Дело №2-364/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» мая 2016 года г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Крафт Г.В.
при секретаре Собяниной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра по Челябинской области», ФИО2, МУП «Межевой Центр» об исправлении кадастровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 с учетом последующего уточнения обратилась в суд с иском к ответчикам об исправлении кадастровой ошибки, просила возложить на ФГБУ « ФКП Росреестра по Челябинской области» исправить кадастровую ошибку, допущенную при постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу- <адрес> с кадастровым номером 74:08:3201001:317; исправление кадастровой ошибки произвести путем исключения из ГКН существующих координат на указанный земельный участок, внести в ГКН уточненных координат данного земельного участка.
В обоснование окончательно сформулированных исковых требований указано, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу- <адрес>. Истец обратилась в МУП «Межевой центр» для проведения межевых работ вышеуказанного земельного участка. После производства кадастровых работ истцу было отказано в выдаче результата межевания земельного участк4а, т.к. имееет место кадастровая ошибка в сведениях ГКН, что является препятствием для внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером №. В сведениях публичной кадастровой карты, а также в сведениях, которые имеются по отмежеванным земельным участкам в МУП «Межевой центр» указаны сведения об отмежеванных земельных участках, а именно: по адресу- <адрес>, кадастровый № ( собств. ФИО5); земельного участка, расположенного по адресу- <адрес>, кадастровый №, принадлежит ФИО7, который скончался, его наследником является его мама- ФИО2. Расположение домовладений, указанных в ГКН и отраженных в публичной кадастровой карте не соответствует действительному расположению домовладений- фактически домовладения расположены следующим образом: - земельный участок истца располагается по <адрес>, в то время как по данным ГКН и публичной кадастровой карты на месте дома истца располагается домовладения с кадастровым номером № ( собств. ФИО5); на месте фактического расположения домовладения, принадлежащего ФИО5 – <адрес> располагается земельный участок с кадастровым номером №, принадлежит ФИО7., расположенный по адресу- <адрес>, хотя данное домовладение фактически расположено совершенно в другом месте на другой улице. Имеет место нарушение прав истца, т.к. произведя межевание принадлежащего ей земельного участка она не может внести координаты данного земельного участка в ГКН, т.к. по данным учета на ее месте расположен другой земельный участок. Учитывая, что собственник земельного участка с кадастровым номером №, (принадлежит ФИО7) скончался, кроме как в судебном порядке устранить нарушение прав истца не представляется возможным.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя ФИО3, на удовлетворении иска настаивала.
Представитель истца ФИО3 просила иск удовлетворить, поддержав обоснования, указанные письменно. Дополнительно заявила, что фактического нарушения прав землевладельцев не имеется. Отсутствует фактическое наложение границ земельных участков, т.к. они расположены в разных местах, имеет место документальное нарушение, исправить которое возможно путем исправления кадастровой ошибки.
В судебное заседание ответчик ФИО2 не явилась, о дате рассмотрения дела извещена, возражений по поводу удовлетворения иска не заявляла.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Межевой центр» не явился, представлено ходатайство рассмотреть дело в их отсутствие, представлены координаты которые следует внести в ГКН, чтобы исправить кадастровую ошибку.
Представитель ответчика - ФГБУ « ФКП Росреестра по Челябинской области» в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации Карталинского муниципального района в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрация Еленинского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещены.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения извещен, возражений не заявлял.
Заслушав представителя истца, свидетелей, удовлетворению по следующим основаниям.
Сторонам при подготовке дела к слушанию разъяснялась статья 56 ГПК РФ о представлении доказательств в обоснование своих исковых требований и имеющихся возражений, в связи с чем, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст. 68 Земельного кодекса РФ, землеустройство включает в себя мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности ( территориальное землеустройство).
В силу ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В соответствии с гл.3 ФЗ « О землеустройстве» № 78-ФЗ от 18.06.2001 года, проведение землеустройства включает межевание объектов землеустройства.
Согласно п.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема.
В соответствии с п.3 методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России от ДД.ММ.ГГГГ, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. В силу п.14 указанных рекомендаций споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 года « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе» судам общей юрисдикции подведомственны споры, между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных(соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе и в случае, когда оспариваются его границы и размеры.
Ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» устанавливает порядок согласования местоположения границ земельных участков. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, которые одновременно являются границами другого земельного участка (смежного), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка, то интересы правообладателей на этот смежный участок могут быть нарушены. Поэтому местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом порядке обязательному согласованию с лицами, в случаях, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы; если уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Данное требование должно обеспечить учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка. Согласование местоположения границ земельного участка требуется, если смежный участок принадлежит заинтересованному лицу, в том числе, на праве собственности. Кадастровому инженеру предоставлено право выбирать самостоятельно форму согласования местоположения границ, по его выбору оно проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц; согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласно предусмотренного порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границ, извещение вручается указанным лицам или их представителям под расписку; направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны содержаться необходимые сведения, в том числе, сроки для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и(или) возражений после ознакомления с проектом межевого плана- случаи, когда установление таких границ на местности не производится. Соответствующее извещение должно быть вручено данным лицам или их представителям под расписку, направлено по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении. Срок проведения указанных действий должен составлять не менее чем 30 дней до дня проведения данного собрания. При этом предусмотрено право заинтересованного лица потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. С учетом срока, необходимого для вручения или направления указанными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) возражений после ознакомления с проектом межевого плана, срок проведения собрания о согласовании местоположения не может составлять менее чем 15 дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Кадастровым инженерам предписано выполнять указанные действия с соблюдением сроков и порядка действий. Это обусловлено тем, что согласно подп.2 п.5 ст. 27 вышеуказанного Закона, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка в случае, ели при уточнении указанных границ нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
В соответствии со ст. 40 ФЗ от 24.07.2007 года № 2210ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусматривает порядок составления акта согласования местоположения границ, в котором должен быть отражен результат согласования местоположения границ, в результате чего, акт согласования местоположения границ является составной частью графической части межевого плана. В случае, если заинтересованные лица были своевременно и надлежащим образом извещены о необходимости согласования местоположения границ земельного участка, но ни лично, ни через своего представителя не выразили своего согласия посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ земельных участков, считается согласованным. О данном факте кадастровый инженер делает соответствующую запись в акте согласования местоположения границ. В указанном случае. В связи с возможностью обжалования данной записи со стороны правообладателей смежных участков ( заинтересованных лиц), с которыми проводилось согласование, документы, подтверждающие факт соблюдения порядка уведомления, прилагаются к межевому плану, более того, они являются его неотъемлемой частью.
Порядок исправления кадастровых ошибок регулируется ст.28 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Под кадастровыми ошибками понимаются ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Порядок исправления кадастровой ошибки в сведениях зависит от того, каким образом были представлены в орган кадастрового учета документы, содержащие ошибку в сведениях:
- если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, необходимые для кадастрового учета и представленные одновременно с соответствующим заявлением (акт обследования, технический план, межевой план, документ, подтверждающий принадлежность в определенной категории земель, и иные документы, предоставленные в соответствии со ст. 22 Закона), то кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для изменения соответствующего объекта недвижимости.
- если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, то кадастровая ошибка в сведениях должна быть исправлена в порядке информационного взаимодействия (ст. 15 ФЗ);
- в любом случае - на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с п. 14 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастра недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Письмом Министерства экономического развития РФ от 27.03.2009 г. N 4448-ИМ/Д23 даны разъяснения по вопросу порядка устранения несоответствий в местоположении границ земельных участков.
Так, в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границ ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка.
Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственных кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы).
Согласно п.5 ст. 28 Закона решение суда об исправлении кадастровой ошибки принимается судом по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета. На основании решения суда об исправлении кадастровой ошибки орган кадастрового учета вносит новые сведения в реестр.
Согласно регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу- <адрес>.
Из справки администрации Еленинского сельского поселения усматривается, что ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу- <адрес>
Из схемы, составленной истцом следует, что спорные земельные участки- домовладение с кадастровым номером № ( собств. ФИО5); с кадастровым номером №, принадлежит ФИО7., домовладение истца располагаются на местности на значительном расстоянии друг от друга.
Аналогичные обстоятельства следуют и из справки администрации Еленинского сельского поселения, выданной ДД.ММ.ГГГГ№.
Из представленных документов ответчика ФИО2 следует, что ее сын ФИО7 является собственником земельного участка по адресу- <адрес>, ему было выдано разрешение на строительство на данном земельном участке жилого дома ДД.ММ.ГГГГ. На данном участке располагается объект незавершенного строительства, что подтверждается соответствующими правоустанавливающими документами.
Из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 скончался ДД.ММ.ГГГГ. Его наследником является ФИО2- мать наследодателя.
Из кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО7 следует, что сведения о местоположении его земельного участка были внесены в ГКН на основании его заявления и соответствуют следующему:
...
...
...
...
Собственником земельного участка с кадастровым номером 74:08:3201001:711, расположенного по адресу- <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО4. Данный земельный участок был образован на основании постановления администрации Карталинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 2356 кв.м.. На данном земельном участке расположен возведенный жилой дом, что следует из представленных правоустанавливающих документов.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось наличие кадастровой ошибки при оформлении земельных участков с кадастровыми номерами № (Уральская,21) и № ( <адрес>).
Сотрудниками МУП «Межевой центр» в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела были произведены работы с целью уточнения координат земельного участка с кадастровым номером 74:08:3201001:317 (Уральская,21), в результате чего было установлено, что устранения кадастровой ошибки надлежит внести в ГКН уточненные координаты данного земельного участка, а именно:
...
...
...
...
В результате уточнения координат земельного участка, конфигурация и площадь земельного участка меняться не будут.
Суд, проанализировав вышеуказанные обстоятельства находит, что действительно при проведении кадастровых работ по установлению границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № кадастровым инженером действительно была допущена кадастровая ошибка в местоположении границ. Данная ошибка подлежит исправлению путем внесения в Государственный земельный кадастр уточненных данных о характерных точках границ и уточненных координат.
В связи с тем, что исправление допущенной кадастровой ошибки при установлении местоположения границ земельных участков, имеющих кадастровые номера- № и № возникло документально, фактического спора между владельцами указанных земельных участков и истцом не имеется, фактического пересечения границ вышеуказанных земельных участков также не имеется, соответственно оснований для исключения с ГКН земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Возложить на Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанность исправить кадастровую ошибку, допущенную при постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес> с кадастровым номером №
Исключить из государственного кадастра недвижимости существующие координаты земельного участка с кадастровым номером №, а именно:
...
...
...
...
Внести в государственный кадастр недвижимости уточненные координаты земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес> с кадастровым номером №, а именно:
...
...
...
...
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Крафт Г.В.