Дело № 2 – 3649/2016 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июля 2016 года ФИО11 Ленинский районный суд ФИО11 в составе: председательствующего судьи Н.А. Ярошевой при секретаре Л.А. Кудрявцевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дураченко ФИО13 к Департаменту труда и социального развития ФИО11 об отмене решения, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, судебных расходов, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с названным заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ из Отдела АТУ Первореченского района Департамента труда и социального развития ФИО11 им получено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ об удержании с него <данные изъяты> руб. из текущих социальных выплат. Считает решение незаконным, поскольку ему выплата назначена бессрочно. Согласно п.п. 8.3, 9, 10 постановления Губернатора от ДД.ММ.ГГГГ№, территориальный отдел должен самостоятельно, на основании получения от соответствующих органов (организаций) сведений о событиях, влияющих на изменение размера денежной выплаты, пересчитывать размер денежной выплаты. Следовательно, претензии к нему на основании п.9 о том, что им не сообщены обстоятельства, валяющие на изменение размера выплат, не обоснованы и незаконны. Кроме того, изменение состава семьи произошло в марте и мае 2008 года, а постановление Губернатора ФИО11№ «О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории ФИО11» принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя два месяца. Изменение состава семьи ранее выхода постановления Губернатора никоим образом его не нарушает. Из письма следует, что ему излишне выплачены суммы мер социальной поддержки по оплате ЖКУ за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. Согласно норм Гражданского кодекса РФ срок исковой давности составляет три года. В письме претензия предъявляется на срок больше трех лет, т.е. с превышением на один месяц. Абзац 3 письма указано, что согласно п.2.14 указанного постановления, излишне выплаченные получателю суммы ежемесячной денежной выплаты подлежат удержанию из ежемесячных денежных выплат, причитающихся в последующих расчетных периодах. Пункт 2.14 в названном постановлении Губернатора отсутствует. Дата принятия указанного решения ему не известна, поскольку копия решения об удержании с него сумм ему выдана не была. Не выдача копии решения об удержании сумм с текущих выплат фактически лишает гражданина возможности с аргументированными доказательствами обратиться в суд. Возможность единолично исполнителем устанавливать процент удержания сумм без присутствия и участия гражданина, без его пояснений по существу вопроса ни что иное, как коррупционная составляющая этой части постановления Губернатора. В силу сложившейся ситуации он испытывает сильные нервные стрессы, поэтому считает, что своими действиями ответчик наносит ему нравственные страдания, то есть моральный вред, на возмещение которого он имеет право в соответствии со ст.151 ГК РФ. Моральный вред он оценивает в сумме <данные изъяты> руб. Просит отменить решение Отдела Административного территориального Управления Первореченского района Департамента труда и социального развития ФИО11 об удержании с него <данные изъяты> руб.; взыскать с Департамента труда и социального развития ФИО11 в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. Истец в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил отменить решение Отдела Административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития ФИО11 об удержании с него <данные изъяты>; взыскать с Департамента труда и социального развития ФИО11 в его пользу сумму удержанных средств, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб., а также иные расходы, понесенные в ходе рассмотрения данного дела. Дополнительно пояснил, что письмо носит уведомительный характер, а самого решения Отдела Административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития ФИО11 об удержании с него денежных средств в размере <данные изъяты>. он не видел. Порядок и форма принятия решения не установлены. Ему не известно, какую конкретно сумму с него удерживают ежемесячно. Его дочь и внучка были зарегистрированы в квартире до принятия Постановления Губернатора ФИО11№. Подпись в заявлении принадлежит ему, но он не читал его, когда подписывал. Сумма удерживаемых денежных средств является для него значительной. Просит удовлетворить требования в полном объеме. Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, предоставила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Поскольку истец пользовался правом на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг на дату перехода к их предоставлению в форме ежемесячной денежной выплаты, предоставление денежной выплаты производилось ему на основании сведений, уже имеющихся в территориальном отделе, без подачи от ФИО1 заявления на ежемесячную денежную выплату в соответствии с пунктом 5 Порядка, действовавшего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг предоставлялась истцу в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на18 кв.м (состав семьи из 3 человек - согласно заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и представленной им выписке из формы № от ДД.ММ.ГГГГ). ФИО1 собственноручно подписал заявление о предоставлении мер социальной поддержки ветерану труда, подтверждая, что обязуется своевременно сообщить в территориальный отдел об обстоятельствах, влекущих изменение размера выплат и льгот. В декабре 2015 года территориальным отделом, при обращении дочери истца - ФИО2, установлено, что состав семьи ФИО1 изменился с марта 2008 года - зарегистрировано по месту жительства 4 человека и с мая 2008 года - зарегистрировано 6 человек. Таким образом, ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг за период с марта 2008 года по январь 2016 года истцу предоставлялась в завышенном размере. Так как заявление и документы, подтверждающие изменение состава семьи, не были представлены ФИО1 в установленный срок, и в территориальном отделе не зафиксировано его обращение, перерасчет ежемесячной денежной выплаты произведен территориальным отделом после выявления данного факта в декабре 2015 года. Перерасчет произведен за три года за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом зарегистрированных по месту жительства - 6 человек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - с учетом зарегистрированных по месту жительства - 5 человек. В результате перерасчета по ежемесячной денежной выплате образовалась сумма переплаты, которая удерживается из текущих выплат. Расчет ежемесячной денежной выплаты произведен в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, истец не доказал, причинную связь между вынесеннымрешением об удержании суммы излишне выплаченной ежемесячной денежнойвыплаты и наступлением вредных последствий (нравственные и физическиестрадания). Исходя из вышеизложенных фактов, считает необоснованными требования истца о возмещении морального ущерба. Ссылка в обжалуемом письме на пункты постановления ошибочна, но решение принято обоснованное. Просит в удовлетворении требований отказать. Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, полагает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям. Законом ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ№ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории ФИО11" установлены правовые гарантии социальной поддержки льготных категорий граждан, проживающих на территории ФИО11, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Согласно ст.4 вышеуказанного Закона ФИО11 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент возникновения правоотношений) лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставлялись меры социальной поддержки, в том числе по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством ФИО11; оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ без доставки, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). П.3 ст. 4 Закона установлено, что форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг ветеранам труда устанавливаются губернатором ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Отдел социальной защиты населения по Первореченскому району с заявлением о предоставлении ему льготы по оплате услуг ЖКХ, предусмотренные для ветеранов труда, представив соответствующие документы, в указанном заявлении ФИО1 сообщил о том, что с ним проживают жена ФИО3 и сын ФИО4 Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как ветерану труда предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, что не оспаривалось в судебном заседании. Постановлением Губернатора ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории ФИО11, который распространяется на граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно федеральному и краевому законодательству, в том числе ветеранов труда (пункт 1.1.Порядка). Согласно п. 1.2. Порядка гражданам, указанным в пункте 1.1 Порядка, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (кроме оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки, поставки бытового газа в баллонах) предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты, по оплате стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки, поставки бытового газа в баллонах - в форме ежегодной денежной выплаты. Гражданам, являющимся получателями ежемесячной денежной выплаты на дату вступления в силу настоящего Порядка, предоставление ежемесячной денежной выплаты производится на основании сведений, имеющихся о них в территориальных отделах, без подачи заявления на ежемесячную денежную выплату (пункт 2.2. Порядка). Из ответа Департамента труда и социального развития ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что поскольку ФИО1 на дату перехода к предоставлению мер социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты пользовался правом на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предоставление денежной выплаты производилось ему на основании сведений, имеющихся в территориальном отделе, без подачи заявления. Пунктом 3.2 Постановления Губернатора ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что при расчете суммы ежемесячной денежной выплаты учитываются: количество лиц, зарегистрированных совместно с получателем, и членов семьи, на которых распространяется право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно действующему законодательству; общая площадь жилого помещения; нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в соответствии с действующим законодательством… Ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг предоставлялась ФИО1 в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения 18 кв.м и на состав семьи 3 человека, согласно заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписке из формы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в квартире, расположенной по адресу: <адрес> совместно с ФИО1 зарегистрированы (ФИО5 (супруга), ФИО4 (сын)), что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Вместе с тем, из материалов дела следует, что в декабре 2015 года в Отдел АТУ Первореченского района Департамента труда и социального развития ФИО11 обратилась дочь ФИО1 ФИО2, в результате чего Отделом АТУ Первореченского района было установлено, что состав семьи у ФИО1 изменился, так согласно выписке из формы № от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4 (с ДД.ММ.ГГГГ). В силу п.2.10 Постановления Губернатора ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ№, граждане, получающие ежемесячную денежную выплату, обязаны подать в порядке, установленном пунктом 2.5 настоящего Порядка, заявление об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты (изменение состава семьи, изменение площади занимаемого жилого помещения, изменение перечня коммунальных услуг, изменение места регистрации по месту жительства (пребывания), временного отсутствия лиц, совместно зарегистрированных с заявителем, изменение основания предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указанного в пункте 1.1 настоящего Порядка), а также об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, в течение 10 дней с момента их наступления. Довод ФИО1 о том, что у него отсутствует обязанность сообщать сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, суд признает необоснованным, поскольку отношения между истцом и ответчиком являются длящимися, ФИО1 до настоящего времени является получателем мер социальной защиты, следовательно, на отношения между истцом и ответчиком регулируются указанным Порядком, кроме того, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принял обязательство своевременно, не позднее одного месяца, после наступления обстоятельств, влекущих изменение размера начисленных ему (его семье) согласно данному заявлению выплат и льгот, сообщить о них в отдел социальной защиты населения (изменение состава семьи, доходов, гражданства и т.п.), а также в полном объеме возместить переполученную сумму выплаченных (предоставленных) ему (его семье) выплат и льгот в случае не предоставления им в установленный срок сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение их размера, о чем собственноручно расписался в указанном заявлении. Пунктом 2.14 Постановления Губернатора ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, п.2.15 в редакции, действующей в настоящее время) излишне выплаченные получателю суммы ежемесячной денежной выплаты вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, указанных в пункте 2.10 настоящего Порядка, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежемесячной денежной выплаты, подлежат удержанию из ежемесячных денежных выплат, причитающихся в последующих расчетных периодах, но не более чем за три года. В связи с чем, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об удержании с ФИО1 излишне выплаченной суммы ежемесячного денежной выплаты из ежемесячных денежных выплат, причитающихся в последующих расчетных периодах, в размере 50% до полного погашения. То обстоятельство, что в обжалуемом решении имеются ссылки на положения нормативного акта в редакции не действующей на момент принятия решения, не влечет незаконность по сути верного и обоснованного решения в полном объеме. Довод истца о том, что ему не была вручена копия решения об удержании с него излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты, суд признает необоснованным, поскольку решение Департамента труда и социального развития ФИО11 было выражено в письме от ДД.ММ.ГГГГ, при этом нормами действующего законодательства форма принятия такого рода решений не установлена. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения Департамента труда и социального развития ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в связи с чем требования ФИО1 о взыскании с ответчика в его пользу удержанную по указанному решению сумму удовлетворению также не подлежат. Вместе с тем, из ответа Отдела АТУ Первореченского района Департамента труда и социального развития ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ФИО1 выплачена сумма мер социальной поддержки по оплате ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., которая подлежит удержанию с последнего. Учитывая положения Постановления Губернатора ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ№, которым установлен срок удержания за период не более 3 лет, суд приходит к выводу, что период, за который ФИО1 излишне выплачена сумма мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, рассчитан ответчиком неверно, в связи с чем, полагает необходимым признать решение Департамента труда и социального развития ФИО11№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части расчета периода излишне выплаченных ФИО1 сумм мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, и учитывая дату принятия решения, обязать Департамент труда и социального развития ФИО11 произвести перерасчет подлежащей удержанию с ФИО1 излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки по оплате ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Вместе с тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что действиями ответчика нарушены права истца, либо ему причинены физические и нравственные страдания, суду не предоставлены, кроме того, оспариваемым решением ответчика были затронуты исключительно имущественные права истца, доказательства нарушения личных неимущественных прав ФИО1 отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда не имеется. В силу п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). В соответствии с Положением о департаменте труда и социального развития ФИО11, утвержденным Постановлением Администрации ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ№-па, Департамент труда и социального развития ФИО11 является органом исполнительной власти ФИО11, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере социально-трудовых отношений, содействия занятости и социальной защиты населения ФИО11. Таким образом, Департамент труда и социального развития ФИО11 освобожден от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании с Департамента труда и социального развития ФИО11 в его пользу расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : исковые требования Дураченко ФИО13 к Департаменту труда и социального развития ФИО11 об отмене решения, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, судебных расходов, удовлетворить в части. Признать решение Департамента труда и социального развития ФИО11№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части расчета периода, за который Дураченко ФИО13 были излишне выплачены денежные средства в качестве мер социальной поддержки. Обязать Департамент труда и социального развития ФИО11 произвести перерасчет, подлежащей удержанию с Дураченко ФИО13 суммы мер социальной поддержки с учетом излишне выплаченных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении остальной части исковых требований Дураченко ФИО13 отказать. На решение может быть принесена апелляционная жалоба в ФИО11 краевой суд через Ленинский суд ФИО11 в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения. Судья Ленинского районного суда ФИО11 Н.А. Ярошева мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ |