Уинский районный суд Пермского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Уинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 07.10.2011 года
2-365/2011
Уинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Седухиной Г.Н.,
с участием прокурора Киселевой Т.В.,
при секретаре Кислицыной Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Уинского района в защиту неопределенного круга лиц к МОУ «Аспинская средняя общеобразовательная школа», администрации района о признании незаконным бездействие по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, обязании установить кнопку тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уинского района обратился в районный суд с указанным выше иском в защиту неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой Уинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасных условиях воспитания и обучения в МОУ «Аспинская СОШ», в ходе которой установлено следующее.
Охрана учреждения в дневное время осуществляется, на входе в здание контрольно-пропускной пункт имеется. За входящими в школьное учреждение посетителями контроль осуществляется техническим персоналом. Ставка вахтера предусмотрена штатным расписанием учреждения.
В учреждении отсутствует кнопка экстренного вызова полиции. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств.
Согласно ч. 3 ст. 32 образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О противодействии терроризму" под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Аналогичные положения заложены п. 6.1 Устава Уинского муниципального района.
В соответствии с п. 1.5 Приказа Департамента образования администрации Пермской области от 22.06.2006 N 90 «О комплексной защищенности учреждений образования от проявлений террористических угроз» на органы управления образованием городских округов и муниципальных районов возложена обязанность при организации технологической цепочки обеспечения безопасности подведомственных образовательных учреждений руководствоваться принципами организации защищенности учреждений техническими средствами защиты, к которым отнесены: ограждение по всему периметру учреждения, система экстренной связи, охранно-пожарная сигнализация, контрольно-пропускной пункт.
Согласно п. 1.7 указанного выше Приказа Департамента образования администрации Пермской области на органы управления образованием возложена обязанность разработать и осуществить реализацию планов мероприятий на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению комплексной безопасности личности, имущества и объектов учреждений образования.
Постановлением главы Уинского муниципального района от 12 октября 2007 года № 599 (в ред. постановления главы Уинского муниципального района от 19.07.2009г. № 359) утверждено Положение об антитеррористической комиссии Уинского муниципального района, утвержден план мероприятий по противодействию терроризму, защите населения и усилению общественной безопасности на территории Уинского муниципального района. Пунктом 3.5 данного плана на руководителей организаций, учреждений и предприятий возложена обязанность по организации жесткого пропускного режима на объектах жизнеобеспечения в учреждениях культуры, образования и здравоохранения.
Согласно п. 1.5 Устава МОУ «Аспинская СОШ» учредителем учреждения является администрация Уинского района.
Несмотря на вышеперечисленные требования законодательства и наличие в Уинском районе с 2007 года постоянно действующего плана мероприятий по противодействию терроризму, защите населения и усилению общественной безопасности, в ходе проверки установлено, что безопасность воспитанников и работников МОУ «Аспинская СОШ» от проявлений терроризма и иных преступных посягательств до настоящего времени не обеспечена, что является недопустимым в условиях существующей реальности, при которой основными тенденциями являются увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц, расширение географии терроризма.
При таких условиях основой обеспечения надежной защиты образовательного учреждения от преступных посягательств и терроризма является надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием системой тревожной сигнализации, усилении контрольно-пропускного режима в здание, наличие в штате должностей охранника либо вахтера.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших.
В данном случае прокурор выступает в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут отстаивать свои интересы самостоятельно, а от непринятия должных мер по безопасности может зависеть их жизнь и здоровье.
Количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется (ежегодно проходит новый набор воспитанников, в течение года по заявлениям родителей ряд детей отчисляется, на освободившиеся места принимаются новые дети, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены).
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит исключить из заявленных требований внесение изменений в штатное расписание, в котором предусмотреть ставку вахтера в дневное время.
Представитель муниципального образовательного учреждения «Аспинская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежаще.
Представитель администрации Уинского района Пермского края исковые требования прокурора признала частично, не признала исковые требования о признании бездействия администрации района по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения учащихся школы. Администрацией района проводится работа по антитеррористической направленности. 12.10.2007 года постановлением главы муниципального района утверждено Положение об антитеррористической комиссии района и ее составе, утвержден план мероприятий по противодействию терроризму, защите населения и усилению общественной безопасности на территории Уинского муниципального района. Проведено 4 заседания антитеррористической комиссии. В МОУ «Аспинская средняя общеобразовательная школа» не установлена кнопка тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции. Ставка вахтера в здании школы предусмотрена штатным расписанием.
Представитель Управления учреждениями образования исковые требования прокурора
признала частично, не признала исковые требования о признании бездействия по
обеспечению безопасных условий воспитания и обучения муниципального образовательного
учреждения «Аспинская СОШ». Пояснила, что в МОУ «Аспинская СОШ» имеется паспорт
антитеррористической защищенности объекта, согласно которому разработаны мероприятия
по усилению противодиверсионной защиты и снижению уязвимости объекта, а также
долгосрочные мероприятия, в том числе установка кнопки экстренного вывоза полиции. В
Аспинской школе имеется контрольно-пропускной пункт, ставка вахтера. Управлением
учреждениями образования также проводится определенная работа по
антитеррористической защищенности объектов детских садов и школ района. Разрабатываются мероприятия по противодействию терроризму. В настоящее время управлением подготовлены заявки в администрацию района о выделении денежных средств для установки пропускных режимов при входах в здания учреждений, установления кнопок тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции, для установки домофонов в зданиях детских садов или введения ставок вахтеров в школах.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, находит исковые требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом учредителем муниципального образовательного учреждения «Аспинская средняя общеобразовательная школа» является администрация района, /л.д.34-51/.
Согласно акту обследования организации охраны, технической укрепленности объекта от 10.08.2011 года, объяснению директора школы в МОУ «Аспинская СОШ» отсутствует тревожная кнопка с выходом на пульт полиции, /л.д. 7,8/.
В штатном расписании МОУ «Аспинская СОШ» ставка вахтера предусмотрена.
/л.д.8/.
Согласно паспорту антитеррористической защищенности объекта МОУ «Аспинскя СОШ» в долгосрочных мероприятиях, требующих длительного времени и значительных финансовых затрат запланировано в том числе: установка современных систем инженерно-технических средств охраны, /л.д. 21-25/.
Согласно приказам об организации пропускного и внутриобъектового режимов работы в здании и на территории школы, о дополнительных мерах по обеспечению безопасности непосредственную охрану в дневное время осуществляет вахтер, место несения службы -фойе школы, /л.д. 26-28, 29-31/.
Постановлением главы муниципального района от 12.10.2007 года / с изменениями от 31.01.2011 года/ утверждено положение об антитеррористической комиссии и ее состава и план мероприятий по противодействию терроризму, защите населения и усилению общественной безопасности на территории Уинского района. В 2011 году проведены 3 заседания комиссии, /л.д. 53-69/.
Проведенные мероприятия не подтверждают в полной мере факт обеспечения безопасных условий воспитания и обучения учащихся МОУ «Аспинская средняя общеобразовательная школа», администрацией района. До настоящего времени не установлена кнопка тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции. Что является недопустимым в условиях существующей реальности, при которой основными тенденциями являются увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц, расширение географии терроризма.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Статья 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Указанное положение заложено и в Уставе Уинского муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать бездействие по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения МОУ «Аспинская средняя общеобразовательная школа» и его учредителя администрации Уинского муниципального района Пермского края незаконными.
Обязать МОУ «Аспинская средняя общеобразовательная школа» и администрацию Уинского муниципального района Пермского края до 01 марта 2013 года выполнить мероприятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установить кнопку тревожной сигнализации с выходом на пульт полиции.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей
жалобы через Уинский районный суд Пермского края.
Судья: