Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ», в связи с обращением местных жителей, в июне 2020г. произведен осмотр территории с адресным ориентиром: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Поварово, в районе д. Марьино (о чем составлен соответствующий акт), в ходе которого установлено, что на земельных участках с кадастровым номером № и с кадастровым номером № расположена нерекультивированная свалка, площадь занимаемая отходами составляет 6,5 га и 4,5 га, соответственно. Данные полигоны ТБО не имеют защитного экранирования для предотвращения проникновения свалочного фильтрата в почву, не установлены дегазаторы по накоплению и обработке биогаза, отсутствует оборудование для сбора фильтрата и сточных вод, не установлена рекультивационная защита, не проведены фитомелиоративные мероприятия, которые служат непосредственно для оздоровления данной земли. Представителями общественной организации указано на то, что по данным информационных систем Росприроднадзора в реестре лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности отсутствуют сведения о выдаче лицензии по адресу места проводимой деятельности.
Указанные в акте осмотра территории от 20 июня 2020г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 371911 кв. м, и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 190387 кв. м, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - обеспечение вооруженных сил, находятся в собственности муниципального образования Солнечногорский муниципальный район Московской области.
Право муниципальной собственности на данные земельные участки зарегистрировано в установленном порядке 12 апреля 2019г.
Постановлением администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 9 декабря 2019г. № 2192 утверждена муниципальная программа городского округа Солнечногорск Московской области на 2020-2024 годы «Экология и окружающая среда».
25 декабря 2019г. прекращено использование земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных вблизи пос. Поварово городского округа Солнечногорск Московской области, в качестве несанкционированной свалки (распоряжение администрации городского округа Солнечногорск Московской области № 763р).
16 марта 2020г. заместителем Главы администрации городского округа Солнечногорск утверждена конкурсная документация по открытому конкурсу в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию полигона твердых коммунальных отходов вблизи деревни Поварово.
12 мая 2020г. администрацией городского округа Солнечногорск Московской области и ООО «Геотехпроект» по результатам открытого конкурса заключен муниципальный контракт № 43/20-M3 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию полигона твердых коммунальных отходов (Свалка твердых коммунальных отходов вблизи деревни Поварово городского округа Солнечногорск Московской области) в 2020г.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком исполняются возложенные на него законом обязанности, принимаются меры, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду несанкционированной свалки, ликвидацию загрязнения земель и в установленный действующим законодательством срок осуществляются мероприятия по рекультивации загрязненных земель, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ», действующей в интересах неопределенного круга лиц, об обязании администрации городского округа Солнечногорск Московской области провести рекультивацию земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером №, адресный ориентир: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством – оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 15 декабря 2020г.
Судья Т.М. Нистратова