ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3653/18 от 27.11.2018 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 2-3653/18

г. Наро-Фоминск 27.11.2018

Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Кутиченко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, в котором просит: признать недействительным решение Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области предварительно согласовать предоставление в собственность указанного земельного участка.

Представитель ФИО1 в судебном заседании просит удовлетворить исковые требования. Свои требования ФИО1 основывает на том, что ей на основании решения Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилой дом и хозяйственные строения по указанному адресу. Строения расположены на спорном земельном участке. Истцом подано заявление в Администрацию Наро-Фоминского городского округа о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка. Комитет по управлению имуществом в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении заявления, предложив обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка либо откорректировать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и повторно обратиться с заявлением. Отказ мотивирован тем, что земельный участок ограничен в оборотоспособности, относится к зоне «планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» автодорога <данные изъяты> - «<данные изъяты>». Данная автодорога существует. Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства от 25.03.2016 № 230/8 предусмотрена реализация объекта: Реконструкция автомобильной дороги <данные изъяты> до параметров III технической категории с 2 полосами движения, шириной полосы отвода 46 м, зоной планируемого размещения 100 м. Государственной программой Московской области «<данные изъяты>» утвержденной Правительством Московской области от 25.10.2016г. № 782/39 (с изменениями) реализация объекта не предусмотрена. Размещение Объекта с установлением границ красных линий будет определено при разработке проекта планировки и межевания территории. Правила землепользования и застройки не разрабатывались, документация по планировке территории отсутствует. Исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, на которых расположены здания, имеют собственники зданий. В связи с чем, утверждение ответчика о том, что земельный участок ограничен в оборотоспособности необоснованно.

В судебном заседании представитель Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области против удовлетворения исковых требований возражал. В обоснование своих возражений указал, что Главархитектура Московской области дала заключение о том, что спорный земельный участок ограничен в оборотоспособности, поскольку часть земельного участка относится к зоне «планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» автодорога <данные изъяты> - «<данные изъяты>». Отказ Комитета Администрации Наро-Фоминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления истцу в собственность земельного участка дан на основании указанного заключения. Поскольку земельный участок ограничен в оборотоспособности, истцу предложено либо обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка либо откорректировать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и повторно обратиться с заявлением.

Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В ранее данных объяснениях представитель пояснил, что позиция Комитета аналогична позиции Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области.

Третьи лица Министерства имущественных отношений Московской области, Главархитектура Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1 признано право собственности на жилой дом лит. <данные изъяты>, сараи лит. <данные изъяты>, летнюю кухню лит. <данные изъяты>, колодец лит <данные изъяты>, уборную лит. <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО1 на жилой дом и летную кухню на основании решения суда зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подано заявление в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположены вышеуказанные строения.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа по поручению Администрации городского округа отказал ФИО1 в удовлетворении заявления. В отказе сообщено, что Главархитектура Московской области в ответе на запрос Комитета дала заключение о том, что часть испрашиваемого земельного участка относится к зоне «планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» автодорога <данные изъяты> - «<данные изъяты>». Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в собственность не предоставляются. В связи с чем, ФИО1 было предложено обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка либо откорректировать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и повторно обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка.

Истцом представлен ответ ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца, в котором указано, что схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства от 25.03.2016 № 230/8, предусмотрена реализация объекта: Реконструкция автомобильной дороги <данные изъяты> до параметров III технической категории с 2 полосами движения, шириной полосы отвода 46 м, зоной планируемого размещения 100 м. Государственной программой Московской области «<данные изъяты>» утвержденной Правительством Московской области от 25.10.2016 № 782/39 (с изменениями) реализация объекта не предусмотрена. Размещение объекта с установлением границ красных линий будет определено при разработке проекта планировки и межевания территории.

Указанный ответ дан до получения заключения Главархитектуры Московской области по испрашиваемому земельному участку. При даче заключения Главархитектура Московской области дает ссылку на вышеуказанное Постановление Правительства от 25.03.2016 № 230/8, а также на решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 20.04.2017 № 10/101, которым утвержден генеральный план городского поселения Наро-Фоминск.

В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Таким уполномоченным органом является Министерство имущественных отношений Московской области.

В порядке исполнения Соглашения об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органом местного самоуправления муниципального образования Московской области - Наро-Фоминский муниципальный район в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений Администрация Наро-Фоминского муниципального района направляет в Правительство Московской области для рассмотрения проекты постановлений Администрации Администрация Наро-Фоминского муниципального района в целях получения рекомендаций на их соответствие законодательству.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 N 13ВР-44 утвержден Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установления соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешенного использования земельных участков и переводу земель из одной категории в другую и признании утратившими силу отдельных правовых актов (далее - Временный порядок).

В соответствии с Временным порядком Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области в пределах предоставленных полномочий по предоставлению информации об ограниченных в оборотоспособности земельных участков дает соответствующее заключение и направляет его органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области.

Таким образом, предварительное согласование предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района (городского округа), при отсутствии согласования Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области не допускается.

Главархитектура Московской области дала заключение о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в оборотоспособности в соответствии с п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, указав, что согласно Постановлению Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 часть земельного участка относится к зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» автодорога <данные изъяты> - «<данные изъяты>».

Администрация Наро-Фоминского городского округа не вправе осуществить предварительное согласование предоставления в собственность испрашиваемого ФИО1 земельного участка без получения согласования Министерства имущественных отношений Московской области и при наличии заключения Главархитектуры Московской области об ограничении в оборотоспособности испрашиваемого земельного участка.

Решение Главархитектуры Московской области истцом не обжаловано.

Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 ЗК РФ, в пункте 8 которой установлены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 6 ст. 39.16. ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Статья 27 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7 пункта 5).

Согласно пп. 11 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Исходя из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что в данном случае земельный участок может быть предоставлен либо в аренду либо схема расположения испрашиваемого земельного участка требует корректировки в той части земельного участка, которая относится к зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» автодорога <данные изъяты> - «<данные изъяты>».

Следовательно, ответчики обоснованно отказали истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, предложив обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка либо откорректировать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Исковых требований к Министерству имущественных отношений Московской области, Главархитектуре Московской области истец не заявляет. В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.

На основании вышеизложенного, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Козленкова