№ 2-3649/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Шаран РБ 22 ноября 2017 года
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алехиной О.Н.,
с участием заместителя прокурора Шаранского района РБ Макашева Э.О.,
при секретаре Мухтасибовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шаранского района РБ в интересах неопределенного круга лиц о признании материала, размещенного в сети Интернет, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РБ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании материала, размещенного в сети Интернет, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансирования терроризма хозяйствующими субъектами, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и интернет-ресурсов.
В ходе проверки в сети Интернет установлено, что на веб-странице, расположенной по URL <данные изъяты> размещена статья «Как отмыть деньги?» в которой приведены способы легализации доходов с использованием иностранных платежных систем, без ввода своих персональных данных, то есть на условиях анонимности. Также размещена информация в которой приведены способы легализации доходов с использованием иностранных платежных систем, без ввода своих персональных данных, то есть на условиях анонимности. При этом вход на сайт являтся свободным, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием, сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения, на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании изложенного, прокурор просит признать материалы, размещенные в сети Интернет на веб-странице, расположенной по URL <данные изъяты>, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включить данный материал, размещенный в сети Интернет по указанному электронному адресу в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании заместитель прокурора Шаранского района РБ Макашева Э.О. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть четко определить.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Далее Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии с ч.1 ст. 9, ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В части 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Согласно ч. 1 ст. 34 УК РФ ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
Из материалов дела следует, что <адрес> в соответствии п. 2.10 решения расширенного заседания коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от
ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы органов прокуратуры Республики
Башкортостан в первом полугодии 2017 года и задачах по повышению
эффективности прокурорской деятельности во втором полугодии 2017 года»
проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансирования терроризма хозяйствующими субъектами, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и интернет-ресурсов.
Проведенной проверкой установлено, что на веб-странице, расположенной по URL <данные изъяты> статья «Как отмыть деньги?» в которой приведены способы легализации доходов с использованием иностранных платежных систем, без ввода своих персональных данных, то есть на условиях анонимности.
Согласно сведениям Роскомнадзора сайт <данные изъяты>, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и находятся в свободном доступе в сети «Интернет», не значится.
Проведенной проверкой установлено, что веб-страница сайта, расположенного по URL <данные изъяты> информация в которой приведены способы легализации доходов с использованием иностранных платежных систем, без ввода своих персональных данных, то есть на условиях анонимности. При этом вход на сайт являтся свободным, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием, сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения, на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Согласно ст. 13 «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» (заключена в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ), каждая сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать в качестве уголовных правонарушений в соответствии с ее внутренним правом деяния, о которых говорится в пунктах 1 и 2 статьи 6 заключенной в рамках Совета Европы Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (СЕД N 141), при упомянутых в ней обстоятельствах, когда предполагаемое основное правонарушение является одним из уголовных правонарушений, признанных в качестве таковых в соответствии со статьями 2-12 настоящей Конвенции, если только Сторона не сделала оговорку или заявление в отношении этих правонарушений или не рассматривает такие правонарушения в качестве тяжких для целей своего законодательства, касающегося отмывания доходов.
Российская Федерация также является стороной, подписавшей данную Конвенцию.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст.2 указанный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В силу п.З чЛ ст.6 Федерального закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, по переводу денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступлению денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца подлежит обязательному контролю.
Частью первой статьи 174 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем.
Частью первой статьи 174.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.
Таким образом, размещенная в сети «Интернет» в свободном доступе информация, предлагающая способы легализации денежных средств, за что законодателем предусмотрена уголовная ответственность, является запрещенной информацией.
Размещение такой информации на сайтах в свободном доступе подстрекает граждан к совершению преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 Уголовного кодекса РФ.
Таким образом, предоставление доступа к информации, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 5 указанной статьи ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, среди прочего, относится вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и положения закона, суд находит заявление прокурора <адрес> РБ подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> РБ в интересах неопределенного круга лиц о признании материала, размещенного в сети Интернет, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать материалы, размещенные в сети Интернет на веб-странице, расположенной по URL адресу <данные изъяты>, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить материалы, размещенные в сети Интернет на веб-странице, расположенной по URL адресу <данные изъяты>, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Верховный суд РБ течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья: О.Н. Алехина