ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-364/20 от 28.05.2020 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-364/2020

УИД

Решение

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Ельмеевой О.А.,

при секретаре Спиченковой В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске

28 мая 2020 года

гражданское дело по исковому заявлению Д.Т.П. к Управляющей организации ООО «Меркурий-М» о признании действия ООО «Меркурий-М» по изменению тарифа за услуги и работы по содержанию общего имущества по договору управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

Д.Т.П. обратилась в суд с иском к Управляющей организации ООО «Меркурий-М» о признании действия ООО «Меркурий-М» по изменению тарифа за услуги и работы по содержанию общего имущества по договору управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании произвести перерасчет, мотивировав требования тем, что Между Д.Т.П., собственником жилого помещения , в многоквартирном доме по адресу: 652884, Российская Федерация, Кемеровская область, <адрес> и Управляющей организацией ООО «Меркурий-М» в лице директора С.В.Н., действующего на основании Устава, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ, заключён в письменной форме Договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, на основании протокола собрания собственников помещения (в форме очного голосования) многоквартирного жилого дома и решения собственников помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец указывает, что приложением к договору установлен перечень с указанием стоимости платы в разрезе услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме - 13,78 руб. за 1 кв.м. общей жилой площади в месяц, в том числе: санитарное содержание мест общего пользования (подъезды, лестничные клетки) - 2,46 руб.; санитарное содержание придомовой территории - 2,18 руб.; подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации - 0,73 руб.; проведение технических осмотров и текущий ремонт - 3,01 руб.; услуги РКЦ - 0,90 руб.; аварийное обслуживание - 0,50 руб.; услуга управления - 4,00 руб.

Управляющая организация ООО «Меркурий-М» в период действия Договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ произвела расчет и начисление собственникам жилого помещения размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества за 1 кв.м., а именно по строке «Содержание жилого помещения», что отражается в ежемесячных платежных документах для внесения платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -15,02 руб.;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 13,78 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -15.70 руб.

На основании вышеизложенного через личный кабинет по системе ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в адрес Управляющей организации ООО «Меркурий-М», была направлена досудебная претензия от ДД.ММ.ГГГГ «О перерасчете размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества».

Управляющая организация ООО «Меркурий-М» в одностороннем порядке установила увеличенный размер платы за услуги и работы по содержанию общего имущества за 1 кв.м. и с ДД.ММ.ГГГГ производила расчет по тарифу, не утвержденному на общем собрании собственников многоквартирного дома, что повлекло экономически необоснованному увеличению размера платы, что также не соответствует императивно установленным нормам части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и ущемляет права собственников многоквартирного дома как потребителей предоставляемых Управляющей организацией ООО «Меркурий-М» услуг, право на участие в согласовании которых у собственников отсутствует.

Просит признать действия Управляющей организации ООО «Меркурий-М» по изменению тарифа за услуги и работы по содержанию общего имущества за 1 кв.м. в одностороннем порядке по Договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ- незаконным. Обязать Управляющую организацию ООО «Меркурий-М» произвести за последние 3 года перерасчет размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества исходя из размера 13,78 руб. за 1 кв.м. в строгом соответствии с Приложением к Договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и установленного протоколом общего собрания собственников жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в течение 10 дней со дня принятия судом решения по настоящему иску.

Истец Д.Т.П. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Управляющей организации ООО «Меркурий-М» Э.А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76), в судебное заседание не явилась, посредством телефонограммы просиларассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Третьи лица Д.В.С., Д.С.А., Б.О.В. извещены судом надлежащим образом, представили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержали исковые требования.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в виду следующего.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Положениями ч. 3 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Как следует из ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Положениями ч. 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Частью 1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В силу ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с требованиями пункта 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы, за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При этом, при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Судом установлено, что Д.Т.П., Д.С.А., Д.В.С., Б.О.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 16-17,144-147).

На основании общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ выбран способ управления управляющей организацией ООО «Меркурий-М» (л.д. 14-15), с которой ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 7-13). Кроме того, указанным собранием утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 13,78 рублей за 1 кв.м.

Частью 3 статьи 162 ЖК РФ определены существенные условия договора управления многоквартирным домом, в том числе в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.

Условие о предмете договора управления (состав выполняемых по договору управления работ) указывается исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Согласно пункту 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ проект перечня услуг и работ составляется и представляется управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения.

Порядок определения цены договора (следовательно, и стоимости выполняемых управляющей организацией работ, оказываемых услуг) является существенным условием договора управления в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ). Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 3.1.2 Договора управления от ДД.ММ.ГГГГ Управляющая организация приняла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением к договору (л.д.7). Приложением к Договору определен перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме по адресу <адрес> с указанием наименования и стоимости услуги исходя из утвержденного общим собранием собственников размера 13,78 рублей (л.д. 11 оборот).

Как следует из указанного приложения в перечень услуг и работ не включена услуга по вывозу ТКО.

Услуга по вывозу ТКО Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена, следовательно, утверждение истца, о незаконности взимания платы за данную услугу сверх установленного общим собранием собственников тарифа за содержание жилого помещения не основано на нормах законодательства.

Таким образом, в платежном документе за период с февраля 2016 по июнь 2018 в соответствии с п. 4.8 договора управления от ДД.ММ.ГГГГ в графе содержание жилого помещения указан тариф 15,02 руб.=13,78+1,24 (л.д. 20 оборот – 27 оборот).

Как следует из положений статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в доме могут предоставляться не лицом, занимающимся управлением домом, а непосредственно ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу подпункта "е" п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами: при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, - с даты, определенной в таком решении

Общим собранием собственников от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о переходе на прямые договоры с РСО с региональным оператором по ТКО, определена дата заключения договора с региональным оператором по ТКО с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54-55).

В платежных документах начиная с июля 2018 года по июль 2019 года в графе содержание жилого помещения указан тариф 13,78 руб., обращение с ТКО указано отдельной графой с указанием тарифа указанной услуги (л.д. 17 оборот- 30 оборот).

Разрешая требования истцов об обязании ответчика произвести перерасчет исходя из стоимости услуг по содержанию общего имущества в соответствии с решением собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ исходя из размера 13,78 руб. за 1 кв. м., суд приходит к следующему.

Обосновывая свои требования, истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников МКД собственники дома по <адрес> в г. установили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 13,78 руб. за 1 кв. м. Больше собраний по поводу изменения этого размера не проводилось, размер не изменялся, а значит, он должен рассчитываться управляющей компанией исходя из указанного размера и изменить его в одностороннем порядке управляющая компания ООО «Меркурий-М» не имела право.

Суд находит требования истцов не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Согласно разъяснениям, данным в п. 16,17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).

В соответствии с требованиями пункта 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы, за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно пункту 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Судом установлено, что в июне 2019 года управляющей организацией ООО «Меркурий-М» было инициировано проведение общего собрания собственников, одним из вопросов повестки собрания было принятие решения о повышении тарифа за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 18,46 руб. (л.д. 60-62). В связи с отсутствием кворума собрание не состоялось, решения по повестке собрания не приняты.

Следовательно, с учетом того, что собственниками после 2016 г. не принималось решение об установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, с июля 2019 года в соответствии с п. 4.ст. 158 ЖК РФ управляющая компания обосновано при ее начислении использовала размер, который установлен Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера платы населения за жилое помещение», что отражено в платежных документах начиная с августа 2019 года (л.д. 31).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Д.Т.П. к Управляющей организации ООО «Меркурий-М» о признании действия ООО «Меркурий-М» по изменению тарифа за услуги и работы по содержанию общего имущества по договору управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании произвести перерасчет, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.А. Ельмеева

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 03.06.2020