Дело №2-365(1)/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июля 2014 года город Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи В.Н. Трутевой,
при секретаре Т.В. Спициной,
с участием истца А.В.Ермолаева,
представителя ответчика - главы администрации Ртищевского муниципального района А.П. Санинского - С.Б. Стуенко, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной главой администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области А.П. Санинским, сроком действия на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолаева А.В. к главе администрации Ртищевского муниципального района Санинскому А.П. о признании незаконным не предоставление информации,
установил:
А.В. Ермолаев обратился в суд с исковыми требованиями к главе администрации Ртищевского муниципального района А.П. Санинскому о признании незаконным не предоставление информации. Свои требования истец обосновывает следующим. 04 апреля 2014 года А.В. Ермолаев обратился к главе администрации с просьбой обеспечить ему возможность для ознакомления с проектно-сметной документацией на строительство детского сада на 250 мест в г. Ртищево. Ответа не последовало.
11 апреля 2014 года он повторно обратился к должностному лицу и просил обеспечить беспрепятственную возможность ознакомиться с проектно-сметной документацией на детский сад, ознакомиться с документами, явившимися основанием отведения земельных участков под строительство многоквартирного жилого дома № 22 и домов № 24 и № 26 по ул. Рахова и с другими запрашиваемыми документами, а также принять меры в отношении Ртищевских МУПов, не выполняющих запросы депутата.
Ответчик письмом № 01-24/Е-58/2 от 23 апреля 2014 года отказал истцу в предоставлении информации, отправив А.В. Ермолаева за информацией в Энгельсское предприятие, расположенное на территории Энгельсского района, на которое не распространяются полномочия депутата Ртищевского района, письмом 01-24/1216 от 23 апреля 2014 года отказал в просьбе истца с формулировкой, что депутаты Собрания депутатов Ртищевского муниципального района не наделены полномочиями в получении информации в муниципальных организациях.
К истцу, как к депутату, обратилась гражданка Ртищевского района И.В. Ефимова по поводу публикации в газете «Перекресток России» № 9 от 07 февраля 2014 года статьи «Жертвы гласности, или «Мертвые души» по - Ртищевски». В этой связи истец обратился в редакцию газеты «Перекресток России». На его обращение он получил приглашение Л.В. Марковой на беседу. При личной встрече с главным редактором он никакой информации не получил, за исключением того, что автору статьи в устной форме представил информацию начальник отдела кадровой и правовой работы администрации РМР С.Б. Стуенко.
06 апреля 2014 года А.В. Ермолаев обратился к главе администрации Ртищевского муниципального района А.П. Санинскому с просьбой предоставить возможность ознакомиться с документами, явившимися основанием для представления сведений автору статьи начальником отдела кадровой и правовой работы администрации РМР С.Б. Стуенко с целью дальнейшего распространения для широкого круга лиц. В ответе № 01-24 Е-58 от 28 апреля 2014 года глава администрации отказал в удовлетворении требований истца, обосновав тем, что депутаты Собрания депутатов Ртищевского муниципального района не наделены полномочиями для ознакомления с запрашиваемыми документами.
10 апреля 2014 года А.В. Ермолаев обратился к главе администрации с просьбой представить ему сведения и возможность ознакомиться с документами, явившимися основанием отведения земельных участков под строительство многоквартирного жилого дома № 22 и домов № 24 и № 26 по ул. Рахова, на что получил отказ № 01-24/Е-58/1 от 23 апреля 2014 года, из которого следует, что в соответствии с Уставом Ртищевского муниципального района депутаты Собрания депутатов Ртищевского муниципального района не наделены полномочиями для ознакомления с запрашиваемыми документами.
18 апреля 2014 года А.В. Ермолаев обратился к главе администрации с просьбой представить сведения об источнике финансирования капитального ремонта почтового отделения № 3, расположенного в юго-западном районе г. Ртищево. Данная информация ему не представлена до настоящего времени.
Отказ главы администрации в представлении информации по запросам и обращениям нарушают его права на получение информации и препятствуют обеспечению условий для беспрепятственного осуществления своих полномочий депутата, что противоречит положениям ФЗ РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со ст. 40 которого, члену выборного органа местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено право на доступ к информации, основное содержание которого применительно к информации об органах местного самоуправления, в том числе, гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, а депутат имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и обязанности в части осуществления своих полномочий и необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении своей депутатской деятельности. Право на доступ к информации установлено статьей 8 названного ФЗ № 149.
Депутат А.В. Ермолаев является членом комиссии Собрания депутатов Ртищевского муниципального района по защите прав граждан и коммунальному хозяйству и для осуществления полномочий и своей работы в комиссиях имеет право запрашивать документы и материалы, необходимые для своей деятельности в указанных комиссиях. Согласно п. 7.10 Регламента Собрания депутатов Ртищевского муниципального района органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, предприятия, учреждения всех форм собственности, их должностные лица обязаны в указанные сроки предоставлять запрашиваемые им документы и материалы.
В соответствии с ФЗ от 02 мая 2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Статус депутата не означает отсутствие права А.В. Ермолаева на получение запрашиваемой информации в органах местного самоуправления в качестве гражданина РФ (физического лица), в том числе по депутатскому запросу, не лишает указанное лицо гарантированных законодательством прав обращаться за получением информации, которая доступна для любого заинтересованного лица. Заинтересованность депутата заключается в использовании запрашиваемой информации с целью осуществления депутатских полномочий.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями, отказ главы администрации А.П. Санинского в предоставлении информации по запросам депутата А.В. Ермолаева является неправомерным. Отказ главы администрации в представлении информации по запросам и обращениям нарушают его права на получение информации и препятствуют обеспечению условий для беспрепятственного осуществления своих полномочий депутата.
А.В. Ермолаев просит суд признать незаконным не представление А.П. Санинским информации по его запросам и обращениям от 04 апреля, 06 апреля, 10 апреля, 11 апреля, 18 апреля 2014 года.
В судебном заседании А.В. Ермолаев поддержал свои требования, дополнив, что ответ на запрос об источнике финансирования ремонта почтового отделения, он получил от главы Ртищевского муниципального района Ю.В. Сертакова 21 мая 2014 года. Глава администрации А.П. Санинский в своем ответе указал, что для ознакомления с решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района о внесении изменений в расходную часть бюджета, предусматривающего выделение бюджетных средств на капитальный ремонт почтового отделения № 3, ему необходимо обратиться к заместителю главы –секретарю Собрания депутатов Ртищевского муниципального района А.К. Хасееву.
По мнению А.В. Ермолаева, он как, депутат, не может иметь меньше прав, чем гражданин. Требуемая им информация необходима ему для осуществления полномочий депутата.
А.П. Санинский, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах своего отсутствия суд не известил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявил.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица, действия которого обжалуются.
Представить А.П. Санинского – С.Б. Стуенко исковые требования не признал, пояснив, что ответами главы администрации Ртищевского муниципального района на запросы и обращения А.В. Ермолаева, обращавшегося в качестве депутата Собрания депутатов Ртищевского муниципального района, до заявителя было доведено, что в соответствии с Уставом Ртищевского муниципального района депутаты Собрания депутатов Ртищевского муниципального района не наделены полномочиями ознакомления с запрашиваемыми документами администрации Ртищевского муниципального района. В системе муниципальных правовых актов Устав района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального района в соответствии с действующим законодательством во взаимосвязи с пунктом 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из которого следует, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Требуемая в запросах информация не затрагивала права, свободы или иные законные интересы А.В. Ермолаева ни как гражданина Российской Федерации, ни как депутата Собрания депутатов Ртищевского муниципального района, в связи с чем, он не обладает правом обращения в суд с таким исковым заявлением в соответствии положениями п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку данное исковое заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица гражданином, которому Гражданским процессуальным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Запрашиваемые истцом документы не являются официальными документами исполнительного органа местного самоуправления - администрации Ртищевского муниципального района, не затрагивают права, свободы или законные интересы истца и не влекут для него каких-либо правовых последствий. На основании абзаца 1 пункта 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, просил суд производство по данному делу прекратить.
А.В. Ермолаев не является должностным лицом законодательного органа местного самоуправления. В соответствии с Уставом Ртищевского района должностными лицами являются - глава Ртищевского муниципального района и заместитель главы, секретарь Собрания депутатов Ртищевского муниципального района, только они имеют право на получение ответа в срок 15 дней. А.В. Ермолаев ответы получал в тридцатидневный срок. Право на получение какой-либо информации, а также на обращение за получением такой информации к главе администрации имеет глава Ртищевского муниципального района Ю.В. Сертаков. Все изменения бюджета имеются на сайте администрации Ртищевского муниципального района, такая информация находится в Собрании депутатов.
Запрашиваемые А.В. Ермолаевым документы не являются официальными документами администрации Ртищевского муниципального района, не затрагивают его права, свободы или законные интересы, не влекут для него каких-либо правовых последствий.
В Уставе Ртищевского муниципального района закреплено, что свои полномочия депутат Собрания Ртищевского муниципального района может осуществлять через решения Собрания депутатов, запросы делать через главу района, который подписывает эти запросы.
Суд, выслушав истца, его представителя, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Как следует из заявления, А.В. Ермолаев просит признать незаконными действия должностного лица – главы администрации Ртищевского муниципального района А.П. Санинского, отказавшего ему в предоставлении информации по его запросам и обращениям при исполнении им обязанностей депутата Собрания Ртищевского муниципального района, ссылаясь на то, что требуемая им информация необходима для осуществления полномочий депутата Собрания.
Статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено право на доступ к информации, в соответствии с которым граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п.1).
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (п.2).
Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (п.4).
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (п.5).
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (п.6).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 № 2 (ред. от 09 февраля 2012 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» даны разъяснения о том, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности, дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (пункт 6 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В статье 255 ГПК РФ указывается, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, в силу статьи 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Заявитель же должен обосновать и доказать факт нарушения его прав в результате совершения оспариваемых действий или принятия решений.
Судом установлено, что А.В. Ермолаев является депутатом Собрания депутатов Ртищевского муниципального района, исполняет свои обязанности на непостоянной основе, является членом постоянных депутатских комиссий: Комиссии по работе с территориями, законности, защите прав граждан и использованию муниципальной собственности; «Комиссии по промышленности, строительству, транспорту, коммунальному хозяйству, торговле и экологии, что подтверждено Решениями Собрания депутатов Ртищевского муниципального района № 2-8 от 14 апреля 2011 года и № 13-56 от 19 сентября 2013 года (л.д.95, 97).
А.П. Санинский занимает должность главы администрации Ртищевского муниципального района, который назначен на должность с 25 октября 2013 года решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района № 15-71 от 24 октября 2013 года (л.д.102).
Судом установлено, что 04 апреля 2014 года депутат Собрания Ртищевского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – депутат Собрания) А.В. Ермолаев обратился к главе администрации Ртищевского муниципального района А.П. Санинскому, указав следующее. В соответствии с ч.1 ст. 40 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. С 31 марта 2014 года он обращается к В.Н. Милевскому с просьбой предоставить возможность ознакомиться с проектно-сметной документацией на строительство нового детского сада на 250 мест. Депутату было отказано, что препятствует осуществлению депутатских полномочий, он просил обеспечить ему возможность для ознакомления с проектно-сметной документацией на строительство детского сада на 250 мест в г. Ртищево (л.д.8).
11 апреля 2014 года А.В. Ермолаев, как депутат Собрания, вновь обратился к главе администрации, указав, что он, как депутат, никак не может ознакомиться с проектно-сметной документацией на строительство детского сада на 250 мест, его заинтересовали цифры, озвученные на собрании депутатов. Из 145, 2 млн. рублей израсходовано 150 млн. рублей. Он был на детском саду, у него вызвало сомнение, что за 5, 2 млн. рублей можно завершить остальные работы. Более того, есть основания полагать, что не согласованные отступления от проекта, могут угрожать в дальнейшем целостности конструкций, не говоря уже о внешнем виде фасадов здания.
Он, являясь депутатом, не может ознакомиться с документами, явившимися основанием отведения земельных участков под строительство многоквартирного жилого дома № 22 и домов № 24 и 26 по ул. Рахова.
Люди через суд пытаются добиться отчетов от управляющей компании ООО «Жилсервис», в недрах которой возможно сгинуло не один десяток миллионов рублей, собранных по постановлению администрации за капитальный ремонт. Сама администрация не платила взносы за капитальный ремонт. А.В. Ермолаев, как депутат Собрания, направил запрос МУП ЕРКЦ о порядке начисления и сбора денег за содержание, капитальный и текущий ремонт с владельцев нежилых помещений в многоквартирных домах, директор МУП ЕРКЦ отказал ему в этом. Плата за капитальный ремонт с 01 июля 2014 года не установлена, а МУП ЕРКЦ под руководством А.В. Болованова продолжало начислять жильцам плату за капитальный ремонт. Кроме того, деньги ООО «Жилсервис», включая за капитальный ремонт, также напрямую МУП ЕРКЦ направляет в МУП «Теплотехник». А у Вас денег почему-то не хватает для оплаты за газ. Не мешало бы проверить, куда уходят деньги МУП «Теплотехник». Тоже вопрос для проверки, куда платят за нежилые помещения. Только одно нежилое помещение девятиэтажного дома в месяц должно оплачивать около 15 000 рублей. Сейчас по инициативе администрации начинают проводить общие собрания жильцов с целью перехода в управление других управляющих компаний. При этом, предлагаются на выбор те же лица, при которых растрачены деньги граждан на капитальный ремонт. Подконтрольные ответчику органы не выполняют ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», игнорируют запросы депутата.
А.В. Ермолаев просил обеспечить ему беспрепятственную возможность ознакомиться с проектно-сметной документацией на детский сад и с другими запрашиваемыми документами, а также принять меры в отношении Ртищевских МУПов, не выполняющих запросы депутата (л.д.9).
06 апреля 2014 года депутат Собрания АВ Ермолаев направил главе администрации запрос о возможности ознакомиться с документами, явившимися основанием для предоставления сведений автору статьи начальником отдела кадровой и правовой работы администрации РМР С.Б. Стуенко. Вызывает сомнение, что С.Б. Стуенко без ведома главы администрации, самостоятельного мог получить доступ к опубликованным сведениям с целью дальнейшего распространения для широкого круга лиц. Заявитель обратился с такой просьбой к должностному лицу в связи с тем, что к А.В. Ермолаеву обратилась И.В. Ефимова по поводу публикации в газете «Перекресток России» № 9 от 07 февраля 2014 года статьи «Жертвы гласности, или «Мертвые души» по - Ртищевски». И.В. Ефимова и другие граждане обращались к Губернатору Саратовской области с письмом, сведения, изложенные в письме, стали доступными для администрации Ртищевского района, истец побеседовал с И.В. Ефимовой, ознакомился с письмом, адресованным губернатору Саратовской области, убедил И.В. Ефимову, не обращаться в суд. Заявитель считает своей обязанностью, как депутата, разобраться с указанными обстоятельствами, главный редактор Л.В. Маркова никакой информации по этому вопросу ему не предоставила, полагая, что подконтрольные администрации СМИ нарушают положения ст. 40 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (л.д.12).
10 апреля 2014 года депутат Собрания А.В. Ермолаев обратился к главе администрации Ртищевского муниципального района А.П. Санинскому с письмом, в котором указал, что 08 апреля 2014 года на собрании граждан на улице Рахова в г. Ртищево к нему обратились граждане с просьбой разобраться по поводу выделения земельных участков под строительство домов № 22, 24, 26 по улице Рахова. При этом прозвучало возмущение, что с ними никто не посоветовался, публичных слушаний не проводилось. Граждане вручили депутату копию обращения в адрес Губернатора с подписью 117 граждан и копию ответа министра Л.П. Жуковской, в котором указано, что публичные слушания проводились в 2013 году. В отделе по управлению имуществом ему не предоставлены соответствующие документы для ознакомления, нарушая ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Заявитель просил предоставить возможность в срок до 17 апреля 2014 года ознакомиться с документами, явившимися основанием отведения земельных участков под строительство многоквартирного жилого дома № 22 и домов № 24 и № 26 по ул. Рахова. Здесь же содержится просьба к редактору газеты «Перекресток России» Л.В.Марковой об ознакомлении его с публикацией о назначении публичных слушаний по вопросу отведения земельных участков под строительство названных домов (л.д.14).
18 апреля 2014 года депутат А.В. Ермолаев обратился к главе администрации с просьбой ознакомить его с решением Собрания депутатов о внесении изменений в расходную часть бюджета, предусматривающую выделение бюджетных ассигнований на капитальный ремонт почтового отделения № 3, либо предоставить информацию об ином источнике финансирования капитального ремонта почтового отделения № 3, расположенного в юго-западном районе г. Ртищево. Просил дать распоряжение соответствующим структурам администрации ознакомить его с проектно-сметной документацией на капитальный ремонт почтового отделения, с актом приемки выполненных работ (л.д.16).
А.П. Санинский на письмо А.В. Ермолаева от 11 апреля 2014 года направил в его адрес за № 01-24/1216 от 23 апреля 2014 года ответ о том, что заказчиком строительства детского сада является отдел по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Ртищевского района. По результатам проведенного открытого аукциона победителем для заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 245 мест в г. Ртищево признано ООО ТСУ «Энгельсстрой» с правом заключения договоров на выполнение строительных работ с субподрядными организациями. Генеральному подрядчику заказчиком передана проектно-сметная документация. Для проведения строительного контроля проектная документация представлена в инспекцию архитектурно-строительного надзора. Истцу рекомендовано обратиться к подрядной организации, ведущей строительные работы на объекте (л.д.10). Кроме того, за тем же номером заявителю сообщено о том, что обращение о невыполнении муниципальными организациями положений ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рассмотрено, разъяснено, что депутаты Собрания не наделены полномочиями в получении информации в муниципальных организациях (л.д.11).
Из сообщения главы администрации от 28 апреля 2014 года за № 01-24/Е - 58 на письмо депутата Собрания А.В. Ермолаева по поводу публикации в газете «Перекресток России» № 9 от 07 февраля 2014 года статьи «Жертвы гласности, или «мертвые души» по – Ртищевски» следует, что депутаты Собрания депутатов Ртищевского района не наделены полномочиями для ознакомления с запрашиваемыми документами (л.д.13).
Ссылаясь на Устав Ртищевского муниципального района глава администрации отказал депутату А.В. Ермолаеву в предоставлении возможности ознакомления с документами, явившимися основанием отведения земельных участков под строительство домов № 22, 24, 26 по улице Рахова г. Ртищево, что следует из ответа за № 024/Е – 58/1 от 23 апреля 2014 года (л.д.15).
23 апреля 2014 года на письмо заявителя от 18 апреля 2014 года А.П. Санинский сообщено, что с решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района о внесении изменений в расходную часть бюджета, предусматривающего выделение бюджетных ассигнований на капитальный ремонт почтового отделения № 3, ему необходимо обратиться к секретарю Собрания депутатов Ртищевского муниципального района – А.К. Хасееву (л.д.131).
В силу положений статьи 40 ФЗ № 131 «Об органах местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1).
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (часть 3).
Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе (часть5).
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1).
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (часть 7.1).
Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами (часть 8).
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом (часть 9).
Исходя из названной правовой нормы, права сторон при осуществления своих полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В Саратовской области не принят закон субъекта Российской Федерации о гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования.
Согласно Уставу Ртищевского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 года, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 20 декабря 2005 года № RU645300002005002 (с последующими изменениями, зарегистрированными Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области) (далее по тексту – Устав), структуру органов самоуправления Ртищевского муниципального района составляют: Собрание депутатов Ртищевского муниципального района, глава Ртищевского муниципального района, администрация Ртищевского муниципального района, контрольно-счетная комиссия Ртищевского муниципального района (п.1 ст. 17 Устава) (л.д.31-59).
В силу ст. 38 Устава в систему муниципальных правовых актов входят: 1) Устав муниципального района, правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) исключен; 3) нормативные и иные правовые акты Собрания муниципального района; 4) постановления и распоряжения главы муниципального района; 5) постановления и распоряжения главы администрации муниципального района 6) правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом (пункт 1). Настоящий Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального района в соответствии с действующим законодательством (пункт 2). Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального района и правовым актам, принятым на местном референдуме (пункт 3).
Собрание депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области является представительным органом Ртищевского муниципального района, состоит из 20 депутатов, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 19 Устава)
Статья 21 Устава определяет полномочия Собрания муниципального района.
В исключительной компетенции Собрания находится: 1) принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального района в отставку.
Частью 2 статьи 21 Устава определено, что в компетенции Собрания также находятся: 1) толкование нормативных правовых актов, принятых Собранием; 2) осуществление права законодательной инициативы в Саратовской областной Думе; 3) назначение выборов в Собрание; 4) назначение местного референдума; 5) назначение голосования по отзыву депутата; 6) назначение голосования по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района; 7) избрание из своего состава главы муниципального района и заместителя главы муниципального района; 8) создание комиссий Собрания и назначение их председателей; 9) утверждение структуры и штатного расписания контрольно-счетной комиссии муниципального района, назначение председателя; 10) принятие решений о заключении соглашений с органами местного самоуправления поселений о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципального района и о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселений; 11) исключен; 12) утверждение размера платы за пользование муниципальным имуществом; 12.1) исключен; 12.2) установление тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение; 13) установление размеров и условий оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, главы муниципального района, главы администрации муниципального района, муниципальных служащих; 14) установление порядка определения размеров и условий оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений; 15) утверждение схем территориального планирования муниципального района; 16) изъятие земельных участков муниципального района для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа; 17) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района; 18) установление почетных званий и премий муниципального района; 19) утверждение по представлению главы администрации муниципального района структуры администрации; 20)принятие решения об уполномоченном органе, осуществляющем полномочия, предусмотренные пунктом 12.2 части 2 настоящей статьи; 21) утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 22)утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; 23) установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; 25) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Собрание заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального района, главы администрации муниципального района о результатах их деятельности, деятельности администрации муниципального района и иных подведомственных главе муниципального района органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием. По итогам заслушанных отчетов Собрание дает оценку деятельности главы муниципального района, главы администрации муниципального района и подведомственных главе муниципального района органов местного самоуправления,
Собрание обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законами Саратовской области, настоящим Уставом.
Основываясь на названной норме Устава, суд не может принять доводы истца о том, что он, как депутат Собрания путем запрашиваемой информации, имеет право контролировать деятельность должностного лица исполнительного органа местного самоуправления, которым является глава администрации, поскольку они опровергаются положениями Устава муниципального района, из которого следует, что контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, относится к исключительной компетенции Собрания.
В статье 24 Устава определены полномочия депутата Собрания муниципального района, в соответствии с которыми депутат Собрания имеет право: 1) принимать участие в деятельности Собрания; 2) принимать участие в деятельности постоянных депутатских комиссий, рабочих групп; 3) принимать участие в заседаниях Собрания, вносить в повестки дня заседаний вопросы и проекты решений по ним в порядке, предусмотренном регламентом Собрания; 4) готовить и направлять в Собрание проекты правовых актов в порядке, предусмотренном регламентом Собрания; 5) готовить и направлять депутатские запросы в государственные органы, действующие на территории муниципального района, или их должностным лицам в пределах своей компетенции. Порядок внесения и рассмотрения депутатских запросов устанавливается действующим законодательством; 6) осуществлять прием граждан по личным вопросам; 7) исключен (пункт 1). Депутат Собрания обладает полномочиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Саратовской области, правовыми актами, принятыми Собранием (пункт 3).
Статья 25 Устава обязывает депутата Собрания; - лично участвовать в работе заседаний Собрания; - выполнять требования регламента Собрания; - не допускать оскорбительных высказываний в адрес других депутатов, главы муниципального района, должностных лиц администрации и приглашенных на заседание;- голосовать лично; - выполнять другие обязанности, установленные действующим законодательством.
В статье 58 Устава определяется порядок контроля за исполнением бюджета муниципального района, в соответствии с которым, финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной комиссией муниципального района, Собранием депутатов, финансовым органом администрации муниципального района, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Формы и порядок осуществления финансового контроля устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Саратовской области и органов муниципального района.
Таким образом, депутат Собрания единолично не может осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств администрацией Ртищевского муниципального района.
Глава администрации муниципального района является должностным лицом органа местного самоуправления, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями по организации деятельности администрации района (ст.32 Устава)
Статьей 34 Устава определены основные формы взаимодействия администрации муниципального района и представительного органа муниципального района.
Решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района № 2-22 от 21 февраля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в приложение к решению Собрания депутатов Ртищевского муниципального района от 18 марта 2006 года № 1-1 «О принятии Регламента Собрания депутатов Ртищевского муниципального района» (далее по тексту – Регламент) редакция Регламента изложена в новой редакции. Исходя из общих положений Регламента, деятельность Собрания основывается на принципах свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Собрания является заседания, на котором принимаются все решения Собрания. Заседание Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее половины от установленного числа депутатов Собрания (пункт 3.1 Регламента). Депутаты своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение очередного заседания Собрания. Тексты проектов решений и другие необходимые материалы должны быть подготовлены и переданы депутатам для ознакомления не позднее, чем за два дня до их рассмотрения на заседании Собрания. Проект повестки дня начинает формироваться секретарем Собрания на основе плана работы Собрания и письменных предложений о внеплановых вопросах главы муниципального района, секретаря Собрания, постоянных комиссий, групп депутатов, отдельных депутатов, а также в порядке народной правотворческой инициативы за десять дней до начала заседания и заканчивается не позднее. Чем за пять дней до начала заседания Собрания (пункты 3.12 – 3.13 Регламента). Одним из основных моментов рассмотрения вопросов на заседании Собрания является включение в повестку дня внеплановых вопросов (в исключительных случаях) требующих неотложного рассмотрения или принятия решения, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих депутатов Собрания (пункт 3.16 Регламента). На заседании Собрания депутат вправе: - задавать вопросы докладчику, содокладчику, выступать по мотивам голосования; - требовать постановки своих предложений на голосование; - высказывать (в тактичной форме) мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Собранием; - вносить предложения о заслушивании на заседании Собрания отчета или информации должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления; - вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Собрания; - ставить вопрос о необходимости разработки нового проекта решения собрания; - пользоваться другими правами, предоставленными ему действующим законодательством и настоящим Регламентом. Депутаты Собрания вправе распространять в зале заседания Собрания подписанные ими материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня (пункт 3.18 Регламента). В силу п.4.1 Регламента решения Собрания принимаются на заседаниях открытым или тайным голосованием, открытое голосование может быть поименным. В исключительных случаях решения Собрания подписываются депутатами, необходимым для принятия соответствующего решения, количеством голосов. Решения собрания в зависимости от разрешаемых вопросов, принимаются либо большинством в две трети голосов от установленного числа депутатов Собрания, либо большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания, а по процедурным вопросам - большинством голосов от числа присутствующих на собрании депутатов (пункты 4.3-4.5 Регламента). При голосовании депутат лично осуществляет свое право на голосование, имеет право не принимать участие в голосовании независимо от вида голосования без объявления мотивов (пункт 4.7 Регламента). Раздел VII Регламента посвящен деятельности постоянных комиссий Собрания, которые избираются из числа депутатов Собрания на срок полномочия Собрания нового созыва, и являются постоянно действующими органами. Комиссии собрания по вопросам, отнесенным к их ведению: осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение проектов решения; организовывают проводимые Собранием депутатские слушания (л.д.82 -89).
Решением Собрания № 2-15 от 31 марта 2006 года утверждено Положение о постоянных депутатских комиссиях Собрания депутатов Ртищевского муниципального района, из которого усматривается, что Комиссии осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение проектов решений Собрания; разрабатывают проекты решений Собрания; организуют депутатские слушания; готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение Собрания, относящихся к их компетенции; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта бюджета, а комиссия по бюджетно-финансовой политике изучает и обобщает эти предложения, делает заключение по проекту местного бюджета в целом и вносит его на рассмотрение Собрания. Комиссиям предоставлено право запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности. Органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, предприятия, учреждения всех форм собственности, их должностные лица обязаны в указанные сроки предоставить комиссиям, запрашиваемые ими документы и материалы (пункт 1.11 Положения) (л.д.92-93).
Исходя из названного действующего муниципального законодательства, Собрание Ртищевского муниципального района, депутатом которого является А.В. Ермолаев, действует на принципах коллективизма. Депутат Собрания Ртищевского муниципального района осуществляет свою деятельность посредством работы в постоянных комиссиях и участия в заседаниях Собрания. Депутат Собрания не наделен полномочиями прямого обращения к высшему должностному лицу исполнительной власти района с требованием представления ему какой-либо информации. Таким правом, наряду с должностными лицами представительной власти, наделены лишь постоянно действующие депутатские комиссии.
Эти обстоятельства не отрицаются и самим заявителем. В ходе судебного разбирательства А.В. Ермолаев пояснял, что он выносит вопрос на Собрание депутатов, ему говорят, что у него нет информации, через решения Собрания он не может осуществлять свои полномочия, не обладает информацией, за которую должен голосовать. Его избрали граждане, он обязан защищать их. Он вел прием граждан, ведет журнал приема граждан, сейчас не может осуществлять свои полномочия, ему стыдно перед избирателями, и поэтому, он с мая прекратил прием, так как не знает, что ответить своим избирателям, так как ему отказывают в предоставлении информации, он не может исполнять свои полномочия, так как ему не позволяет это делать глава администрации Ртищевского муниципального района. Все обращения в основном по вопросу ЖКХ, никто ему никогда не отвечает.
Суд приходит к убеждению, что при обращении к главе администрации Ртищевского района с просьбой о предоставлении информации, депутат А.В. Ермолаев не указал, для решения какого именно вопроса, относящегося к компетенции Собрания Ртищевского муниципального района, требовались запрашиваемые им у главы администрации района документы, а также доказательств тому, что не предоставление этих документов препятствовало осуществлению истцом депутатских полномочий.
Доводы А.В. Ермолаева в судебном заседании о том, что он как гражданин, имел право на получение информации в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», являются надуманными, поскольку он обращался к главе районной администрации в качестве депутата Собрания, используя самостоятельно изготовленные бланки с гербом Ртищевского района и надписью «ДЕПУТАТ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ РТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЕРМОЛАЕВ», указывая, что информация ему нужна для выполнения депутатских полномочий.
Названным Федеральным законом об информации предусмотрено право физического лица на получение информации непосредственно затрагивающей его права и свободы. В направляемых заявителем письмах не указывалось, какие права А.В. Ермолаева, как физического лица, затрагиваются в требуемой от главы администрации информации, которую должностное лицо не предоставило.
Глава администрации Ртищевского района не ограничивает доступ к информации об использовании бюджетных средств, поскольку такая информация имеется в свободном доступе, которая распространяется с использованием сети «Интернет» на официальной сайте Администрации Ртищевского муниципального района rtishevo.sarmo.ru.
Оснований для признания обжалуемых действий главы администрации Ртищевского муниципального района не соответствующими закону и нарушающими права депутата А.В. Ермолаева и его права, как физического лица, суд не усматривает, поскольку материалами дела подтверждается соответствие оспариваемых действий должностного лица положениям действующего муниципального и федерального законодательства.
Приведенные А.В. Ермолаевым доводы об обязанности главы администрации Ртищевского муниципального района исполнить его запросы и представить информацию, основаны на ошибочном толковании норм права.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Ермолаеву А.В. отказать в удовлетворении требований о признании незаконным не предоставление информации.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья