Дело № 2-364/2020
УИД №
Решение
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Ельмеевой О.А.,
при секретаре Спиченковой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске
28 мая 2020 года
гражданское дело по исковому заявлению Д.Т.П. к Управляющей организации ООО «Меркурий-М» о признании действия ООО «Меркурий-М» по изменению тарифа за услуги и работы по содержанию общего имущества по договору управления МКД № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Д.Т.П. обратилась в суд с иском к Управляющей организации ООО «Меркурий-М» о признании действия ООО «Меркурий-М» по изменению тарифа за услуги и работы по содержанию общего имущества по договору управления МКД № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании произвести перерасчет, мотивировав требования тем, что Между Д.Т.П., собственником жилого помещения №, в многоквартирном доме по адресу: 652884, Российская Федерация, Кемеровская область, <адрес> и Управляющей организацией ООО «Меркурий-М» в лице директора С.В.Н., действующего на основании Устава, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ№, заключён в письменной форме Договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании протокола собрания собственников помещения (в форме очного голосования) многоквартирного жилого дома и решения собственников помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указывает, что приложением № к договору установлен перечень с указанием стоимости платы в разрезе услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме - 13,78 руб. за 1 кв.м. общей жилой площади в месяц, в том числе: санитарное содержание мест общего пользования (подъезды, лестничные клетки) - 2,46 руб.; санитарное содержание придомовой территории - 2,18 руб.; подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации - 0,73 руб.; проведение технических осмотров и текущий ремонт - 3,01 руб.; услуги РКЦ - 0,90 руб.; аварийное обслуживание - 0,50 руб.; услуга управления - 4,00 руб.
Управляющая организация ООО «Меркурий-М» в период действия Договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ№ произвела расчет и начисление собственникам жилого помещения размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества за 1 кв.м., а именно по строке «Содержание жилого помещения», что отражается в ежемесячных платежных документах для внесения платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -15,02 руб.;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 13,78 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -15.70 руб.
На основании вышеизложенного через личный кабинет по системе ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в адрес Управляющей организации ООО «Меркурий-М», была направлена досудебная претензия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перерасчете размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества».
Управляющая организация ООО «Меркурий-М» в одностороннем порядке установила увеличенный размер платы за услуги и работы по содержанию общего имущества за 1 кв.м. и с ДД.ММ.ГГГГ производила расчет по тарифу, не утвержденному на общем собрании собственников многоквартирного дома, что повлекло экономически необоснованному увеличению размера платы, что также не соответствует императивно установленным нормам части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и ущемляет права собственников многоквартирного дома как потребителей предоставляемых Управляющей организацией ООО «Меркурий-М» услуг, право на участие в согласовании которых у собственников отсутствует.
Просит признать действия Управляющей организации ООО «Меркурий-М» по изменению тарифа за услуги и работы по содержанию общего имущества за 1 кв.м. в одностороннем порядке по Договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ№ - незаконным. Обязать Управляющую организацию ООО «Меркурий-М» произвести за последние 3 года перерасчет размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества исходя из размера 13,78 руб. за 1 кв.м. в строгом соответствии с Приложением № к Договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ№ и установленного протоколом общего собрания собственников жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в течение 10 дней со дня принятия судом решения по настоящему иску.
Истец Д.Т.П. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Управляющей организации ООО «Меркурий-М» Э.А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76), в судебное заседание не явилась, посредством телефонограммы просиларассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Третьи лица Д.В.С., Д.С.А., Б.О.В. извещены судом надлежащим образом, представили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержали исковые требования.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в виду следующего.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Положениями ч. 3 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Как следует из ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями ч. 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с требованиями пункта 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы, за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом, при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Судом установлено, что Д.Т.П., Д.С.А., Д.В.С., Б.О.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 16-17,144-147).
На основании общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ выбран способ управления управляющей организацией ООО «Меркурий-М» (л.д. 14-15), с которой ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом № (л.д. 7-13). Кроме того, указанным собранием утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 13,78 рублей за 1 кв.м.
Частью 3 статьи 162 ЖК РФ определены существенные условия договора управления многоквартирным домом, в том числе в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
Условие о предмете договора управления (состав выполняемых по договору управления работ) указывается исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно пункту 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ проект перечня услуг и работ составляется и представляется управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения.
Порядок определения цены договора (следовательно, и стоимости выполняемых управляющей организацией работ, оказываемых услуг) является существенным условием договора управления в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ). Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно п. 3.1.2 Договора управления от ДД.ММ.ГГГГ Управляющая организация приняла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением № к договору (л.д.7). Приложением № к Договору определен перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу <адрес> с указанием наименования и стоимости услуги исходя из утвержденного общим собранием собственников размера 13,78 рублей (л.д. 11 оборот).
Как следует из указанного приложения в перечень услуг и работ не включена услуга по вывозу ТКО.
Услуга по вывозу ТКО Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрена, следовательно, утверждение истца, о незаконности взимания платы за данную услугу сверх установленного общим собранием собственников тарифа за содержание жилого помещения не основано на нормах законодательства.
Таким образом, в платежном документе за период с февраля 2016 по июнь 2018 в соответствии с п. 4.8 договора управления от ДД.ММ.ГГГГ в графе содержание жилого помещения указан тариф 15,02 руб.=13,78+1,24 (л.д. 20 оборот – 27 оборот).
Как следует из положений статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в доме могут предоставляться не лицом, занимающимся управлением домом, а непосредственно ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу подпункта "е" п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами: при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, - с даты, определенной в таком решении
Общим собранием собственников от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о переходе на прямые договоры с РСО с региональным оператором по ТКО, определена дата заключения договора с региональным оператором по ТКО с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54-55).
В платежных документах начиная с июля 2018 года по июль 2019 года в графе содержание жилого помещения указан тариф 13,78 руб., обращение с ТКО указано отдельной графой с указанием тарифа указанной услуги (л.д. 17 оборот- 30 оборот).
Разрешая требования истцов об обязании ответчика произвести перерасчет исходя из стоимости услуг по содержанию общего имущества в соответствии с решением собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ исходя из размера 13,78 руб. за 1 кв. м., суд приходит к следующему.
Обосновывая свои требования, истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников МКД собственники дома по <адрес> в г. установили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 13,78 руб. за 1 кв. м. Больше собраний по поводу изменения этого размера не проводилось, размер не изменялся, а значит, он должен рассчитываться управляющей компанией исходя из указанного размера и изменить его в одностороннем порядке управляющая компания ООО «Меркурий-М» не имела право.
Суд находит требования истцов не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Согласно разъяснениям, данным в п. 16,17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
В соответствии с требованиями пункта 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы, за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно пункту 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Судом установлено, что в июне 2019 года управляющей организацией ООО «Меркурий-М» было инициировано проведение общего собрания собственников, одним из вопросов повестки собрания было принятие решения о повышении тарифа за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 18,46 руб. (л.д. 60-62). В связи с отсутствием кворума собрание не состоялось, решения по повестке собрания не приняты.
Следовательно, с учетом того, что собственниками после 2016 г. не принималось решение об установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, с июля 2019 года в соответствии с п. 4.ст. 158 ЖК РФ управляющая компания обосновано при ее начислении использовала размер, который установлен Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении размера платы населения за жилое помещение», что отражено в платежных документах начиная с августа 2019 года (л.д. 31).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Д.Т.П. к Управляющей организации ООО «Меркурий-М» о признании действия ООО «Меркурий-М» по изменению тарифа за услуги и работы по содержанию общего имущества по договору управления МКД № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании произвести перерасчет, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.А. Ельмеева
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 03.06.2020