ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-365 от 01.11.2011 Холмогорского районного суда (Архангельская область)

                                                                                    Холмогорский районный суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Холмогорский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-365/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 ноября 2011 года

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Костроминой Г.А.

при секретаре Ворониной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 1 ноября 2011 года гражданское дело по иску Сурковой Л.Г., Сурковой Ю.С. к администрации муниципального образования «Холмогорское» о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность многоквартирного дома,

установил:

Суркова Л.Г., Суркова Ю.С. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Холмогорское» о возложении обязанности принять на баланс недвижимое имущество – жилой дом  .

В обоснование иска указывают, что с ноября 1992 года проживают в указанном доме, который находился на балансе СПК «Племзавод «Холмогорский» до его ликвидации, а ответчиком проигнорировано требование о принятии на баланс в муниципальную собственность данного дома, который в результате банкротства кооператива стал бесхозным, поэтому дом не содержится надлежащим образом, проживать в нем невозможно.

В судебном заседании истцы Суркова Л.Г., Шкрабова (до брака – Суркова) Ю.С., исковые требования поддержали.

Представитель ответчика по доверенности Доронина И.И. иск не признала.

Третье лицо – Тарасов А.Н. в суд не явился, извещен надлежащим образом, согласно письменного заявления, иск поддержал (Л.д.69-70).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из объяснений истца Сурковой Л.Г. в судебном заседании следует, что в ноябре 1992 года после пожара, ей совместно с детьми была предоставлена квартира  , как указано ошибочно в исковом заявлении, в доме  по  в , 1959 года постройки; жилой дом принадлежал Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Племзавод «Холмогорский»; впоследствии ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Главы администрации Холмогорского сельсовета ей был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на данную квартиру в указанном доме с дочерью Ю. и Сурковой О.С., являющихся в то время несовершеннолетними. Проживали в данной квартире до 1994 года; после чего вынуждена «снимать» другое жилье, поскольку в квартире стало холодно, стены стали как решето, печи опечатаны в 1999 году. В квартире проживала с детьми периодически, когда негде было жить. Весь жилой дом находится в аварийном состоянии, одолели крысы, все находится в разрушенном состоянии, в доме никто не живет. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом был признан пригодным для проживания и отнесен к категории ветхого жилья, хотя износ достиг 71 %. При проведении конкурсного производства СПК «Племзавод «Холмогорский»», данный дом не был реализован, администрация муниципального образования по причине ветхого состояния не приняла данный дом на баланс, племзавод ликвидировался в 2010 году, дом остался бесхозным. Вынуждена проживать у знакомых, родственников, снимать другое жилье, поскольку данный дом никем не содержится, проживать в нем невозможно и опасно. На неоднократные обращения о проведении капитального ремонта, включении данного дома в областную адресную программу ветхого жилья, у ответчика был один ответ о том, что он не является собственником жилого дома. Просит возложить обязанность на ответчика принять данный жилой дом в муниципальную собственность.

Истец Шкрабова Ю.С. дала суду аналогичные объяснения, указав, что её малолетняя дочь Аня, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована после рождения в квартире   в , но по данному адресу не проживают, так как условия проживания неудовлетворительные, в квартире проживать опасно для жизни и здоровья, о чем свидетельствует акт органа опеки и попечительства: дом стоит в низине, в воде, подходы и подъезды к дому отсутствуют; в квартире внутренние стены и перегородки деревянные, в них трещины; полы имеют уклон. На потолке имеются дыры на чердачное помещение, штукатурка осыпается кусками. Отопление печное, но печи опечатаны давно, так как неисправны, другого отопления нет. Проживала в квартире с матерью Сурковой Л.Г., пока была возможность делать косметический ремонт и дом был в более подходящем виде для проживания; в настоящее время снимает другое жилье; другого жилого помещения ни в собственности, ни по найму не имеет.

Представитель ответчика Доронина И.И. пояснила суду, что жилой дом   в  не является муниципальной собственностью; в реестре муниципального имущества не состоит. Конкурсным управляющим СПК «Племзавод «Холмогорский» администрацией было получено письмо  ДД.ММ.ГГГГ о принятии части имущества кооператива, нереализованного в ходе конкурсного производства согласно описи, в том числе и данного дома, в котором проживают истцы, в муниципальную собственность. Конкурсному управляющему было направлено письмо  от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить доказательства отказа кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований и отсутствия заявления собственника имущества должника о правах на указанное имущество, то есть предложено соблюсти процедуру, установленную ст. 148 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), которое конкурсным управляющим не было выполнено. Он не обратился в арбитражный суд об определении условий передачи имущества в муниципальную собственность, то есть процедура передачи имущества конкурсным управляющим была не завершена, поэтому у администрации нет оснований принять в муниципальную собственность жилой дом   в .

Из письменного отзыва привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица – Тарасова А.Н. следует, что решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 октября 2008 года Сельскохозяйственный производственный кооператив «Племзавод «Холмогорский» признан несостоятельным (банкротом); введена процедура конкурсное производство, он назначен конкурсным управляющим. В ходе проведения конкурсного производства СПК «Племзавод «Холмогорский», осталось нереализованное имущество должника, в том числе 2-этажный жилой дом в  . В соответствии с требованиями ст. 148 ч.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсным управляющим в адрес администрации муниципального образования «Холмогорское» было подготовлено письмо и акт приема-передачи с предложением принять в муниципальную собственность нереализованное имущество. В реестре требований кредиторов СПК «Племзавод «Холмогорский» к окончанию конкурсного производства был включен лишь орган в лице Федеральной налоговой службы – МИФНС №3 по Архангельской области и НАО, от которой был получен ответ о невозможности принятия имущества в счет погашения требований, включенных в реестр требований кредиторов, который был представлен в арбитражный суд (л.д.69-70).

Согласно материалам дела, на основании Постановления администрации Холмогорского сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, Сурковой Л.Г. с членами семьи: дочерьми - Сурковой Ю.С.: Сурковой О.С., выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия квартиры   в , площадью 23,8 кв.м. (л.д.21).

В соответствии с актом обследования жилого помещения и заключением межведомственной комиссии, назначенной Распоряжением Главы муниципального образования «Холмогорское» №  от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом   в  следует признать пригодным для проживания граждан и отнести к категории ветхого жилья, так как износ достиг 71 % (л.д.14-15; 16-17).

Согласно справке председателя ликвидационной комиссии Сельскохозяйственного производственного кооператива «Племзавод «Холмогорский» от ДД.ММ.ГГГГ, дом, расположенный по адресу:   находится на балансе СПК «Племзавод «Холмогорский» (л.д.23).

Согласно решению Арбитражного суда Архангельской области от 31 октября 2008 года, признать несостоятельным (банкротом) сельскохозяйственный производственный кооператив «Племзавод «Холмогорский»; открыть процедуру банкротства конкурсное производство сроком на один год; конкурсным управляющим имуществом утвердить Тарасова А.Н. (л.д.42-43).

В соответствии с определением Арбитражного суда Архангельской области от 11 января 2010 года, конкурсное производство, открытое в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «Племзавод «Холмогорский», завершить; исключить из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.45-46).

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Сельскохозяйственного производственного кооператива «Племзавод «Холмогорский».

В соответствии с письмом за №  от ДД.ММ.ГГГГ, конкурсный управляющий Тарасов А.Н., направил в адрес администрации муниципального образования «Холмогорское» письменное извещение о нереализованной части имущества в ходе конкурсного производства в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «Племзавод «Холмогорский», и принятии в муниципальную собственность указанного имущества (л.д.47-48). В акте приема-передачи, подписанным конкурсным управляющим (л.д. 20), под номером 4 значится жилой дом 2-этажный по ,  1959 года постройки.

Оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11). С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключением случаев произвольного лишения жилища (ст.25, 40 Конституции Российской Федерации).

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет.

В силу положений Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам, в частности, относится, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (ст.2 ч.1, ст. 14 ч.1, ст. 16 ч.1); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда ( ст.50 ч.1, 3).

Аналогичные положения закреплены в статьях 14 ч.1, 19 ч.2 п.3 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют в том числе полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий для осуществления права каждого на жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005г. № 17-О и от 5.03.2009г. № 376-О-П).

Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный, который в соответствии с нормой пункта 3 ч.2 представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как указано в п.1 и 9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Статьей 50 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничен состав муниципальной собственности компетенцией местного самоуправления и закрепила перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов для осуществления возложенных на них полномочий.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что в собственности поселений может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договоров социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В силу ч.5 ст. 50 указанного Закона, особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что в квартиру спорного жилого дома   в , истцы были вселены, проживают и зарегистрированы на основании ордера, выданного Холмогорским сельским Советом в соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР; данный дом принадлежал Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Племзавод «Холмогорский», который ликвидирован в установленном законом порядке; в ходе конкурсного производства и до настоящего времени данный дом не передан в муниципальную собственность.

Согласно информации Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», в Реестре объектов недвижимого имущества муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» сведения о жилом доме   в , отсутствуют (л.д.50).

Как установлено судом, конкурсный управляющий Сельскохозяйственного производственного кооператива «Племзавод «Холмогорский», утвержденный определением Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2008 года Тарасов А.Н., уведомил в письменном виде ответчика об имуществе, среди которого значится жилой дом  по , нереализованного в ходе конкурсного производства.

В соответствии со ст.148 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано входе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество, конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.

Не позднее чем через тридцать дней с даты получения принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество на баланс и несут все расходы на его содержание.

В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.

Из объяснений представителя ответчика Дорониной И.И. следует, что от принятия имущества, в том числе спорного жилого дома, в муниципальную собственность, администрация не отказывалась.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика о необходимости обращения конкурсным управляющим в арбитражный суд с заявлением о понуждении администрации муниципального образования «Холмогорское» принять имущество в муниципальную собственность, суд считает необоснованными.

Предусмотренный законом порядок обращения в орган местного самоуправления конкурсным управляющим Тарасовым А.Н. был соблюден. Администрация МО «Холмогорское» не отказывалась от принятия имущества должника, в том числе спорного жилого дома, нереализованного после расчетов с кредиторами, в муниципальную собственность, у конкурсного управляющего СПК «Племзавод «Холмогорский» не было оснований для обращения в арбитражный суд за разрешением спора о принудительном принятии органом местного самоуправления имущества в муниципальную собственность, поэтому иск подлежит удовлетворению.

Иных доводов, препятствующих принятию спорного жилого дома в муниципальную собственность, ответчиком в судебном заседании не приведено.

Ненадлежащее техническое состояние жилого дома также не является основанием для отказа в его принятии, поскольку обязанность по передаче и принятию имущества, нереализованного в ходе конкурсного производства должника, определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде производства капитального ремонта жилого дома.

Права истцов не могут быть ущемлены в связи с тем, что здание жилого дома не принято в муниципальную собственность, поскольку реализация прав граждан не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующими предприятиями и органами власти.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Сурковой Л.Г., Шкрабовой Ю.С. удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Холмогорское» обязанность в течение месяца до дня вступления настоящего решения в законную силу принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу:  

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

С у д ь я:

Г.А. Костромина

Мотивированное решение вынесено 8 ноября 2011 года (4,5,6 ноября – выходные дни).