ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-364/19 от 03.09.2019 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2-364/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2019 года г. Петровск-Забайкальский

Забайкальский край

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балбаровой А.В.,

при секретаре Поздеевой А.М.,

с участием заместителя Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Хорлоева Б.Ж.,

представителей ответчика ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью Мебельный комбинат «Рассвет» о возложении обязанности прекратить проведение сплошных рубок по договору аренды лесного участка на особо охраняемой природной территории,

установил:

Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор Шагжитов Т.Ц. обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав на то, что по заданию Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения лесного законодательства на особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарскии». В ходе проверки установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Мебельный комбинат «Рассвет» (далее по тексту - ООО «МК Рассвет») на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором лесного участка площадью 114718 га, с ежегодной нормой пользования 77600 м3, в том числе по хвойному хозяйству 55450 м3, расположенном на территории муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в Новопавловском участковом лесничестве, Толбагинском участковом лесничестве, Хохотуйском участковом лесничестве, а также на территории муниципального района «Хилокский район» в Бадинском лесничестве. Условиями договора аренды лесного участка арендатору предоставлено право осуществления заготовки древесины, в том числе по Петровск-Забайкальскому району, путем проведения сплошных рубок. Часть предоставленного в аренду лесного участка находится в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский». Проведение сплошных рубок на территории особо охраняемой природной территории – заказника «Бутунгарский» запрещено, кроме санитарных. Вместе с тем, с в 2018 и 2019 годах ООО «МК Рассвет» в Министерство природных ресурсов Забайкальского края поданы лесные декларации, в соответствии с которыми ответчику предоставлено право осуществления заготовки древесины в Хохотуйском участковом лесничестве в урочище реки Средний Бутунгар, в Толбагинском участковом лесничестве в урочище реки Чисовка, в урочище реки Нижний Бутунгар путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений. Однако, лесные квартала и лесотаксационные выделы, в которых предоставлено право осуществления заготовки древесины OOO «MK Рассвет» расположены на территории особо охраняемой природной территории - государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский». Таким образом, осуществление ответчиком сплошных рубок на особо охраняемой природной территории - государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский», угрожает сохранению биологического разнообразия лесов, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, которые относятся к объектам общенационального достояния, деятельность ответчика также наносит непоправимый ущерб среде обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также приводит к исчезновению лекарственных растений в связи с уничтожением мест их произрастания и нарушает цели сохранения уникальных и типичных объектов растительного и животного мира, их генофонда, что влечет причинение ущерба Российской Федерации. Данное обстоятельство нарушает право каждого на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, деятельность по проведению сплошных рубок на территории государственного природного заказника «Бутунгарский» должна быть прекращена. Действия ответчика по сплошной рубке лесных насаждений на особо охраняемой природной территории создают предпосылки к безвозвратной утрате лесных насаждений, что ведет к причинению вреда окружающей среде, экологическому ущербу и, соответственно, нарушению интересов неопределенного круга лиц и государства.

Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор, с учетом уточнения, просит суд возложить обязанность на ООО «МК Рассвет» прекратить проведение сплошных рубок по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, на особо охраняемой природной территории - государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский» в квартале 65 выделах 1, 2-26, 28-30, 32, 33, квартале 74 выделах 1-3, 5-10, 11, 23-32, квартале 77 выделах 1-18, квартале 78 выделах 1-25, 26, 27, квартале 79 выделах 1-18, квартале 80 выделах 1-21, квартале 81 выделах 1-17, квартале 82 выделах 1-10, 12-24, 26-30, квартале 83 выделах 1-29, квартале 84 выделах 1-24, квартале 85 выделах 1-44, квартале 86 выделах 1-35, квартале 89 выделах 1-20, квартале 90 выделах 1-44, квартале 91 выделах 1-36, квартале 96 выделах 1-28 Толбагинского участкового лесничества; квартале 82 выделах 1-41, квартале 83 выделах 1-48, квартале 84 выделах 1-30, квартале 85 выделах 1, 4, 8, 10, 15, 16, 25, 35-37, 42, квартале 89 выделах 1-15, квартале 90 выделах 1-3, 45 Хохотуйского участкового лесничества; квартале 84 выделах 1-37, квартале 85 выделах 1-19, 21-62, 69, 70, квартале 86 выделах 1-35, квартале 87 выделах 1-25, квартале 88 выделах 1-12, квартале 89 выделах 1-42, квартале 90 выделах 1-44, квартале 91 выделах 1-16, квартале 92 выделах 1-25, квартале 93 выделах 1-22, квартале 94 выделах 1-29, квартале 95 выделах 1-41, квартале 96 выделах 1-29, квартале 97 выделах 1-17, квартале 98 выделах 1-22, квартале 99 выделах 1-22, квартале 100 выделах 1-50, квартале 101 выделах 1-19, квартале 102 выделах 1-28, квартале 103 выделах 1-24, квартале 104 выделах 1-17, квартале 105 выделах 1-23, квартале 106 выделах 1-26, квартале 107 выделах 1-11, квартале 108 выделах 1-17, квартале 109 выделах 1-27, квартале 110 выделах 1-23, квартале 111 выделах 1-14, 20, 23-25, квартале 112 выделах 1-35, квартале 113 выделах 1, 2, квартале 114 выделах 1-5, квартале 115 выделах 2-11, 13, 14, 16, 17, 19, 24-26 Новопавловского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества, кроме санитарных.

В письменных возражениях на исковое заявление и в дополнениях к нему представители ответчика не согласны с предъявленными требованиями прокурора, считают их необоснованными, просят отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на следующее. Рассматриваемый лесной участок, предоставленный ООО «МК Рассвет» и в целом Петровск-Забайкальское лесничество, без какого-либо изъятия, расположен на землях лесного фонда в соответствии с данными Государственного лесного реестра, в категорию особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке данный лесной участок либо его часть не переводился, доказательств тому прокурором не представлено, леса, расположенные на арендуемом лесном участке, относятся к эксплуатационным лесам, на которых допускается осуществление всех видов использования лесов, в том числе для заготовки древесины. Ответчиком разработан проект основания лесов на арендованном участке, который прошел государственную экспертизу и получил соответствующее заключение. Создание особо охраняемых территорий не влечет автоматический перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий, до настоящего времени органами публичной власти не предприняты установленные законом действия по переводу арендуемого ответчиком лесного участка из категории земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий. В данном случае ответчик осуществляет использование лесного участка на законном основании, в соответствии с договором аренды и проектом освоения. Кроме того, указанные в иске кварталы №№111, 112, 113, 115 Новопавловского участкового лесничества и кварталы №№85, 90 Хохотуйского участкового лесничества не входят в территорию государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский». Также ссылаются на то, что при проведении конкурса и заключении договоров аренды участков лесного фонда ограничений относительно сплошных рубок установлено не было, при расчете объемов лесопользования, размера арендной платы были заложены сплошные рубки в кварталах, которые на данный момент оказались на территории заказника. Запрет на проведение сплошных рубок на арендованных участках значительно сократит объемы лесопользования, таким образом, будут нарушены условия конкурса и соразмерность установленной арендной платы по договору. Кроме того, исключение из объема расчетной лесосеки сплошных рубок на территории заказника «Бутунгарский» существенно сократит нормы пользования по договору аренды, площадь рубки значительно сократится.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» Т.С.С. полностью поддержал исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора. Указывает на то, что ООО «МК Рассвет» получено отрицательное заключение от ДД.ММ.ГГГГ на проект основания лесов по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на запрет проведения сплошных рубок спелых и перестойных насаждений, входящих границы государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский». Проводимые и планируемые сплошные рубки ответчиком наносят непоправимый вред природным комплексам особо охраняемой территории.

В судебном заседании заместитель Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Хорлоев Б.Ж. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении иска, считает, что проведение сплошных рубок в настоящее время уже нанесло существенных вред окружающей среде, лесному фонду, государственному природному зоологическому заказнику регионального значения «Бутунгарский», причинило существенный ущерб Российской Федерации. Кроме того, требования прокурора направлены на будущие действия ООО «МК Рассвет» по сплошной рубке на особо охраняемой территории, ранее прокурор отказался от требований о признании действий незаконными, так как проект основания лесов от 2008 года, на основании которого осуществлялась деятельность общества по сплошной рубке, прекратил свое действие.

Представители ответчика ООО МК «Рассвет» ФИО1 и ФИО2 просили в удовлетворении иска Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. Также дополнили, что на запросы ООО «МК Рассвет» руководитель ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» указал им на то, что заготовка древесины на основании договоров аренды лесных участков может осуществляться на территории заказника в пределах сроков действия договора аренды лесных участков, заключенных до утверждения Положения о государственном природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский» от 22.08.2016 №357, подтвердил возможность проведения мероприятий согласно договора на территории Бутунгарского заказника. Действия ООО «МК Рассвет» по проведению сплошных рубок считают законными, в рамках условий договора аренды лесного участка.

В судебное заседание представители третьих лиц Министерства природных ресурсов Забайкальского края, ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий», надлежаще извещенные о дате и времени слушания дела, своего представителя не направили, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав стороны, изучив доводы искового заявления и возражения на него, исследовав материалы дела, ответы на запросы суда, в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, исходя из следующего.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

На федеральном уровне отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Лесным кодексом РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственные природные заказники, как природные объекты, имеющие особое природоохранное значение, образуют природно-заповедный фонд, находятся под особой охраной, для их охраны устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории, порядок создания и функционирования которых регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (ст.58 Закона № 7-ФЗ).

В силу п. 2 ст.59 Закона № 7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ), особо охраняемые природные территории участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статьей 2 указанного Закона № 33-ФЗ установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (ч. 3 ст. 24 Закона № 33-ФЗ).

Законом Забайкальского края от 09.03.2010 № 338-ЗЗК «Об особо охраняемых природных территориях в Забайкальском крае» (далее - Закон № 338-ЗЗК), установлены категории особо охраняемых природных территорий регионального значения, к которым относятся государственные природные заказники (ст. 3 Закона).

Для категорий особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, для охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения разрабатываются соответствующие положения в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Закона № 338-ЗЗК).

Из положений ч. 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ следует, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В силу п. 1 ч. 2, ч. 3, ч. 6 вышеуказанной статьи Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе земли государственных природных заказников. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Частью 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ установлено, что на землях государственных природных заказников, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Согласно части 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Защитные леса в соответствии с частью 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов в числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации к их числу относятся и леса, расположенные на территориях государственных природных заказников.

Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч. 2 ст. 12 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются категории указанных лесов, в том числе леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 103 Лесного кодекса РФ, к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Частью 3 вышеуказанной статьи установлено, что в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Согласно части 6 статьи 17 Лесного кодекса РФ, сплошные рубки лесов запрещаются в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 181 (далее - Особенности), в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (часть 4 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 8 Особенностей, в лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике.

В соответствии с ч.ч. 1 и 5 ст. 24 Закона № 33-ФЗ и ч. 2 ст. 9 Закона № 338-ЗЗК, на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Частью 7 статьи 9 Закона № 338-ЗЗК установлено, что на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения вводится запрет или ограничение (временное или постоянное) на осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей целям образования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Частью 2 ст. 10 Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) в случае, в том числе создания особо охраняемых территорий.

Частью 1 ст. 11 ФЗ № 172-ФЗ предусмотрен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в том числе в случае организации особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно частей 1 и 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно ч. 3 ст. 89 Лесного кодекса РФ государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных, в том числе, на землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено и следует их материалов дела:

Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.08.2016 № 357 «О некоторых вопросах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский», утверждено соответствующее Положение о заказнике (далее - Положение о заказнике).

Заказник организован в соответствии с постановлением Главы Администрации Читинской области от 23.10.1998 №904 «Об организации государственных зоологических заказников областного значения. Заказник расположен в Петровск-Забайкальском районе Забайкальского края.

Согласно п.3 Положения о заказнике в границы заказника входят земли лесного фонда площадью 80955 га в пределах кварталов 42, 48-50, 66-73, 77-86, 88-97, 101-108, 111-113, 118 Катангарского участкового лесничества, 84-110, 114 Новопавловского участкового лесничества, 65-68, 70-75, 77-86, 89-92, 96 Тобагинского участкового лесничества, 82-84, 89 Хохотуйского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества.

Согласно п.12 Положения о заказнике, заказник создан в целях сохранения естественных экосистем Забайкальского края, поддержания экологического баланса, сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях.

Основными задачами, осуществляемыми на территории заказника, являются: систематическое проведение природоохранных, биотехнических, учетных и других регуляционных и научно-исследовательских мероприятий для обеспечения сохранения и восстановления охраняемых природных комплексов и объектов, а также изучение флоры и фауны, контроль за ведением хозяйственной и иной деятельности, изучение ее воздействия на охраняемые природные комплексы и объекты, проведение эколого-просветительской деятельности, выделение, обозначение на местности и обустройство зон отдыха населения, участков заповедной зоны, обозначение на местности объектов историко-культурного наследия (п. 13 Положения о заказнике).

Согласно п.п. 4 п. 14 Положения о заказнике, на всей территории заказника запрещается деятельность, противоречащая целям и задачам образования заказника, причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, нарушающая экологический баланс территории, препятствующая сохранению, восстановлению природных комплексов, в том числе проведение всех сплошных рубок лесных насаждений, кроме санитарных, проводимых с обязательным уведомлением ГКУ «Дирекция ООПТ».

Согласно п. 19 Положения о заказнике заготовка древесины на основании договоров аренды лесных участков осуществляется на территории заказника в пределах сроков действия договоров аренды лесных участков, заключенных до утверждения настоящего Положения.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности юридического лица ООО «МК Рассвет» является лесозаготовки, в качестве дополнительных видов деятельности указаны лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, распиловка и строгание древесины, производство пиломатериалов, кроме профилированных, производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины, производство пиломатериалов, профилированных по кромке, производство древесного полотна, древесной муки, производство технологической щепы или стружки, предоставление по пропитке древесины, производство шпона, фанеры, деревянных плит и панелей, производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий.

Согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «МК Рассвет» сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ является арендатором лесного участка площадью 114718 га, с ежегодной нормой пользования 77600 м3, в том числе по хвойному хозяйству 55450 м3, расположенном на территории муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в Новопавловском участковом лесничестве (кварталы №№ 66-68, 70, 71, 77-79, 82-129), Толбагинском участковом лесничестве (кварталы №№ 40-42, 48, 49, 65-69, 71-112), Хохотуйском участковом лесничестве (кварталы №№ 77, 82-86, 89, 90), а также на территории муниципального района «Хилокский район» в Бадинском лесничестве (Толбагинская дача кварталы №№ 43-47, 52-56, 60, 61; Хохотуйская дача кварталы №№ 61, 72-76, 80, 81).

Условиями договора аренды лесного участка арендатору предоставлено право осуществления заготовки древесины в объеме 77600м3 ежегодно, в том числе по Петровск-Забайкальскому району 62100 м3, путем проведения сплошных рубок в объеме 57800 м3 (раздел 4 Договора).

Согласно раздела 4 Договора арендатор ООО «МК Рассвет» имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации настоящего Договора, предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта основания лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи в установленном порядке лесной декларации.

Арендатор ООО «МК Рассвет» обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим договором, в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект основания лесов с положительным заключением государственной экспертизы, вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных объектов, животного мира и других природных объектов, проводить рубки ухода за лесами в местах и объемах установленных проектом освоения лесов.

Согласно раздела 7 Договора права пользования лесным участком, переданным в аренду для заготовки древесины, могут быть ограничены или приостановлены в случаях и порядке, которые предусмотрены Лесным кодексом РФ и другими Федеральными законами.

Часть предоставленного в аренду лесного участка находится в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский» на площади 51033 га.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «МК Рассвет» в Министерство природных ресурсов Забайкальского края подана лесная декларация , в соответствии с которой обществу предоставлено право осуществления заготовки древесины в Хохотуйском участковом лесничестве в урочище реки Средний Бутунгар, расположенной в квартале 83 выделе 31 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 1320 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Министерством природных ресурсов края ДД.ММ.ГГГГ приняты изменения к лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ООО «МК Рассвет» предоставлено право осуществления заготовки древесины в Хохотуйском участковом лесничестве в урочище реки Средний Бутунгар, расположенной в квартале 83 выделе 31 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 800 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «МК Рассвет» в Министерство природных ресурсов Забайкальского края подана лесная декларация , в соответствии с которой ответчику предоставлено право осуществления заготовки древесины в Толбагинском участковом лесничестве в урочище реки Чисовка, расположенной в квартале 85 выделе 6 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 1208 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Толбагинском участковом лесничестве в урочище реки Нижний Бутунгар, расположенной в квартале 91 выделе 13 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 1138 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Толбагинском участковом лесничестве в урочище реки Нижний Бутунгар, расположенной в квартале 90 выделе 7 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 425 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Толбагинском участковом лесничестве в урочище реки Нижний Бутунгар, расположенной в квартале 91 выделе 17 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 715 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов края приняты изменения к лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым OOO «MK Рассвет» предоставлено право осуществления заготовки древесины в Толбагинском участковом лесничестве в урочище реки Чисовка, расположенной в квартале 85 выделе 6 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 1172 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Толбагинском участковом лесничестве в урочище реки Нижний Бутунгар, расположенной в квартале 91 выделе 13 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 1093 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Толбагинском участковом лесничестве в урочище реки Нижний Бутунгар, расположенной в квартале 90 выделе 7 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 389 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Толбагинском участковом лесничестве в урочище реки Нижний Бутунгар, расположенной в квартале 91 выделе 17 путем проведения сплошной рубки спелых и перестойных лесонасаждений объемом 693 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные лесные кварталы и лесотаксационные выделы (квартал 83 выдел 31 Хохотуйского участкового лесничества, квартал 85 выдел 6, квартал 91 выделы 13 и 17, квартал 90 выдел 7 Толбагинского участкового лесничества), в которых предоставлено право осуществления заготовки древесины OOO «MK Рассвет», расположены на территории особо охраняемой природной территории - государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский», где осуществление сплошных рубок запрещено, кроме санитарных.

Согласно Проекта освоения лесов лесного участка, переданного ООО «МК Рассвет» в аренду для заготовки древесины, утвержденного генеральным директором ООО «МК Рассвет», с положительным заключением государственной экспертизы Государственной лесной службы Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, утратившего свою силу, лесной участок, переданный в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ, представлен только эксплуатационными лесами. В эксплуатационных лесах допускается проведение всех видов рубок, кроме особо защитных участков леса, в которых допускается заготовка древесины только в порядке рубки поврежденных или погибших древостоев. Ведомость особо защитных участков в разрезе кварталов и выделов приведена в Приложении №1. Распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям) и эксплуатационные леса показано также в прилагаемой тематической лесной карте (приложение №4).

Согласно раздела 2.7 Проекта освоения лесов кроме ограничений по использованию лесов, связанных с видами целевого назначения лесов, лесным законодательством предусмотрены ограничения, обусловленные выделением особо защитных участков лесов.

В особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

Согласно раздела 2.8 часть территории арендованного участка занимает государственный природный зоологический заказник регионального значения «Бутунгарский», выделенный в 1998 году по постановлению Главы Администрации Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Заказник частично занимает Новопавловское, Толбагинское и Хохотуйское участковые лесничества общей площадью 51033 га: Новопавловское (84-110, 114, 115) – 24596 га; Толбагинское (65-68, 70-75, 77-86, 89-92, 96) – 21 845 га; Хохотуйское (77, 82-86, 89) – 4 592 га. Регламентом по Петровск-Забайкальскому лесничеству и договором аренды на территории заказника разрешены сплошные и выборочные рубки.

Согласно заключения по проекту освоения участка лесного фонда ООО МК «Рассвет» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в целях заготовки древесины, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководителем Государственной лесной службы Забайкальского края, содержание проекта не противоречит федеральному лесному законодательству. Все разделы и подразделы проекта соответствуют требованиям, предъявляемым приказом МПР от ДД.ММ.ГГГГ. Заключение положительное.

Согласно ответов руководителя ГКУ «Дирекция ОООПТ» от ДД.ММ.ГГГГ на обращение генерального директора ООО МК «Рассвет» Б.С.П., в соответствии с п.п.19 п.3 Положения о заказнике «Бутунгарский», заготовка древесины на основании договоров аренды лесных участков осуществляется на территории заказника в пределах сроков действия договоров аренды, заключенных до утверждения Положения о заказнике, подтверждают возможность проведения мероприятий согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории Бутунгарского заказника.

Согласно заключения по проекту освоения участка лесного фонда ООО МК «Рассвет» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в целях использования лесов для заготовки древесины на территории Петровск-Забайкальского и Бадинского лесничеств Забайкальского края, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и.о. министра природных ресурсов Забайкальского края, проектом освоения лесов запроектировано проведение рубок спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах, что не соответствует договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, запроектированные сплошные рубки спелых и перестойных насаждений, входящих в границы государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский», не соответствуют п.п.4 п.14 Постановления Правительства Забайкальского края от 22.08.2016 №357 «О некоторых вопросах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский». Рекомендовано устранить указанные замечания по проекту освоения лесов. Заключение отрицательное.

Суд соглашается с доводами прокурора о необходимости запретить ООО МК «Рассвет» сплошные рубки на территории государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский».

В соответствии ст. 1 Лесного кодекса РФ, направленные на сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, на использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов, обеспечение охраны и защиты лесов.

Исходя из системного толкования действующего законодательства, в число особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 58 Закона № 7-ФЗ включены государственные заказники, земли которых в силу ст. ст. 94, 95 Земельного кодекса РФ являются землями особо охраняемых природных территорий, которые в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте, леса, на территории которых в силу ч. 1 ст. 103 Лесного кодекса РФ, п. 3 «Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» являются лесами особо охраняемых природных территорий и относятся к защитным лесам согласно ст. 102 Лесного кодекса РФ и п. 2 «Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09.01.1998 № 1-П и от 07.06.2000 № 10-П; определения от 27.06.2000 № 92-О и от 03.02.2010 № 238-О-О).

По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации, целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Таким образом, осуществление ответчиком сплошных рубок на особо охраняемой природной территории - государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский», угрожает сохранению биологического разнообразия лесов, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, которые относятся к объектам общенационального достояния, деятельность ответчика также наносит непоправимый ущерб среде обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также приводит к исчезновению лекарственных растений в связи с уничтожением мест их произрастания и нарушает цели сохранения уникальных и типичных объектов растительного и животного мира, их генофонда, что влечет причинение ущерба Российской Федерации. Данное обстоятельство нарушает право каждого на благоприятную окружающую среду, в связи с чем деятельность по проведению сплошных рубок на территории государственного природного заказника «Бутунгарский» должна быть прекращена.

Утверждение Положения о заказнике «Бутунгарский» 22.08.2016 правового значения по настоящему делу не имеет при неизменности с 1998 года статуса заказника в качестве особо охраняемой природной территории и отсутствии допустимых в соответствии со ст. 60 ГПК РФ доказательств его упразднения и отнесения или перевода его земель в установленном порядке Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 10, 11 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 в земли лесного фонда, на которых разрешена заготовка древесины путем сплошных рубок лесных насаждений.

При этом суд учитывает и установленный по делу факт отсутствия положительного заключения компетентного органа по новому проекту освоения лесов, дача отрицательного заключения связано, в том числе с запроектированными сплошными рубками спелых и перестойных насаждений, входящих в границы государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский».

Доводы стороны ответчика о том, что запрет на проведение сплошных рубок негативно отразится на деятельности предприятия, размер арендной платы по договору аренды лесного участка станет необоснованно завышенным, не могут являться основанием для разрешения ООО МК «Рассвет» проведение сплошных рубок на особо охраняемых природных территориях. Кроме того, ООО МК «Рассвет» не лишено возможности в установленном законом порядке согласовать размер арендной платы за пользование арендованным лесным участком с учетом его фактического использования (объемов использования).

Остальные доводы возражений ответчика не опровергают доводы искового заявления прокурора, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы стороны ответчика о том, что указанные в иске кварталы №№111, 112, 113, 115 Новопавловского участкового лесничества и кварталы №№85, 90 Хохотуйского участкового лесничества не входят в территорию государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский», поскольку в Положении о заказнике названные номера кварталов в границы заказника не входят. В указанной части иска требования прокурора не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд находит, что исковое заявление Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению частично.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика, на основании ст. 333.19 НК РФ, ст. 98, 103 ГПК РФ, в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета Петровск-Забайкальского района Забайкальского края.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать ООО «МК Рассвет» прекратить проведение сплошных рубок по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, на особо охраняемой природной территории - государственного природного зоологического заказника регионального значения «Бутунгарский»:

- в квартале 65 выделах 1, 2-26, 28-30, 32, 33, квартале 74 выделах 1-3, 5-10, 11, 23-32, квартале 77 выделах 1-18, квартале 78 выделах 1-25, 26, 27, квартале 79 выделах 1-18, квартале 80 выделах 1-21, квартале 81 выделах 1-17, квартале 82 выделах 1-10, 12-24, 26-30, квартале 83 выделах 1-29, квартале 84 выделах 1-24, квартале 85 выделах 1-44, квартале 86 выделах 1-35, квартале 89 выделах 1-20, квартале 90 выделах 1-44, квартале 91 выделах 1-36, квартале 96 выделах 1-28 Толбагинского участкового лесничества;

- в квартале 82 выделах 1-41, квартале 83 выделах 1-48, квартале 84 выделах 1-30, квартале 89 выделах 1-15 Хохотуйского участкового лесничества;

- в квартале 84 выделах 1-37, квартале 85 выделах 1-19, 21-62, 69, 70, квартале 86 выделах 1-35, квартале 87 выделах 1-25, квартале 88 выделах 1-12, квартале 89 выделах 1-42, квартале 90 выделах 1-44, квартале 91 выделах 1-16, квартале 92 выделах 1-25, квартале 93 выделах 1-22, квартале 94 выделах 1-29, квартале 95 выделах 1-41, квартале 96 выделах 1-29, квартале 97 выделах 1-17, квартале 98 выделах 1-22, квартале 99 выделах 1-22, квартале 100 выделах 1-50, квартале 101 выделах 1-19, квартале 102 выделах 1-28, квартале 103 выделах 1-24, квартале 104 выделах 1-17, квартале 105 выделах 1-23, квартале 106 выделах 1-26, квартале 107 выделах 1-11, квартале 108 выделах 1-17, квартале 109 выделах 1-27, квартале 110 выделах 1-23, квартале 114 выделах 1-5 Новопавловского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества, кроме санитарных.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО МК «Рассвет» в доход бюджета Петровск-Забайкальского района Забайкальского края государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Балбарова

Мотивированное решение изготовлено 19.09.2019.