ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-364/2021 от 25.03.2021 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2-364/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2021 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Панковой А.С.

при секретаре Липиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г. Пензе гражданское дело № 2-364/2021 по иску прокурора Железнодорожного района г. Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Князеву Андрею Игоревичу о запрете эксплуатации автомобильной газозаправочной станции,

установил:

прокурор Железнодорожного района г. Пензы обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ИП Князеву А.И. с вышеназванным иском, указывая на то, что прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы 30.12.2020 на основании решения о проведении проверки № 129 от 28.12.2020, 30.12.2020, при участии заместителя главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору Виноградовой Е.А., проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации индивидуальным предпринимателем Князевым А.И. автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: ..., в результате которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: ..., установлено, что ее эксплуатацию осуществляет индивидуальный предприниматель Князев А.И. На земельном участке с кадастровым номером ..., по указанному адресу и находящемуся во владении и пользовании ИП Князева А.И. на основании договора аренды земельного участка от 08.07.2020 и договора субаренды оборудования № 12 от 02.10.2020, располагается оборудование АГЗС. Допущены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

1) расстояние от АГЗС до производственных зданий ЗО «Исток» менее нормативных 100 метров (по факту 25 метров), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1 табл. Е1, п. Е3, приложение Е (обязательное) СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. 2) расстояние от АГЗС до автомобильной дороги общей сети 4-5 категории менее нормативных 60 метров (по факту 11 метров), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6 табл. Е1, п. Е3, приложение Е (обязательное) СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. 3) расстояние от АГЗС до железной дороги общей сети менее нормативных 100 метров (по факту 50 м), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7 табл. Е1, п. Е3, приложение Е (обязательное) СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. 4) резервуар для хранения СУГ расположен надземно, что является нарушением ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.30 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы от 30.12.2020 и сведениями о нарушениях требования пожарной безопасности ОНД и ПР г. Пензы УНД и ПР ГУ МЧС России по Пензенской области. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о том, что дальнейшая эксплуатация автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером ..., создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, использующих транспортную инфраструктуру и находящихся в зданиях ЗАО «Исток».

Прокурор Железнодорожного района г. Пензыпросит запретить индивидуальному предпринимателю Князеву Андрею Игоревичу (ОГРНИП 319583500025455) деятельность по эксплуатации (использованию) автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: ..., на земельном участке с кадастровым номером ..., до устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В судебное заседание представитель прокурораЖелезнодорожного района г. Пензы, не явился, в материалах дела имеется письменное заявление о рассмотрении дела без представителя истца, прокурор Железнодорожного района г. Пензы согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Ответчик ИП Князев А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявку суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ИП Князева А.И. – Боташева А.М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в предыдущих судебных заседаниях с исковыми требованиями не согласилась, представилаположительный отчет по расчетам по оценке пожарного риска от 29.12.2020, положительное заключение экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий относительно автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: ....

Третье лицо Рытькова М.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Третье лицо ГУ МЧС России по Пензенской области в судебное заседание не направило своего представителя, письменно просили рассмотреть дело без участия представителя, ранее в судебных заседаниях с исковые требования поддерживали.

Представитель третьего лица администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в материалах дела имеется письменный отзыв, в котором указали, что в администрацию г. Пензы ответчик за разрешением на строительство, а также за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию не обращался, считают заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившего ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ) «О пожарной безопасности» нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1).

Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: ..., и находящемуся во владении и пользовании ИП Князева А.И. на основании договора аренды земельного участка от 08.07.2020, заключенного между ИП Князевым А.И. и Рытьковой М.Д. (л.д. 18-21, т.1), и договора субаренды оборудования № 12 от 02.10.2020, заключенного между ООО «АвтоГазСервис» и ИП Князев А.И. (л.д. 13-16, т.1), располагается оборудование АГЗС.

Прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы 30.12.2020 на основании решения о проведении проверки № 129 от 28.12.2020, 30.12.2020, при участии заместителя главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору Виноградовой Е.А., проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации индивидуальным предпринимателем Князевым А.И. автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: ....

В ходе проведения проверки установлено, что Допущены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

1) расстояние от АГЗС до производственных зданий ЗО «Исток» менее нормативных 100 метров (по факту 25 метров), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1 табл. Е1, п. Е3, приложение Е(обязательное) СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. 2) расстояние от АГЗС до автомобильной дороги общей сети 4-5 категории менее нормативных 60 метров (по факту 11 метров), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6 табл. Е1, п. Е3, приложение Е (обязательное) СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. 3) расстояние от АГЗС до железной дороги общей сети менее нормативных 100 метров (по факту 50 м), что является нарушением ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7 табл. Е1, п. Е3, приложение Е (обязательное) СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. 4) резервуар для хранения СУГ расположен надземно, что является нарушением ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.30 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 30.12.2020 (л.д.2, т. 2).

Согласно ст.1Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О пожарной безопасности» граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений (ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).

Руководители организации имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:собственники имущества;лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).

Установленные по делу обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Представленные стороной ответчика отчет по расчетам по оценке пожарного риска от 29.12.2020 (л.д. 90-190, т. 1), согласно выводам которого, на объекте «Модульная автомобильная газовая заправочная станция АГЗС» по адресу: ..., выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в соответствии со ст. 93 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора.

Как следует из акта проверки объекта защиты АГЗС по адресу: ..., на предмет соблюдения законодательства промышленной безопасности от 15.01.2021 (л.д. 3-9, т.2), в ходе проведенной проверки на основании решения № 129 от 28.12.2020, 15.01.2021 при участии государственного инспектора Пензенского регионального отдела по надзору за промышленной безопасностью ...7, выявлены нарушения законодательства в области промышленной безопасности.

Положительное заключение экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий относительно автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: ... (л.д. 12-31, т.2), также не подтверждают устранение нарушений, указанных в акте проверки.

Установленные по делу обстоятельства подтверждаются также постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору Виноградовой Е.А. № 211 от 05.11.2020 (л.д. 23-26, т. 1) о привлечении ИП Князева к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ; предписанием № 197/1 от 02.11.2020 по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 27-28, т.1); актом проверки № 197 от 02.11.2020, составленным ОНД и ПР г. Пенза УНД и ПР ГУ МЧС России по Пензенской области (л.д. 29-30, т.1); распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки ИП Князева А.И. от 13.10.2020 № 197 (л.д. 31-32, т. 1); письмом начальника ОНД и ПР г. Пенза УНД и ПР ГУ МЧС России по Пензенской области ...8 от 30.12.2020 с приложением, в котором содержатся сведения о нарушении требований пожарной безопасности, выявленных при проверке АГЗС, принадлежащей ИП Князеву А.И. по адресу: ... (л.д. 33-34, т.1); замечаниями для прокуратуры по проверке соблюдения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации АГЗС ИП Князев А.И. (л.д.50-56, т.1); копией свидетельства о государственной регистрации права Рытьковой М.Д. (л.д. 57, т. 1) письмом Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.12.2020 № 303-6033 (л.д. 81, т. 1);копией свидетельства о регистрации ИП Князев А.И. (л.д. 83, т.1); копией акта приемки установки в эксплуатацию от 17.02.2021 (л.д. 84, т.1); копией технического заключения об отнесении объекта к движимому имуществу АГЗС-М БНГ 10.1.2 Ех № 140-20 от 08.10.2020, сведениями, характеризующими ОПО (л.д. 85-86, 87-89, т.1)

Изучив и проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о неисполнении ответчиком требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чемисковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Князеву Андрею Игоревичу о запрете эксплуатации автомобильной газозаправочной станцииподлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Князеву Андрею Игоревичу о запрете эксплуатации автомобильной газозаправочной станции - удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю Князеву Андрею Игоревичу (ОГРНИП 319583500025455) деятельность по эксплуатации (использованию) автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: ... на земельном участке с кадастровым номером ..., до устранения нарушений требований пожарной безопасности, за исключением действий, направленных на устранение выявленных нарушений.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение принято 01 апреля 2021 года.

Судья: