ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3649/2012 от 13.03.2013 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ростов-на-Дону 13 марта 2013 года

Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи, Усенко НВ, при секретаре Агамян АА,

с участием:

-старшего помощника прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону, Смоленской АМ,

-ответчика, ФИО1,,

-представителя третьего лица: ОАО «МИТ», имеющего права действовать без доверенности, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ИП ФИО1, третьи лица: Пролетарское отделение НД отдела НД по г.Ростову-на-Дону, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации РО, Управление Росприроднадзора по ЮФО, ОАО «МИТ» об обязании устранить нарушения требований природоохранного, противопожарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону обратился в суд с иском к ИП ФИО1,, указав в обоснование на то, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов работников Пролетарского отделения НД отдела НД <адрес> проведена проверка исполнения лицами, осуществляющими деятельность по обработке древесины и производству мебели, законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки установлено, что по адресу: <адрес>, расположена производственная территория, принадлежащая ОАО «МИТ», на которой ряд арендаторов, в том числе и ответчик ИП ФИО1,, осуществляют предпринимательскую деятельность.

Ответчик ИП ФИО1, согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ занимает по указанному адресу помещение, площадью 155 кв.м. В результате его производственной деятельности образуются отходы 1,4 класса опасности.

В ходе проверки хозяйственной деятельности ИП ФИО1, выявлен ряд нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности, природоохранного законодательства, а именно:

- помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения;

-в помещениях допускается использование удлинителей для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ;

-руководителем не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке программам НБП «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

-в помещении на светильниках отсутствует плафон, предусмотренный конструкцией светильника;

-на дверях помещений отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной опасности, а так же класс зоны Правила противопожарного режима в РФ;

-в помещении у электрощита допускается складирование горючих материалов;

-предел огнестойкости деревянных конструкций кровли не соответствует принятой степени огнестойкости здания;

-руководителем организации не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность;

-в помещениях не произведен монтаж установок автоматической пожарной сигнализации;

-не организован учет образующихся и переданных другим лицам отходов;

-отсутствуют паспорта на отходы 1,4 класса опасности;

-отсутствует профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с отходами 1,4 класса опасности;

-в установленные законом сроки не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011г. в Департамент Росприроднадзора по ЮФО;

-не проведена инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, отсутствует норматив предельно допустимых выбросов.

Таким образом, в результате производственной деятельности ИП ФИО1, с учетом вышеуказанных нарушений оказывается негативное воздействие на окружающую среду, создает опасность для жизни и здоровья граждан.

В ходе опроса в прокуратуре района ИП ФИО1, пояснил, что с наличием выявленных в ходе проверки нарушений согласен, обязался их устранить.

Прокурор просит обязать ответчика устранить вышеуказанные нарушения законодательства в области пожарной безопасности и природоохранного законодательства, а именно: обязать ИП ФИО1,, проживающего по адресу: <адрес>, пе<адрес>, <адрес>, прекратить использование удлинителей для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ, обеспечить помещение первичными средствами пожаротушения, пройти обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам НБП «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», нанести на двери помещений обозначения категории по взрывопожарной опасности, а так же класс зоны пожароопасности, оборудовать находящиеся в помещении светильники плафонами, назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, произвести монтаж установок автоматической пожарной сигнализации, освободить помещение от складированных горючих материалов, привести предел огнестойкости деревянных конструкций кровли в соответствие с требованиями огнестойкости ( провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли), произвести монтаж установок автоматической пожарной сигнализации, организовать первичный учет образующихся и переданных другим лицам отходов, завести журнал учета движения отходов, заключить договоры и акты, подтверждающие передачу отходов на утилизацию, организовать первичный учет образующихся и переданных другим лицам отходов, разработать паспорта на отходы 1,4 класса опасности, осуществить профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами 1,4 класса опасности, предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011, 2012гг. в Департамент Росприроднадзора по ЮФО, провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработать норматив предельно допустимых выбросов, получить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в период с ДД.ММ.ГГГГ. и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Помощник прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону, ФИО3, в судебное заседание явилась, требования поддержала на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1, в судебное заседание явился, исковые требования признал частично. Пояснил, что им приняты ряд мер по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, а именно: помещение обеспечено первичными средствами пожаротушения, произведен монтаж установок автоматической пожарной сигнализации, назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, ответчик прошел обучение пожарно-техническому минимуму. Также прекращено использование удлинителей для питания электроприборов, светильники оборудованы плафонами, на двери помещений нанесены обозначения категорий по взрывопожарной опасности, однако об этом в известность он прокурора не поставил, а потому соответствующий акт составлен не был. Отходы в виде опилок ответчик передает Онкологическому институту.

В судебное заседание явился представитель ОАО «МИТ», исковые требования признал частично, сославшись на доводы, изложенные ответчиком.

Представители Пролетарского отделения НД отдела НД по г.Ростову-на-Дону, Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации РО,в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено без их участия в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, заслушав прокурора, ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно -ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

-п.1.ч.1 ст.6 того же Закона Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

-ч.1-2 ст. 54 того же Закона 1. Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

2. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

-ч.1-2 ст.57 того же Закона 1. В зданиях, сооружениях и строениях должны применяться основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и классу их конструктивной пожарной опасности.

2. Требуемые степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и класс их конструктивной пожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

- ч.1-2 ст. 58 того же Закона 1. Огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.

2. Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий, сооружений и строений, приведены в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону.

-ч.1-2 ст.60 того же Закона 1. Здания, сооружения и строения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями.

2. Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения или строения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.

- ч.1-2ст. 91 того же Закона 1. Помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

2. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

- п.3 Постановления Правительства РФ О Противопожарном режиме от 25.04.2012 года №390 лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности

обучение лицам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума

порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарного технического минимума определяется руководителем организации. обучение мерам пожарной безопасности в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

-п.20 того же Постановления руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установок обозначение их категории по пожарной и взрывопожарной опасности.

-п.п.в п.42 того же Постановления запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными инструкцией светильника

-п.п ж ст.42 того же Постановления запрещается размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов) у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие ( в том числе и легковоспламеняющиеся) материалы

-ч.1ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

- ч.1 ст.30 того же Закона 1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. --ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

-ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления»

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

- ч.1-2 ст.15 того же Закона 1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

-ст.19 того же Закона 1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Судом установлено, что ФИО1, является индивидуальным предпринимателем с действующим статусом, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с изготовлением деревянных изделий в арендуемом у ОАО «МИТ» помещении, площадью 155 кв.м, по адресу: <адрес>./лд-11-12,17/.Ответчик занимается деревообработкой, в связи с чем принимает заказы от различных лиц на изготовление деревянных дверей.

Прокурорской проверкой, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО1,, по указанному адресу, выявлены факты нарушения последним противопожарного и природоохранного законодательства, что подтверждается копией справки комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов /лд-9-10/, письменными пояснениями ИП ФИО1,, данными в ходе проверки /лд-13/, его же пояснениями в судебном разбирательстве по настоящему гражданскому делу.

Нарушения выразились в том, что ИП ФИО1, в ходе производственной деятельности: не обеспечил помещение первичными средствами пожаротушения, допустил использование в помещениях удлинителей для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ, не прошел обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке программам НБП «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», допустил в помещении работу светильников без плафонов, предусмотренных конструкцией светильника, не обозначил на дверях помещений категорию по взрывопожарной опасности, а так же класс зоны пожароопасности согласно Правилам противопожарного режима в РФ, допустил складирование горючих материалов в помещении у электрощита, не провел огнезащитную обработку деревянной конструкции кровли в соответствие с пределом огнестойкости здания, не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность, не произвел в помещении монтаж установок автоматической пожарной сигнализации, не организовал учет образующихся и передаваемых другим лицам отходов, не оформил паспорта на отходы, с указанием их класса опасности, не осуществил профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами установленного класса опасности, в установленные законом сроки не представил в Департамент Росприроднадзора по ЮФО отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ; не провел инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не рассчитал нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу.

В продолжение судебного разбирательства ответчик предпринял ряд мер по устранению вышеуказанных нарушений: оснастил помещение пожарной сигнализацией и первичными средствами пожаротушения, назначил себя в качестве лица, ответственного за пожарную безопасность, прошел комиссионную проверку знаний в объеме пожарно-технического минимума. Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: копиями журнала первичных средств пожаротушения, квалификационного удостоверения, акта приема в эксплуатацию пожарной сигнализации, лицензии производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, распоряжения о назначении ответственного за пожарную безопасность /лд-35-40/.

Доводы ответчика о том, что им прекращено использование удлинителей для питания электроприборов, светильники оборудованы плафонами, на двери помещений нанесены обозначения категорий по взрывопожарной опасности, отходы в виде опилок передаются онкологическому институту, не подтверждены совокупностью допустимых доказательств (актом, фото-, видеоматериалом, журналом передачи отходов и т.д).

При изложенных обстоятельствах исковое заявление судом удовлетворяется в части требований, относительно которых ответчиком не представлено допустимых доказательств устранения нарушений природоохранного и противопожарного законодательства.

Требования прокурора в части обязания ответчика представить в Департамент Росприроднадзора по ЮФО отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ годы удовлетворению не подлежат, поскольку судом установлено, что данная отчетность ИП ФИО1, в указанный период не велась. Требования прокурора в данной части свидетельствуют о неправильно избранном способе защиты нарушенного права, поскольку законных оснований возложить на ответчика обязанность по оформлению ранее отсутствовавшей документации задним числом быть не может.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Требования, заявленные и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1,, удовлетворить частично.

Обязать индивидуального предпринимателя, ФИО1,, незамедлительно по вступлении настоящего решения в законную силу устранить по адресу: <адрес>, нарушения:

-противопожарного законодательства, а именно, прекратить использование удлинителей для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ; оснастить светильники плафонами, на дверях помещений обозначить категории по взрывопожарной опасности, а так же по классу пожароопасности зоны, устранить складирование горючих материалов в помещении у электрощита, привести деревянную конструкцию кровли в соответствие со степенью огнестойкости здания путем обработки деревянных конструкций кровли огнезащитным составом;

-природоохранного законодательства, а именно, организовать первичный учет образующихся и передаваемых другим лицам отходов путем оформления журнала учета движения отходов, заключить договоры и акты, подтверждающие передачу отходов на утилизацию специализированной организации, имеющей лицензию; оформить паспорта на отходы, согласно классификации опасности отходов по ст. 4.1 Закона «Об отходах производства и потребления», а также организовать профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с такими отходами; провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработать норматив предельно допустимых выбросов, получить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в период - ДД.ММ.ГГГГ и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду незамедлительно по вступлении настоящего решения суда в законную силу.

Требования в части обязания ответчика предоставить в Департамент Росприроднадзора по ЮФО отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ годы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Усенко НВ.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате на ПК ДД.ММ.ГГГГ.