ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-364/2016 от 28.10.2016 Нязепетровского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-364/2016РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нязепетровск 28 октября 2016 года

Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Смольниковой Т.Г.,

при секретаре Кравцовой Ю.Н.,

с участием помощника прокурора Нязепетровского района Ахметьяновой Э.Ю., представителя ответчика администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области Рамазановой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нязепетровского района Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нязепетровского муниципального района об обязании подготовить проектно-сметную документацию,

установил:

Прокурор Нязепетровского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нязепетровского муниципального района, с учетом уточненных требований просил обязать администрацию Нязепетровского муниципального рнайона подготовить проектно-сметную документацию.

В обоснование иска указал, что в г. Нязепетровске организовано место хранения и складирования твердых бытовых отходов, которое не соответствует требованиям действующего законодательства. Меры к устройству полигона ТБО ведутся администрацией Нязепетровского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ года, однако до настоящего времени на территории Нязепетровского района отсутствует полигон ТБО. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории г. Нязепетровска, причиняет вред окружающей среде, ухудшает экологическую обстановку на территории города.

В судебном заседании прокурор Нязепетровского района уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации Нязепетровского муниципального района исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время проектная документация объекта капитального строительства «Полигон захоронения твердых бытовых отходов вблизи г. Нязепетровска Челябинской области» готов, был передан в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Челябинской области» для проведения экспертизы. Поскольку в ходе проведения экспертизы был выявлен ряд недостатков, в настоящее время происходит их устранение, после чего проект будет направлен на повторную экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Челябинской области».

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву (пункт 2 статьи 51).

В соответствии со п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением Правительства Челябинской области «О перечне приоритетных объектов переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ год и распределении субсидий местным бюджетам на проектирование, строительство и реконструкцию объектов переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на ДД.ММ.ГГГГ год», утвержден перечень приоритетных объектов переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ год, утверждено прилагаемое распределение субсидий местным бюджетам на проектирование, строительство и реконструкцию объектов переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на ДД.ММ.ГГГГ год, в который входит Нязепетровский муниципальный район, наименование приоритетного объекта полигон захоронения твердых бытовых отходов вблизи города Нязепетровска (проектирование), определен размер субсидии 2 960 тыс. руб. (л.д. 111-113).

Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-П «О перечне приоритетных полигонов твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ год и распределении субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство полигонов твердых бытовых отходов на ДД.ММ.ГГГГ год» утвержден перечень приоритетных полигонов бытовых отходов и распределение субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство полигонов твердых бытовых отходов на ДД.ММ.ГГГГ год, в который входит Нязепетровский муниципальный район, размер субсидии составляет 1 308,81 тыс. руб. (л.д. 108-110).

Из пояснительной записки начальника отдела по охране окружающей природной среды администрации Нязепетровского муниципального района ФИО5 следует, что проектирование полигона захоронения твердых бытовых отходов вблизи г. Нязепетровска начато ООО «Академией коммунального хозяйства» г. Екатеринбург по результатам открытого конкурса на основании заключенного с МКУ «Нязепетровское УЖКХ» муниципального контракта в ДД.ММ.ГГГГ году. Финансирование проектных работ производилось за счет средств областного и местного бюджетов. В ДД.ММ.ГГГГ г. областные средства выделялись в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2013 г. № 50-П в сумме 2 960 тыс. руб. затраты средств местного бюджета составили 117.77286 тыс. руб. В ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 16.04.2014г. № 127-П в объем областного финансирования составил 1090,37575 тыс. руб. (было запланировано-1308,81 тыс. руб. разница возвращена в областной бюджет), затраты местного бюджета 200 тыс. руб. Проектные работы были завершены в ДД.ММ.ГГГГ году и переданы на государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзор г. Екатеринбург в ДД.ММ.ГГГГ году. По результатам экспертизы установлено несоответствие проекта экологическим требованиям (письмо росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ) получено экспертное заключение с указанием недостатков проекта. В ДД.ММ.ГГГГ годe администрацией было принято решение о доработке проекта полигона. Работы были начаты с новой разработки проекта санитарно-защитной зоны полигона. МКУ «Нязепетровское УЖКХ» заключило муниципальный контракт с ООО «Экорешения» на разработку проекта расчетной санитарно защитной зоны полигона, стоимость контракта 95,5 тыс. рублей. Силами специализированной организации было установлено минимальное расстояние от границы полигона до границ садовых участков, которое составило 218 метров. В ДД.ММ.ГГГГ году разработанный проект СЗЗ передан в соответствии с муниципальным контрактом на экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Челябинской области». ДД.ММ.ГГГГг. экспертиза проведена, получено-экспертное заключение с указанием ряда недостатков проекта. В данном периоде времени происходит устранение недостатков, после устранения недостатков проект вновь будет направлен на повторную экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Челябинской области». В дальнейшем, по муниципальной программе «Природоохранные мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в Нязепетровском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» планируется выполнить оценку риска для здоровья населения, после чего получить санитарно эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ. После проведения вышеуказанных работ необходимо провести корректировку проектной документации полигона и подать ее на экологическую и государственную экспертизы.

Поскольку проект на строительство полигона твердых бытовых отходов в настоящее время дорабатывается с учетом выявленных недостатков проведенной экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Челябинской области», после устранения недостатков будет вновь направлен на повторную экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Челябинской области», оснований для возложения судом обязанности на Администрацию привести проектно-сметную документацию на объект «Полигон захоронения твердых бытовых отходов вблизи г. Нязепетровск Челябинской области» является нецелесообразным, поскольку не приведет к защите нарушаемых прав неопределенного круга лиц, данное требование прокурора выполняется Администрацией добровольно, без решения суда. Неопределенность сроков для устранения недостатков не является основанием для удовлетворения требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении требования прокурора Нязепетровского района Челябинской области о возложении обязанности на Администрацию Нязепетровского муниципального района Челябинской области привести проектно-сметную документацию на объект «Полигон захоронения твердых бытовых отходов вблизи г. Нязепетровск Челябинской области» в соответствие с требованиями законодательства для получения положительного заключения Государственной экспертизы ОГАУ «Управления Государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Нязепетровский районный суд Челябинской области.

Председательствующий подпись ФИО1