РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Дивное 5 октября 2012 года
Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кольцовой Н.В.,
с участием истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,
представителей ответчика ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенностей №,№ от <дата>,
при секретаре Щербатюк С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района <адрес> о признании незаконными действий должностных лиц при определении размера субсидии и обязательстве при расчете субсидии применить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, равный <данные изъяты> руб.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района <адрес> о признании незаконными действий должностных лиц при определении размера субсидии и обязательстве при расчете субсидии применить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, равный <данные изъяты> руб., указывая в обоснование иска на следующее.
В <дата>. ей была исчислена субсидия в размере <данные изъяты> руб., с чем она не согласна, так как является одиноко проживающим пенсионером на основании договора найма, в связи с чем размер ее субсидии должен составлять <данные изъяты> руб. Уполномоченный орган при расчете субсидии применил региональный стандарт жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семьи, состоящей из двух человек, который равен <данные изъяты> руб., а должен был применить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для одиноко проживающего гражданина -<данные изъяты> руб. Ответчик учел при расчете субсидии зарегистрированного в доме его собственника - ФИО5, как члена ее семьи. Собственник дома ФИО5 договором найма устранил солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, и возложил обязанность по внесению платы за коммунальные услуги на истца. Ее сын ФИО5 более 8 лет не проживает в <адрес>, он живет со своей семьей (женой) в <адрес>. Временное отсутствие собственника освобождает его от внесения платы за коммунальные услуги. Истец самостоятельно оплачивает коммунальные услуги по фактическому их потреблению, и нет оснований для того, чтобы признать их членами одной семьи при расчете субсидии.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала, пояснив, что ее сын ФИО5 не проживает в своем доме уже около 8-9 лет, она живет одна. ФИО5 проживает в <адрес> со своей женой. Коммунальные услуги оплачивает только она.
В отзыве на возражения на иск истец ФИО1 указывает на следующее. Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности используется при определении прав семьи на субсидию, следовательно, находится в прямой зависимости от определения состава семьи заявителя. В пункте 74 Рекомендаций речь не идет о расчете размера субсидии и о применении регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности. ФИО5- собственник жилого помещения, заключив с истицей договор найма и возложив на нее обязанность по оплате коммунальных платежей по факту потребления, самостоятельное право получать субсидии по месту регистрации утратил. Субъектом РФ утвержден региональный стандарт стоимости коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности, а не региональный стандарт на одного человека по количеству лиц, зарегистрированных в одном жилом помещении. Нет ни одного юридического факта, чтобы объединить истца и ее сына ФИО5 в одну семью, так как они не проживают совместно. Не выполнение уполномоченным органом требования п.18 Правил об определении состава семьи заявителя привело к неправильному расчету размера субсидии.
Представитель истца ФИО2 в суде пояснила, что при решении вопроса о предоставлении субсидий, истец в своем заявлении, адресованном ответчику, указывала, что она проживает одна и одна несет ответственность по коммунальным платежам, собственник дома проживает отдельно, но ее заявление по существу рассмотрено не было.
Представитель ответчика ФИО3 с иском не согласилась и пояснила суду, что согласно Правилам при расчете субсидии были учтены лица, зарегистрированные в домовладении, то есть собственник дома ФИО5 В личном деле имеются справки об оплате коммунальных услуг ФИО5, только одна справка по оплату услуг за газ была предоставлена на ФИО1 В данном случае истица не заявила ФИО5 членом ее семьи, субсидия была рассчитана на одного члена семьи, но с применением регионального стандарта по числу зарегистрированных лиц.
Представитель ответчика ФИО4 с иском не согласилась и пояснила суду, что истец не может быть признана одиноко проживающей, поскольку по месту жительства зарегистрирован еще ее сын ФИО5 При расчете субсидии учитываются также лица, зарегистрированные в жилом помещении. Кроме того, ФИО5, как собственник жилого помещения, вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему субсидий. В случае предоставления субсидий как одиноко проживающим отдельно нанимателю ФИО1 и отдельно собственнику ФИО5 будут завышены стандарты, что является недопустимым. Временное выбытие не является основанием для того, чтобы не учитывать лицо при определении регионального стандарта.
В возражениях на иск представитель ответчика ФИО6 указал на следующее. Как следует из представленной заявителем ФИО1 домовой книги и справки администрации МО <адрес> от <дата> в жилом помещении по адресу: <адрес> постоянно зарегистрирован по месту жительства ФИО5, которого заявитель не заявляет в заявлении на предоставление субсидии. Если заявитель указывает в своем заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, при этом документально подтверждает их правовые основания проживания, то при расчете размера субсидии применяются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг с учетом постоянно зарегистрированных граждан, а субсидия предоставляется на количество человек, указанных в заявлении о предоставлении субсидии.(п.74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг). Признать ФИО1 одиноко проживающей не представляется возможным, так как одиноко проживающим гражданином необходимо считать гражданина проживающего (зарегистрированного) в жилом помещении, в котором кроме него больше никто не проживает (не зарегистрирован), а в данном случае в жилом помещении зарегистрирован собственник ФИО5, у которого, как у собственника также возникает самостоятельное право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии ему и членам его семьи. Представленное ФИО1 заявление от <дата> о том, что в указанном доме она проживает одна, и ее сын ФИО5 проживает в <адрес>, не является документом, подтверждающим необходимые для решения вопроса о предоставлении субсидии сведения, перечисленные в п.8 Правил. Поэтому при определении размера субсидии семье ФИО1 был применен региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из двух человек-<данные изъяты> руб., а не как для одиноко проживающего гражданина-<данные изъяты> руб. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семье ФИО1 рассчитана правильно, в соответствие с п.20 Правил.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФИО5, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Свидетель ФИО9 показала, что ФИО5 не проживает по <адрес> в течение 9-10 лет, изредка приезжает в гости к матери.
Свидетель ФИО10 показала, что истица может быть с <дата> года проживает одна, ее сын ФИО5 уехал в <адрес>. Он приезжает один - два раза в неделю на час - полтора в <адрес>, где она его видит, так как является соседкой.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Квартира № в двухквартирном<адрес> СК принадлежит на праве собственности ФИО5, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от <дата>
По указанному адресу зарегистрированы по постоянному месту жительства ФИО5 с <дата> и ФИО1 с <дата>, что следует из копии домовой книги, справки администрации <адрес>№ от <дата>, паспорта ФИО1
В персональном деле № ФИО1 имеется копия договора найма жилого помещения от <дата> между нею (нанимателем) и ФИО5 (наймодателем), согласно которому квартира, указанная выше, предоставлена истцу для проживания (п.1.1) наниматель несет ответственность по оплате коммунальных услуг, производит оплату по фактическим платежам (п.3.3).
<дата> ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав в составе семьи одну себя, в дополнительном заявлении от <дата> она просит учесть, что проживает одна, а ее сын ФИО5, хотя и зарегистрирован, но в квартире не проживает.
Затем <дата> ФИО1 вновь обращается с заявлением о предоставлении субсидии, указав в заявлении также ФИО5
Субсидия предоставлялась ФИО1 решениями от <дата>, <дата>, <дата>,<дата>, <дата>
Решением от <дата>, и Распоряжением от <дата> ФИО1 была предоставлена субсидия с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> руб. Как следует из указанных документов, при расчете субсидии применен действующий на тот момент региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из двух человек,-<данные изъяты> руб., а не как для одиноко проживающего гражданина,-<данные изъяты> руб., установленный Постановлением <адрес>№-п от <дата> «О краевых стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012 год».
В последующем размер субсидии менялся в связи с изменением регионального стандарта.
Согласно ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно ч.2 ст.159 ЖК РФ право на субсидии имеют, в том числе, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, собственники жилых помещений.
В соответствии с ч.7 ст.159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п.18 Постановления Правительства РФ от <дата>№ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся, в том числе членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст.31 ЖК РФ.
Согласно п.20 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания собственник жилья ФИО5 зарегистрирован по месту пребывания в <адрес>, <адрес> только с <дата> по <дата>, что подтверждает факт его временного отсутствия в принадлежащем ему жилом помещении.
Представленная истцом (его представителем) справка свидетельствует о работе ФИО5 <данные изъяты>№<адрес> с <дата>, однако не является бесспорным доказательством того, что ФИО5 изменил постоянное место жительства.
Вышеуказанными показаниями свидетелей в совокупности с представленным свидетельством о регистрации по месту пребывания бесспорно подтверждается факт временного выбытия ФИО5 с постоянного места жительства, тем более из показаний тех же свидетелей следует, что ФИО5 систематически присутствует по месту своей постоянной регистрации.
В соответствии с ч.1 ст.30 ЖК РФ, ст.288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением.
В соответствии с ч.3 ст.154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствие с п.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги.
Из смысла и содержания ст.676,678 ГК РФ и вышеуказанных норм ЖК РФ следует, что указание в договоре найма о внесении нанимателем самостоятельно коммунальных платежей, не освобождает собственника жилья от ответственности по оплате коммунальных услуг в случае неисполнения данного обязательства нанимателем.
Согласно документов, имеющихся в персональном деле ФИО1 следует, что в квартире лицевые счета не разделены, платежи за коммунальные услуги осуществляются по одному платежному документу.
Согласно п.п.8,9 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов, в том числе содержащих сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем.
Если заявитель указал в своем заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан предоставить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении.
Как следует из п.74-78 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв.Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № от <дата>, если помимо заявителя и членов его семьи по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то при определении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителя и членов его семьи применяется региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, приходящийся на одного члена семьи, численность которой принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства, независимо от их основания проживания и наличия или отсутствия у них самостоятельного права на субсидию.
Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании. Для граждан, проживающих по иным кроме социального найма основаниям, используется тот же региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, что и для нанимателей жилых помещений по социальному найму.
Размер регионального стандарта стоимости жилищно - коммунальных услуг (ССЖКУ) устанавливается в рублях, приходящихся на одиноко проживающего гражданина или на одного члена семьи для семей разной численности, и рассчитывается как сумма стоимости содержания и ремонта жилого помещения, а также отопления, приходящихся на площадь, равную региональному стандарту нормативной площади жилого помещения, и стоимости нормативного объема потребления коммунальных услуг, из расчета на одного члена семьи для семей различной численности и одиноко проживающих граждан.
Таким образом, суд с учетом анализа установленных фактических обстоятельств по делу и норм действующего законодательства приходит к выводу, что применение ответчиком при расчете субсидии заявителю регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, приходящегося на одного члена семьи, численность которой принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства, является законным и обоснованным, следовательно, в иске ФИО1 должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района <адрес> о признании незаконными действий должностных лиц при определении размера субсидии и обязательстве при расчете субсидии применить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, равный <данные изъяты> руб.,- отказать.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Апанасенковский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
С решением в окончательной форме стороны могут быть ознакомлены в помещении суда 11 октября 2012 года.
Срок изготовления решения в окончательной форме 10 октября 2012 года.
Председательствующий судья (Н.В.Кольцова)