ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3655/2014 от 17.09.2014 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

 2-3655/2014

 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 17 сентября 2014 года

 Октябрьский районный суд г. Омска в составе:

 председательствующего судьи Глазковой Т.Г.,

 при секретаре судебного заседания Новиковой И.Ю.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Росприроднадзора по Омской области к ответчику закрытому акционерному обществу «Завод сборного железобетона № 6» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с названным исковым заявлением, указав, что Управлением Росприроднадзора по Омской области в октябре 2013 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ЗАО «ЗСЖБ-6» по итогам которой установлено, что в процессе хозяйственной деятельности ЗАО «ЗСЖБ № 6» осуществляет водоотведение промливневых сточных вод с территории используемого земельного участка с кадастровым номером №. Натурным осмотром установлено, что основная часть участка имеет асфальтовое покрытие. По земельному участку проложена система ливневой канализации (закрытого типа и железобетонных лотков с дождеприемными решетками), а также система промливневой канализации.

 При проведении плановой проверки установлено, что промышленные сточные воды и ливневые поверхностные стоки, сбор которых осуществляет предприятие, отводятся в промливневый коллектор по ул<адрес> км от устья (рассеивающий водовыпуск ООО «Омсктехуглерод»). С территории западной и юго-западной части земельного участка с кадастровым номером № поверхностные сточные воды собираются ЗАО «ЗСЖБ № 6» и отводятся в ливневой коллектор по <адрес> г. Омска без очистки. Указанный ливневой коллектор имеет врезку в ливневой коллектор по <адрес>, далее проходит по <адрес>, переходит в коллектор по <адрес>, где имеет врезку в участок ливневого коллектора, состоящего на балансе Омской дистанции пути - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения ОАО «РЖД». По указанному коллектору стоки транспортируются до жилого дома <адрес> и далее сбрасываются в водный объект на <адрес> км правого берега р. Иртыш по рассеивающему выпуску ООО «Омсктехуглерод». Таким образом, ЗАО «ЗСЖБ-6» осуществляет сброс ливневых вод в водный объект. При этом разрешительные документы на пользование водным объектом у предприятия отсутствуют.

 Просил:

 1) Признать незаконной деятельность закрытого акционерного общества «Завод сборного железобетонного завода № 6» по сбросу сточных (ливневых) вод в поверхностный водный объект р. Иртыш на <адрес> км правого берега р. Иртыш в отсутствие решения о предоставлении водного объекта и разрешения на сброс загрязняющих веществ;

 2) Приостановить сброс сточных (ливневых) вод в поверхностный водный объект р. Иртыш на <адрес> км через ливневой коллектор по ул. <адрес> в городе Омске до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

 3) Признать незаконным бездействие закрытого акционерного общества «Завод сборного железобетонного завода № 6» в части невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водный объект р. Иртыш.

 4) Обязать закрытое акционерное общество «Завод сборного железобетонного завода № 6» в срок до 01.11.2014 оформить решение о предоставлении водного объекта реки Иртыш в пользование для целей сброса сточных вод; в срок до 01.01.2015 оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект.

 5) Обязать закрытое акционерное общество «Завод сборного железобетонного завода № 6» в срок до 20.10.2014 рассчитать и уплатить плату за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ за период с 01 октября 2011 года по 01.07.2014.

 В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Омской области Пономарёва Н.Г., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования.

 Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

 Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 233 ГПК РФ, суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

 Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Основания и порядок пользования водным объектом определены в Водном кодексе РФ.

 Согласно требованиям п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

 Под сточными водами в соответствии с п. 19 ст.1 Водного кодекса РФ понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

 В государственном водном реестре право пользования ЗАО «ЗСЖБ № 6» водным объектом р. Иртыш (решение о предоставлении водного объекта в пользование) с целью сброса сточных вод не зарегистрировано.

 В ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий установлено, что в составе сбрасываемых ЗАО «ЗСЖБ № 6» в водный объект сточных вод присутствуют вредные (загрязняющие) вещества.

 В соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

 ЗАО «ЗСЖБ № 6» осуществляет сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект в отсутствие разрешения на сбросы загрязняющих веществ.

 Указанные обстоятельства установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанции по делам №. Также судебными постановлениями по делу № № установлено, что ЗАО «ЗСЖБ № 6» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

 В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды»:

 - одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст.3):

 - одним из основных методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 14 и ст. 16).

 К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

 - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

 - сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

 - загрязнения недр, почв;

 - размещение отходов производства и потребления;

 - загрязнение шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующим и другими видами.

 В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 10.12.2002 № 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

 Порядок определения платы утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы ее предельных размеров за загрязнения окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».Согласно пункту 4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.Расчет платы осуществляется по нормативам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 « О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющими стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» с использованием коэффициента, учитывающего инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».Плательщик заполняет форму самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.Исходя из статьи 20 Бюджетного кодекса РФ, взыскание денежных средств в доход бюджетов всех уровней осуществляют администраторы поступлений в бюджеты, определяемые в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 2 Федерального закона «О бюджетной классификации».Таким образом, уполномоченным государственным или муниципальным органом на взыскание денежных средств в доход бюджета является администратор поступлений в бюджет, который, как правило, выступает в судебном процессе от имени соответствующего публично-правового образования (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 26.09.2006 № 114).Полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в соответствии с указом Президента от 23.06.2010 № 780 «Вопросы федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Постановлением правительства РФ от 03.09.2010г. № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».Как следует из положений Федерального закона от 02.12.2013 № 34-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Управление наделено полномочиями администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации.Приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557, установлены сроки уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065 ГК РФ).В результате осуществления ЗАО «ЗСЖБ №6» деятельности по сбросу сточных вод в р. Иртыш, находящуюся в федеральной собственности, без соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.В силу части 2 статьи 68 Водного кодекса Российской Федерации привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить причиненный ими вред.Статьей 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, п. 5.9, Положения «Об управлении Росприроднадзора по Омской области», утвержденного приказом Росприроднадзора от 23.06.2011 № 400, предусмотрено, что к полномочиям Управления отнесено предъявление исков о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина для организаций уплачивается в размере <данные изъяты> рублей.Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233, 235 ГПК РФ, судРЕШИЛ:

 Исковые требования удовлетворить.

 1) Признать незаконной деятельность закрытого акционерного общества «Завод сборного железобетонного завода № 6» по сбросу сточных (ливневых) вод в поверхностный водный объект р. Иртыш на <адрес> км правого берега р. Иртыш в отсутствие решения о предоставлении водного объекта и разрешения на сброс загрязняющих веществ;

 2) Приостановить сброс сточных (ливневых) вод в поверхностный водный объект р. Иртыш на <адрес> км через ливневой коллектор по ул. 1-я Железнодорожная в городе Омске до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

 3) Признать незаконным бездействие закрытого акционерного общества «Завод сборного железобетонного завода № 6» в части невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водный объект р. Иртыш.

 4) Обязать закрытое акционерное общество «Завод сборного железобетонного завода № 6» в срок до 01.11.2014 оформить решение о предоставлении водного объекта реки Иртыш в пользование для целей сброса сточных вод; в срок до 01.01.2015 оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект.

 5) Обязать закрытое акционерное общество «Завод сборного железобетонного завода № 6» в срок до 20.10.2014 рассчитать и уплатить плату за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ за период с 01 октября 2011 года по 01.07.2014.

 Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд города Омска заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении данного заявления.

 Судья _______________________ Т.Г. Глазкова

 Решение в окончательной форме принято судом 22 сентября 2014 года.

 Судья _______________________ Т.Г. Глазкова