ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-364/2016 от 14.04.2016 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

№ 2-364/2016 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.04.2016г. г. Красноуфимск

Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Бунаковой С.А., с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО5, ФИО6, при секретаре Просвирниной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

ФИО1, действующей в интересах ФИО7, к начальнику МО Управление образованием городского округа Красноуфимск о признании незаконным решения начальника МОУО городского округа Красноуфимск от <дата>. и возложении обязанности начислять оплату за содержание ребенка в детском саду по заявлению от <дата>.,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1,действующая в интересах дочери ФИО8, обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что лицам, имеющим сертификат на областной материнский капитал дана возможность распоряжаться средствами данного капитала на оплату платных образовательных услуг, оказываемых ребенку на основании ст.6 Закона Свердловской области от 20.10.2011 г. № 86-03 «Об областном материнском (семейном) капитале». Управление социальной политики производит перечисления данных средств на счета получателей ежемесячного в сроки, установленные Министерством социальной политики в заявлении о назначении компенсации родителями.

Заявление и документы родителями были предъявлены <дата> и <дата>. Исполняющим обязанности начальника муниципального органа Управление образованием городского округа Красноуфимск ФИО7 отказано в выплате компенсации родительской платы из материнского капитала за содержание ФИО4 в МБДОУ детский сад .

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.

Ответчик начальник Управления образованием городского округа Красноуфимск в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Управления образованием городского округа Красноуфимск, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению развития воспитанников» ( далее МБДОУ Детский сад 18), Муниципального казенного учреждения « Централизованная бухгалтерия» ФИО5, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что принятие решения о назначении либо об отказе в назначении, а также начисление компенсации платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми не входит в компетенцию МО Управление образованием городского округа Красноуфимск.

Кроме того, оплата за содержание ребенка ФИО4 в МДОУ детский сад производится за счет средств материнского ( семейного) капитала в соответствии с Постановлением Правительства РФ от24.12.2007г. № 926 « Об утверждении Правил направления средств ( части средств) материнского ( семейного ) капитала на получение образования ребенком ( детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком( детьми) расходов», в данном случае компенсация оплаты, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, не предусмотрена.

Также полагает, что перечисление, на счет истца, компенсации родительской платы в размере 50% от суммы, перечисленной Пенсионным Фондом РФ на счет дошкольного образовательного учреждения, будет считаться обналичиванием средств материнского (семейного) капитала, что запрещено законодательством.

Представитель ТОИОГВ СО УСП МСП СО по г.Красноуфимску и Красноуфимскому району в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, также указал, что в соответствии с законом Свердловской области от 20.10.2011 г. № 86-03 «Об областном материнском (семейном) капитале» областной материнский капитал выдается женщине родившей (усыновившей), начиная с 01.01.2011 г. третьего ребенка или последующих детей, имеющих гражданство РФ.

Порядок распоряжения средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала на оплату образовательных услуг и осуществления иных связанных с получением образования расходов, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 г. N 1542-ПП:

ФИО7, имеет только 2 детей: ФИО3, <дата> рождения и ФИО4, <дата> года рождения. В связи с этим, права на получение сертификата на областной материнский (семейный) капитал и распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала у ФИО7 не имеется.

Кроме того, к компетенции Управления не относится разъяснение вопроса о начислении либо отказе в выплате компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с использованием средств материнского (семейного) капитала, полученного через ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Красноуфимске и Красноуфимском районе Свердловской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что <дата>. ФИО7 обратилась с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком в размере <****>. Платежным поручением от <дата>. Отделение ПФР по Свердловской области осуществило перевод средств в размере <****> руб. на указанный в заявлении счет образовательного учреждения, таким образом выполнив возложенные на них обязанности.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 3 ФЗ N 256 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей " от 29.12.2006 г. право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка ( детей ), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе:1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 имеет 2 детей: ФИО3, <дата> рождения и ФИО4, <дата> года рождения.

<дата> ФИО7 был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК –III .

Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей " N 256-ФЗ от 29.12.2006 г. лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком ( детьми ); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В силу положений ст. 11 указанного Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком ( детьми ) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены: 1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком ( детьми ) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункты 8 (1), 8 (2) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком ( детьми ) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком ( детьми ) расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 926 устанавливают, что средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При направлении средств на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, к заявлению о распоряжении средствами прилагается договор между образовательным учреждением и лицом, получившим сертификат, включающий в себя обязательства учреждения по содержанию ребенка в образовательном учреждении и расчет размера платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.

В судебном заседании установлено, что сын ФИО7- ФИО4, посещает МБДОУ Детский сад 18, что подтверждается договором от <дата>. между дошкольным образовательным учреждением и родителем ребенка, дополнительным соглашением к договору с родителями( законными представителями) от <дата>.

Из вышеуказанного дополнительного соглашения следует, что МДОУ Детский сад 18 и ФИО7 заключили соглашение о нижеследующем: произвести оплату за содержание ребенка ФИО4 в МБДОУ детский сад 18 за 11 месяцев с <дата>. в сумме <****> руб. Оплату произвести не позднее 2-х месяцев со дня обращения в Пенсионный фонд с заявлением об оплате за содержание ребенка ФИО7

Из пояснений представителя ГУ УПФ в <адрес> и <адрес> следует, что <дата>. ФИО7 обратилась с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком в размере <****> руб. Платежным поручением от <дата>. Отделение ПФР по Свердловской области осуществило перевод средств в размере <****> руб. на указанный в заявлении счет образовательного учреждения.

Копией платежного поручения от <дата>. подтверждено перечисление указанной суммы за счет МСК ФИО2

В соответствии с ч.5,6 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Таким образом, вышеуказанными положениями определено, что право на получение компенсации имеет один из родителей, внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации, то есть часть родительской платы компенсируется именно в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей и такой компенсации подлежат собственные средства родителей (законных представителей), потраченные ими на содержание ребенка в образовательном учреждении, то есть государством компенсируются фактические затраты родителей в связи с воспитанием и обучением ребенка.

ФИО7 фактически не вносила родительскую плату за присмотр и уход за ребенком.

Кроме того, порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с частью первой статьи 23 Закона Свердловской области от 15.07. 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные образовательные организации Свердловской области, муниципальные образовательные организации и частные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в следующих размерах, в том числе:

1) на первого ребенка 20 процентов среднего размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Свердловской области и муниципальных образовательных организациях;

2) на второго ребенка 50 процентов среднего размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Свердловской области и муниципальных образовательных организациях;

Средний размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях Свердловской области и муниципальных образовательных организациях, а также порядок обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, и порядок выплаты этой компенсации устанавливаются Правительством Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 г. N 1548-ПП утвержден Порядок обращения родителей (законных представителей) за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ( далее Порядок).

В пункте 2 Порядка закреплены основания для получения компенсации, а именно необходимость представления руководителю образовательной организации следующих документов: заявления о выплате компенсации; паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; свидетельства о рождении; документа, подтверждающего полномочия законного представителя (для законного представителя).

Ответчиками не оспаривается, что требуемые документы ФИО7 были представлены в образовательную организацию. Однако, в выплате компенсации ФИО7 было отказано, что следует из письма Управления образованием от 29.09.2015г. ( л.д.5).

Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 г. N 1548-ПП также утвержден Порядок выплаты компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в п. п. 5 которого указано, что компенсация осуществляется путем перечисления на счет в кредитной организации, указанный родителем (законным представителем) в заявлении о назначении компенсации. Управление социальной политики производит перечисления денежных средств на счета получателей ежемесячно в сроки, установленные Министерством социальной политики Свердловской области.

Таким образом, компенсация родительской платы производится путем перечисления на счет в кредитной организации, указанный родителем.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определяет материнский (семейный) капитал как средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных законом.

Исходя из смысла указанных правовых норм, нельзя отнести средства материнского (семейного) капитала к личной собственности лица, получившего государственный сертификат, поскольку законом прямо установлено, что материнский (семейный) капитал представляет собой средства федерального бюджета, а сертификат лишь подтверждает право его держателя на дополнительные меры государственной поддержки.

Возврат части денежных средств держателю сертификата материнского (семейного) капитала в виде компенсации (перечисления денежных средств) является, фактически, «обналичиванием» средств материнского капитала, что прямо запрещено Законом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО7 не вносила родительскую плату за присмотр и уход за сыном в образовательную организацию, перечисление компенсации родительской платы осуществляется путем перечисления денежных средств на счета получателей, что является недопустимым, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, истец ссылается на закон Свердловской области «Об областном материнском (семейном) капитале».

Однако, согласно ч.2 Закона Свердловской области « Об областном материнском (семейном) капитале» от 25.03.2013 г., областной материнский (семейный) капитал предоставляется женщинам, родившим (усыновившим) начиная с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации.

ФИО7, в интересах которой действует истец ФИО1, имеет только двоих детей: ФИО3, <дата> рождения и ФИО4, <дата> года рождения, в связи с чем не имеет права на областной материнский капитал.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1, действующей в интересах ФИО7, к начальнику МО Управление образованием городского округа Красноуфимск о признании незаконным решения МОУО городского округа Красноуфимск от <дата>. и возложении обязанности начислять оплату за содержание ребенка в детском саду по заявлению от <дата>. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме- 19.04.2016г.

Судья: С.А.Бунакова.