ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-364/2013 от 24.05.2013 Агинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Агинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дашиевой Ц.Ц.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы администрации сельского поселения «Дульдурга» ФИО3 об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Глава администрации СП «Дульдурга» ФИО3 обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в <адрес>, ссылаясь на следующие обстоятельства. В связи с проводимой реорганизацией структуры администрации сельского поселения «Дульдурга» было вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации СП «Дульдурга». Все специалисты были предупреждены персонально под роспись ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 73 ТК РФ, т.е. за два месяца. Должностные обязанности изменились у ряда специалистов, а у ФИО6 значительно снизилась нагрузка, в связи со значительным изменением в полномочиях сельского поселения. Перешли функции работы с Советом сельского поселения «Дульдурга»,   выборы Главы поселения и депутатов Совета поселения к юристу администрации сельского поселения «Дульдурга», несвойственная функция подготовки штатного расписания – отделу финансов администрации СП «Дульдурга». Функция полномочий ЗАГС – исключена, остались только дела по кадрам. У ФИО6объем работ уменьшился, что по нагрузке соответствует должности специалиста 1 категории – кадры. Просит суд отменить предписание №-ОБ/46/3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО5 в адрес администрации СП «Дульдурга» как незаконное.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, суду представила материалы проверки трудового законодательства в Администрации СП «Дульдурга» и показала, что проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации СП «Дульдурга» <адрес> в связи с обращением ФИО6 В результате проверки установлено, что в соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ в администрации СП «Дульдурга» ФИО6 занимала должность начальника управления службы органов местного самоуправления.

Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ главы СП «Дульдурга» принято решение о реорганизации аппарата администрации. С данным распоряжением ознакомлены работники ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и ФИО6

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № утверждено штатное расписание администрации СП» Дульдурга», которое введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ Из штатного расписания выведена должность начальника управления службы органов местного самоуправления, которую занимала с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6

Проверка выявила нарушение положений ст. 74 ТК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 вручено уведомление о реорганизации должности начальника управления службы органов местного самоуправления в должность старшего специалиста 1 категории по кадрам и предложено ей приступить к исполнению данной должности с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день вручения уведомления. С изменением условий трудового договора работник не согласился, указав об этом на уведомлении.

В силу ч.2 ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее, чем за два месяца до введения изменений. Вместе с тем, в нарушение трудового законодательства, уведомление ФИО6 вручено ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день ей предложено приступить к исполнению трудовых обязанностей в новой должности.

В штатном расписании с ДД.ММ.ГГГГ предложенная ФИО6 в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ должность «старший специалист 1 категории по кадрам» не предусмотрена, имеется наименование должности «кадры».

Приказом (распоряжением) №-к от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО6прекращено действие трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ с формулировкой «Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора ст. 73, п.7 ст.77 ТК РФ». С приказом об увольнении она ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ

По результатам проверки по вышеназванным нарушениям вынесено предписание об их устранении. Считает, что предписание вынесено законно и обоснованно, просит в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает заявление об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в <адрес> не подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.

Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в числе которых осуществление федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых

В силу ст.360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей независимо от их организационно-правовых форм.

На основании ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт заключен между администрацией МО СП «Дульдурга» в лице ФИО7 и ФИО6 Муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности - начальник управления службы органов местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение № Главы СП «Дульдурга» о реорганизации структуры администрации СП «Дульдурга».

Согласно уведомления главы администрации сельского поселения «Дульдурга» от ДД.ММ.ГГГГ должность начальника управления службы органов местного самоуправления реорганизована в должность старшего специалиста 1 категории по кадрам согласно штатного расписания ( на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации структуры администрации СП «Дульдурга») и предлагает ФИО8 приступить к исполнению данной должности с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 не согласна.

Приказом (распоряжением) от ДД.ММ.ГГГГ №-к ФИО6 уволена с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отказом работника от должности специалиста по кадрам- старшего специалиста 1 разряда.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась с заявлением в государственную инспекцию труда в <адрес> о нарушении трудовых прав.

ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО5 предъявила главе администрации СП «Дульдурга» предписание №-ОБ /46/3 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: устранить нарушение ст. 74 ТК РФ: отменить приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО6 по ст.ст. 73, п.7 ст. 77 ТК РФ, срок выполнения ДД.ММ.ГГГГ; в силу ч.2 ст. 74 ТК РФ об указанных изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее, чем за два месяца до введения изменений, срок выполнения ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с ч.1 ст. 74 ТК РФ изменение по инициативе работодателя условий трудового договора работника по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускать за исключением трудовой функции работника, срок выполнения с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих», при рассмотрении данной категории дел суду надлежит выяснить, в том числе, соблюден ли порядок принятия решений, совершение действий органов или лицом, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.) При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

С учетом приведенного выше разъяснения Верховного Суда РФ суд, изучив материалы дела, приходит к выводу, что существенных нарушений порядка проведения проверки и вынесения предписания в отношении администрации СП «Дульдурга», которые могли бы повлечь признание оспариваемого предписания незаконным, допущено не было.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Согласно ч.1 ст. 74 Трудового кодекса РФ допускается по инициативе работодателя изменение условий трудового договора работника по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, за исключением трудовой функции работника. Трудовая функция включает в себя должность в соответствии со штатным расписанием, профессию, специальность с указанием квалификации; вид поручаемой работнику работы. В силу требования трудового законодательства трудовая функция работника не должна изменяться, т.е. он продолжает работать в той же должности, по той же специальности, квалификации, но с изменением других существенных условий договора.

Однако, проведенной реорганизацией аппарата администрации СП «Дульдурга» изменены условия трудового договора и трудовая функция ФИО6, что является нарушением ч.1 ст. 74 ТК РФ.

Исходя из того, что из штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ исключена должность начальника управления службы органов местного самоуправления можно сделать вывод о проведенном сокращении указанной должности. Мероприятия по сокращению численности или штата работников должны быть проведены с соблюдением требований ст.ст.81,82,179,180 ТК РФ.

Довод заявителя о том, что все специалисты были предупреждены персонально под роспись ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 73 ТК РФ, т.е. за 2 два месяца, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

В силу ч.2 ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения изменений. Уведомление ФИО6 вручено ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день ей предложено приступить к исполнению трудовых обязанностей в новой должности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что предписание №-ОБ/46/3 от ДД.ММ.ГГГГ вынесено Государственной инспекцией труда в <адрес> в соответствии с действующим трудовым законодательством. Оснований для признания предписания незаконным по делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Главы администрации сельского поселения «Дульдурга» об отмене предписания Государственной инспекции труда в <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Агинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.

Председательствующий судья Ц.Ц.Дашиева

Копия верна: Судья Ц.Ц.Дашиева