ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-364/2013 от 02.10.2013 Кущевского районного суда (Краснодарский край)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 02 октября 2013 года      Кущевский районный суд,

 Краснодарского края в составе:

 председательствующего судьи Вертиевой И.С.

 при секретаре      Камерной В.Г.

 а также с участием:

 представителя истца - помощника военного прокурора Краснодарского гарнизона                                  ФИО1

 представителей ответчика - ОАО «163 БТРЗ»     ФИО2,

 ФИО3

 ФИО4

 представителей третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации                                 ФИО5

 представителей третьего лица - Федеральной службы по оборонному заказу                                      ФИО6.

 представителя третьего лица - ГУВД по Краснодарскому краю                                              ФИО7

 представителя третьего лица - Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю             ФИО8.

 рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление военного прокурора Краснодарского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «163 Бронетанковый ремонтный завод», третьим лицам не заявляющим самостоятельных требований Министерству обороны РФ, ОАО «Оборонсервис», Рособоронзаказу, Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском районах, Кущевский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю и ГУВД по Краснодарскому краю о признании незаконным деятельности должностных лиц ОАО «163 БТРЗ»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Военный прокурор Краснодарского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «163 Бронетанковый ремонтный завод» о признании действий незаконными.

 В заявлении указывает, что ответчик имеет склад ракетно-артиллерийского вооружения, на котором в настоящее время хранится пулеметное и иное вооружение бронетанковой военной техники, поступившей на завод для производства капитального ремонта, а также боеприпасы, обнаруженные и изъятые в данной технике при ее поступлении на завод, боеприпасы для пристрелки вооружения, отремонтированного на предприятии, в то время как разрешение, а именно, лицензии на хранение и использование оружия и боеприпасов ответчик не имеет, полагает данные действия незаконными, которые могут повлечь последствия в виде утраты оружия и боеприпасов, их хищение, использование в преступных целях, что может повлечь причинение вреда здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Кроме того хранение и использование оружия обосновывает необходимость производства его пристрелки как технологической стадии производственного процесса. Для этих целей ответчиком используется земельный участок № площадью <данные изъяты> га, расположенный в административной черте населенного пункта ст. Кущевской, без согласования с разрешительными органами, в то время как такой земельный участок имеет вид разрешенного использования «площадка хранения бронетанковой военной техники». Испытываемое оружие не аттестовано, производство стрельб проводится с многочисленными нарушениями. Проверкой также выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм в процессе эксплуатации указанного сооружения, требований пожарной безопасности. Производство стрельб оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку. Необходимые меры безопасности при производстве стрельб не исполняются, что также создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В связи с чем, просит признать незаконным деятельность должностных лиц «163 БТРЗ», связанную с оборотом, в том числе приобретением, учетом, хранением и использованием боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему и запретить данную деятельность ОАО «163 БТРЗ» как противоречащую требованиям Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановления Правительства РФ от 15.10.1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях» и обязать руководство завода устранить допущенные нарушения действующего законодательства, создающие угрозу жизни и здоровью людей, запретить деятельность ОАО «163 БТРЗ», связанную с оборотом оружия и боеприпасов, включая их приобретение, учет, хранение, перевозку, использование и уничтожение.

 В судебном заседании военный прокурор уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконным детальность должностных лиц ОАО «163 БТРЗ», связанную с оборотом, в том числе, приобретением, хранением и использованием оружия, установленного на поступающей в ремонт военной технике, и боеприпасов к нему, обязать руководство ОАО «163 БТРЗ» устранить допущенные нарушения действующего законодательства, создающие угрозу жизни и здоровью людей, для чего выполнить следующее: выполнить лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление ремонта вооружения (п. 5 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 № 581), после чего получить в уполномоченном органе (Рособоронзаказе) лицензию на ремонт стрелкового и артиллерийского вооружения, установленного поступающей в ремонт военной технике по номенклатуре вооружения, предусмотренной классами 1005, 1015 ЕКПС; выполнить лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление хранения боеприпасов (п. 3 Положения о лицензировании разработки, производства испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 № 925), после чего получить в уполномоченном органе (Рособоронзаказе) лицензию на хранение боеприпасов; в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 года № 179 и Постановления Правительства от 10 декабря 2002 года № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»; получить в уполномоченном органе (Минобороны РФ) разрешение на применение вооружения и боеприпасов к нему; пристрелку стрелкового и артиллерийского вооружения, установленного на поступающей в ремонт военной технике в черте населенного пункта станицы Кущевская, Краснодарского края, вне стационарного полигона, с нарушением земельного, экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а также требований пожарной безопасности производить; в случае подтверждения Министерством обороны РФ необходимости производства пристрелки данного вооружения как технологической стадии производственного процесса, в рамках выполнения предприятием в интересах Российской Федерации государственного оборонного заказа, без проведения которой выполненные работы по ремонту военной техники не могут быть приняты представителем государственного заказчика, пристрелку производить в строгом соответствии с требованиями закона, на специально оборудованном полигоне, прошедшем соответствующую аттестацию, вне пределов населенного пункта станицы Кущевской, Краснодарского края. До устранения выявленных нарушений, изложенных в настоящем заявлении, просит запретить деятельность ОАО «163 БТРЗ» связанную с оборотом оружия и боеприпасов, включая их приобретение, учет, хранение, перевозку, использование и уничтожение.

 Заместитель военного прокурора Краснодарского гарнизона иск поддержал с учетом его уточнений, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить требования в полном объеме.

 Представители ответчика ОАО «163 БТРЗ» заявленные исковые требования не признали, указав, что основная деятельность завода направлена на ремонт боевой техники и вооружения на ней, в рамках которой приобретаются и хранятся боеприпасы, и данная деятельность предприятия лицензирована. На основе этого ОАО «163 БТРЗ» выполняет государственные оборонные заказы по ремонту военной техники и вооружения в соответствии с заключенными государственными контрактами и таким образом, деятельность предприятия основана на действующем законодательстве и незаконной деятельности, руководство предприятия не допускает. В своей деятельности предприятие руководствуется секретными приказами, изданными Министерством обороны РФ, и Постановлениями правительства РФ, в соответствие с которыми использование вооружения и боеприпасов является неотъемлемой частью единого технологического процесса по ремонту боевой техники, предоставляемой на ремонт, и эту деятельность нельзя считать нарушением законодательства об обороте оружия и боеприпасов, как то указывает прокурор в исковых требованиях.

 Представитель 3-го лица - Федеральной службы по оборонному заказу считает исковые требования военного прокурора к ОАО «163 БТРЗ» подлежащими частичному удовлетворению, полагая, что поскольку завод не производит ремонт вооружения, то лицензия, которую они выдают, им не нужна, как не нужна и лицензия на хранение боеприпасов, поскольку деятельность завода по хранению боеприпасов не входит в перечень работ, которые они выполнячют. Деятельность по пристрелке вооружения так же не входит в перечень работ.

 Представитель 3-го лица - ГУВД Краснодарского края исковые требования прокурора поддержал частично, в части не оборудования полигона для пристрелки вооружения., к компетенции МВД лицензирование деятельности на ОАО «163 БТРЗ», в части оборота вооружения бронетанковой военной техники и боеприпасов к нему, не относится, данный вид деятельности в Федеральном Законе «Об оружии» не предусмотрен.

 Представитель 3-го лица Министерства обороны РФ в судебное заседание возражал против удовлетворения исковых требований военного прокурора и полагает, что деятельность ОАО «163 БТРЗ» осуществляется в рамках действующего законодательства, и выполнение ремонтных работ военной техники происходит на основании государственных контрактов и госзаказов, изменение условий которых не входит в компетенцию предприятия в одностороннем порядке.

 Представитель 3-го лица Управления МЧС РФ по КК исковые требования военного прокурора поддержал в части нарушения требований пожарной безопасности при пристрелке вооружения на полигоне.

 В судебное заседание представитель 3-го лица ОАО «Оборонсервис», Роспотребнадзора, Кущевского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю не явились, о времени и месте судебного заседания были уведомлены, причину не явки суду не предоставили.

 Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные военным прокурором требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно распоряжения Правительства от 23 апреля 1996 года № 679-р Министерству обороны разрешено передавать (продавать) предприятиям оборонных отраслей, участвующим в выполнении государственного оборонного заказа, боевое оружие и боеприпасы к нему для обеспечения производства, доработки, испытаний и комплектации военной техники.

 Постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 г. № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» ОАО «163 БТРЗ» включено в указанный реестр (поз. 1149) и должно неукоснительно его соблюдать.

 Согласно Указа Президента РФ от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», Постановления Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 875 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», приказом Министерства обороны РФ от 18 мая 2009 г. № 415 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «163 бронетанковый ремонтный завод» Министерства обороны РФ» (ФГУП «163 БТРЗ», МО РФ), был реорганизован в ОАО «163 БТРЗ» (том №1 л.д.6-11,97), которое прошло государственную регистрацию и поставлено на учет по месту нахождения в налоговом органе в установленном законом порядке (том № 1, л. <...>), имеет Устав предприятия (том № 1, л. д. 12-32), из которого следует, что ОАО «163 БТРЗ» производит такие виды деятельности, как, в том числе, и ремонт вооружения и военной техники (т.1, л. д. 15).

 Согласно акта проверки исполнения требований законодательства о сохранности стрелкового оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, должностными лицами ОАО «163 БТРЗ», в соответствии с предписанием военного прокурора Краснодарского гарнизона на прокурорском участке в гор. Ейске от 13 декабря 2010 года (том № 1 л.д.133), военной прокуратурой Южного округа, были проведены надзорные мероприятия по исполнению должностными лицами ОАО «163 бронетанковый ремонтный завод» требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и боеприпасов, в ходе которых установлено, что на указанном предприятии, расположенном в ст. Кущевской, Краснодарского края, имеется склад ракетно-артиллерийского вооружения, на котором хранится пулеметное и иное вооружение бронетанковой техники, поступившей на завод для производства капитального ремонта, а так же боеприпасы, обнаруженные и изъятые в данной технике при её поступлении на завод и боеприпасы для пристрелки вооружения, отремонтированного на предприятии (том № 1 л. д. 118-121), что также следует из ведомостей номерного учета стрелкового оружия БТВТ, боеприпасов находящихся на складе артвооружения (т. 1 л. д. 62-72), учет и хранение которых противоречит требованиям приказа Министра обороны РФ № 90 от 28.02.1996 года «Об организации учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а так же инженерных боеприпасов в ВС РФ» (т.1, л. д. 118-121).

 Из Устава ОАО «163 бронетанковый ремонтный завод», следует, что деятельность предприятия, направленная на оборот оружия и боеприпасов не предусмотрена (т. 1, л. д. 12-32).

     На основании ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

 Согласно положениям ст. 129 ч.2 ГК РФ, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

 Совокупность приведенных выше норм действующего законодательства устанавливает, что к ограниченно обороноспособным видам гражданских прав относятся объекты, которые могут принадлежать лишь определенным субъектам, которые указаны в ФЗ «Об оружии», или их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению.

 Исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право на приобретение оружия, установлен ст. 10 Федерального Закона № 150-ФЗ от 13.12.1996г. «Об оружии».

     Исходя из содержания указанной нормы закона ОАО «163 БТРЗ» не относится к таким субъектам, имеющим право на приобретение оружия.

     Согласно ст.2 ФЗ «Об оружии», оружие, в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а так же по основным параметрам и характеристикам, подразделяется на: гражданское, служебное, боевое, ручное стрелковое и холодное оружие.

     Оборот боевого, ручного, стрелкового и иного оружия на территории РФ урегулирован постановления Правительства РФ от 15 октября 1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого, ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а так же холодного оружия в государственных военизированных организациях». В соответствии с указанным постановлением, а так ст. 5 ФЗ «Об оружии», под данную категорию подпадают все виды оружия, за исключением гражданского и служебного.

     Согласно ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. № 128-ФЗ, ремонт вооружения и военной техники относится к лицензированному виду деятельности.

     В соответствии с постановлением правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», федеральным законом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование ремонта вооружения и военной техники, является Рособоронзаказ.

     Согласно постановления правительства РФ от 26.11.2008г. № 889 «О лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники», контроль за соблюдением лицензионных требований и условий (в т.ч. обеспечения учета и хранение изделий вооружения и военной техники), осуществляется лицензирующим органом – Федеральной службой по оборонному заказу с соблюдением требований, установленных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

     В настоящее время ОАО «163 БТРЗ» имеет лицензию № выданную на основании распоряжения Рособоронзаказа от 12.04.2012 года № на право выполнения работ по ремонту и утилизации вооружения и военной техники (том № 5, л. л. 81 ). Таким образом, имеющаяся у ответчика лицензия №, выдана только на осуществление ремонта и утилизации вооружения и военной техники и применяется в части, не связанной с оборотом боевого, ручного стрелкового и иного оружия и боеприпасов к нему (то есть его приобретением, хранением и использованием, в том числе, не связанной с ремонтом оружия (т., 5 л.л. 81), из чего следует, что у ответчика отсутствует разрешительный документ на осуществление оборота оружия, что дает суду основание считать деятельность должностных лиц «163 БТРЗ», связанную с оборотом, в том числе приобретением, учетом, хранением и использованием боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему незаконной и противоречащей требованиям Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановления Правительства РФ от 15.10.1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях».

     В судебном заседании установлено, что лицензирование деятельности по хранению боеприпасов осуществляется только в случае выполнения указанных работ ОАО «163 БТРЗ» в интересах других лиц (органов государственной власти, организаций и граждан). Деятельность же ОАО «163 БТРЗ» по хранению боеприпасов не входит в перечень услуг, которые предоставлены ей выданной лицензией и указанная деятельность ОАО «163 БТРЗ» фактически не выполняется, в связи с чем, суд не может обязать ОАО «163 БТРЗ» получить указанную лицензию. О том, что такая деятельность ответчиком выполняется, стороной истца доказательств суду представлено не было.

 В судебном заседании также установлено, что ОАО «163 БТРЗ» в целях хранения и использования оружия, боеприпасов, его пристрелки, как технологической стадии производственного процесса, использует земельный участок, принадлежащий ответчику на праве собственности (государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ), с кадастровым номером: № площадью <данные изъяты>, расположенный в административной черте населенного пункта в <адрес>, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - площадка хранения БТВТ.

 Данный земельный участок используется ответчиком, в том числе, для размещения эксплуатации сооружения (земляного рва) для проведения стрельб с целью пристрелки различных видов вооружения (пушек, пулеметов), т.е. не по целевому назначению, без согласования с разрешительными органами, что установлено вступившим в законную силу постановлением Управления Росреестра по Краснодарскому краю Территориальный отдел по Кущевскому району о назначении административного наказания от 16 сентября 2009 года (том № 2 л.д.62-63), сообщением указанного органа от 24.08.2011 года адресованного прокурору Краснодарского гарнизона (том № 2, л.д.61), предписанием об устранении нарушений земельного законодательства (том № 2 л.д.64-65).

 Согласно диспозиции ст. ст. 7-8 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.07.2013), земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению и используются в соответствии с таким установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Допускается перевод земель из одной категории в другую и осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

 Согласно положений п.1 ч.2 ст. 45 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.07.2013), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 настоящего Кодекса.

 Также установлено, что ОАО «163 БТРЗ» допускаются нарушения установленных требований к порядку проведения испытаний вооружения, местам их проведения, порядок проведения аттестации испытательного оборудования (сооружений).

 Согласно п. 9.3.1.8 Общего руководства по капитальному ремонту изделий БТВТ, утвержденному начальником Главного автобронетанкового управления МО РФ, испытание вооружения бронетанковой техники стрельбой возможно проводить только на специально оборудованных полигонах или станциях для испытания вооружения с соблюдением мер безопасности, предусмотренных «Курсом стрельб из танков».

 В соответствии с ГОСТ РВ 15.002-2003 «Системы менеджмента качества», все испытательное оборудование должно быть аттестовано (т.3, л. д. 37-38).

 Согласно справки отдела ЦЛРР ГУ МВД России по Краснодарскому краю, по мониторингу сооружения для пристрелки тяжелой военной техники из различных видов боевого оружия ОАО «163 БТРЗ» от 26.08.2011 года, установлено, что сооружение, созданное ОАО «163 БТРЗ» для пристрелки тяжелой военной техники из различных видов боевого оружия не соответствуют требованиям Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 года, а именно ОАО «163 БТРЗ» в первую очередь не соблюдены требования изложенные в п. 182. Инструкции, где прописано, что «Исключается оборудование открытых тиров, предназначенных для стрельбы из малокалиберного оружия, на расстоянии ближе 2 км от населенных пунктов, а тиров для стрельбы из оружия калибром более 5,6 мм - 6 км», в то время как сооружение для пристрелки тяжелой военной техники из различных видов боевого оружия ОАО «163 БТРЗ» расположено в пределах населенного пункта - ст. Кущевской (том № 2 л.д. 56-57).

 Ответчиком ОАО «163 БТРЗ» так же допущены нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил в процессе эксплуатации указанного сооружения для пристрелки вооружения и бронетанковой военной техники, что установлено проводимой 09.09.2011 года проверкой военной прокуратуры Краснодарского гарнизона совместно со специалистом территориального отдела в Кущевском, Павловском, Ленинградском районах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, в ходе которой было установлено, что на предприятии ОАО «163 БТРЗ» отсутствует проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (далее проект ПДВ). Представлены письма Управления ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и республике Адыгея, в которых сообщается, что проекты ПДВ находятся на рассмотрении в данной организации. На момент проверки представлены план-графики контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов ЗВ в атмосферу за 2010 г., 2011 г., в которых не учтены все источники выбросов (выбросы площадки для стрельбищ, выбросы подсобного хозяйства «Красное») (п. 4.2.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»). Представленные протоколы количественного химического анализа промышленных выбросов за 2010 г., выполненные ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в соответствии с план-графиком на 2010 г., также не учитывают все источники выбросов (п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; п. 21.2.3 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»); отсутствует проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»). Не представлены лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны (п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; п.п. 2.3, 2.4 б СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»); отсутствуют протоколы лабораторных замеров на рабочих местах за 2010 год (п. 1.5, 2.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; п.п. 1.8, 14.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы»; п. 1.14 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»; п. 1.4 Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей № 4616-88). Представлен договор № от 11.07.2011 г. по оказанию услуг в проведении лабораторных исследований для целей аттестации рабочих мест по условиям труда на 2011 год (том № 2 л.д.59-60).

     Кроме того, проводимой проверкой установлено, что для указанного сооружения отсутствуют нормативные требования по пожарной безопасности, в нарушение п. 1,5* СНиП 21 -01- 97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а также части 2 статьи 78 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, выраженных в отсутствие разработанных специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасностью и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, что следует из сообщения Управления надзорной деятельности МЧС России ГУ по Краснодарскому краю (том № 2 л.д.58).

     Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь,
охрану здоровья. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического,
экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического    и противоэпидемиологического характера, направленных на

 сохранение, укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Поддержание его долголетней, активно жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан является одной из важнейших функций государства.

 Согласно ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, одним из основных принципов охраны здоровья граждан является ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

 Таким образом, действия ответчика, выразившееся в нарушении установленных требований к порядку проведения испытаний вооружения, вблизи жилых построек, санитарно-эпидемиологических норм, правил пожарной безопасности, в процессе эксплуатации сооружения для пристрелки вооружения бронетанковой и военной техники, создает угрозы для жизни и здоровья граждан, оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку населенного пункт.

 Поскольку состав лиц, на права и обязанности которых могут повлиять указанные нарушения, может постоянно меняться, то прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования военного прокурора Краснодарского гарнизона о признании незаконным детальности должностных лиц ОАО «163 БТРЗ», связанной с оборотом, оружия, возложении обязанности по устранению таких нарушений и до их устранения запретить деятельности ОАО «163 БТРЗ», связанной с оборотом оружия и боеприпасов - подлежат удовлетворению в полном объеме

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования военного прокурора Краснодарского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить частично.

 Признать незаконным бездействие должностных лиц ОАО «163 БТРЗ», связанное с использованием оружия, установленного на поступающей в ремонт военной технике, и боеприпасов к нему.

 Обязать руководство ОАО «163 БТРЗ» устранить допущенные нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью людей, а именно:

 - при осуществлении ремонта вооружения, выполнить лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление ремонта вооружения (п. 5 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 № 581), после чего получить в уполномоченном органе (Рособоронзаказе) лицензию на ремонт стрелкового и артиллерийского вооружения, установленного поступающей в ремонт военной технике по номенклатуре вооружения, предусмотренной классами 1005, 1015 ЕКПС;

 - выполнить требования по организации учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов к нему, установленного на поступающей в ремонт военной технике, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 90 от 28.02.1996г.

 - для производства пристрелки вооружения, как технологической стадии производственного процесса, в рамках выполнения предприятием в интересах Российской Федерации государственного оборонного заказа, без проведения которой выполненные работы по ремонту военной техники не могут быть приняты представителем государственного заказчика, пристрелку производить в строгом соответствии с требованиями закона, на специально оборудованном полигоне, прошедшем соответствующую аттестацию, вне пределов населенного пункта: станица Кущевская Краснодарского края.

 До устранения нарушений по организации учета, хранения и выдаче стрелкового оружия и боеприпасов к нему, установленного на поступающей в ремонт военной технике и получения аттестации полигона, запретить деятельность ОАО «163 БТРЗ» связанную с указанной деятельностью.

 На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Кущевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 03 октября 2013 года.

 Судья Кущевского районного суда                  И.С. Вертиева