РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.01.2016 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Черниковой С.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-45/16 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда»,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании решения об отказе в присвоении звания «ветеран труда» незаконным, об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что она обратилась к ответчику с заявлением по вопросу о присвоении ей звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что в период работы судебным приставом-исполнителем межрайонного подразделения по особым исполнительным производствам службы судебных приставов Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области на основании постановления губернатора Тульской области ФИО2 <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. она была награждена Почетной грамотой администрации Тульской области за большой личный вклад в дело укрепления законности и правопорядка и достижение высоких результатов в служебной деятельности, о чем имеется запись в ее трудовой книжке.
В 2007г. директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав РФ ФИО3 объявил ей благодарность за безупречную службу, инициативу, усердие, самоотверженность, отличие при исполнении служебных и трудовых обязанностей, высокие достижения в служебной деятельности и в связи с 10-летием службы судебных приставов.
Решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении звания «ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда» ей было отказано в связи с тем, что данные награды не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, соответственно правовых оснований для присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения не имеется.
Однако, она считает, что данное решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» является незаконным и нарушает ее права.
В связи с этим, просит суд: признать решение ответчика об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, обязать ответчика выдать ей удостоверение «Ветеран труда».
При обращении с данными требованиями в суд ДД.ММ.ГГГГ. в качестве соответчика истица дополнительно указала Министерство труда и социальной защиты Тульской области.
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения спора извещена надлежащим образом, просила суд принять решение по делу в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы адвокат Мухина Т.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования истца не признал, просил в иске отказать, указав на то, что представленные истицей награды не относятся к ведомственным наградам и к государственным наградам РФ и не могут служить основанием для присвоения звания «ветеран труда».
Представитель привлеченного истицей к рассмотрению дела в качестве соответчика Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой на имя ФИО1 с первоначальной датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. она была переведена на должность судебного исполнителя Советского суда г. Тулы, ДД.ММ.ГГГГ. принята на должность судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Тулы, с ДД.ММ.ГГГГ. переведена на эту же должность в ОСП Пролетарского района г. Тулы., с ДД.ММ.ГГГГ - в ОСП Зареченского района г. Тулы, с ДД.ММ.ГГГГ. переведена в межрайонное подразделение службы судебных приставов, где работала по ДД.ММ.ГГГГ
На основании постановления губернатора Тульской области ФИО2 <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 была награждена Почетной грамотой администрации Тульской области за большой личный вклад в дело укрепления законности и правопорядка и достижение высоких результатов в служебной деятельности, о чем имеется запись в ее трудовой книжке.
Приказом директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава РФ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> ФИО1 объявлена благодарность за безупречную службу, инициативу, усердие, самоотверженность, отличие при исполнении служебных и трудовых обязанностей, высокие достижения в служебной деятельности и в связи с 10-летием службы судебных приставов, о чем также имеется запись в трудовой книжке.
Ссылаясь на получение данных наград, истица обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Государственным учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области » принято решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда».
Отказ истице в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», суд считает законными и основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица:
- имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
- награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
ДД.ММ.ГГГГ в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области ДД.ММ.ГГГГ принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (с последующими изменениями и дополнениями) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».
Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.
Исходя из указанного обстоятельства, определение понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.
Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности, имеющие звания, включенные в перечень почетных званий СССР, предусмотренный ст. 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979г. № 360-Х, поименованные в Положении о государственных наградах РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 2 марта 1994г. № 442, Указом Президента РФ от 30.12.1995г № 1341 «Об установлении почетных званий РФ, утверждении положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям РФ».
Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. № 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.
Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Указом Президента РФ от 13.10.2004г. № 1316, Федеральная служба судебных приставов является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России. ФССП возглавляет директор ФССП – главный судебный пристав РФ (директор), который вправе учреждать ведомственные награды.
В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316, в целях поощрения работников Федеральной службы судебных приставов за высокие достижения в служебной деятельности, а также лиц, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на ФССП России, приказом директора ФССП учреждены следующие награды ( в редакции приказа от 16.05.2007г. № 251):
- медаль "За вклад в развитие Федеральной службы судебных приставов";
- медаль "За заслуги";
- медаль "Ветеран Федеральной службы судебных приставов";
- медаль "За службу" I, II и III степени;
- Почетную грамоту Федеральной службы судебных приставов.
Согласно Положения о ведомственных наградах ФССП России (приложение 1 к приказу) ведомственные награды (далее - награды) Федеральной службы судебных приставов являются формой поощрения работников ФССП России за высокие достижения в служебной деятельности, а также лиц, оказавших содействие в решении задач, возложенных на ФССП России.
К наградам ФССП России относятся награды, учрежденные в соответствии с положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316.
Учреждение наград проводится по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
Учреждение наград и награждение представленных к награде осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Награды не должны иметь внешнего сходства и схожих названий с государственными наградами Российской Федерации и Союза Советских Социалистических Республик.
Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации учреждает ведомственные награды; утверждает положения о ведомственных наградах ФССП России, описания наград и образцы удостоверений к ним.
Ходатайства о награждении работников по согласованию с заместителями директора Федеральной службы судебных приставов - заместителями главного судебного пристава Российской Федерации, курирующими соответствующие подразделения и направления деятельности Федеральной службы судебных приставов, представляют:
в отношении государственных гражданских служащих и иных работников центрального аппарата - руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов;
в отношении государственных гражданских служащих и иных работников территориальных органов ФССП России - руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.
Награждение ведомственными наградами оформляется приказами, которые подписывает директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации либо лицо, его замещающее.
Ведомственные награды и удостоверения к ним вручают награжденным в торжественной обстановке.
Запись о награждении вносится в личные дела и трудовые книжки государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов, иным работникам - в трудовые книжки.
Благодарность за подписью директора ФССП России в данный перечень наград не входит.
Почетная грамота администрации Тульской области учреждена постановлением Губернатора Тульской области от 21.02.1995г. № 88.
Согласно Положения о Почетной грамоте администрации Тульской области (приложение к данному постановлению) в редакции от приказа № 128 от 11.03.2003г. - данная грамота является видом поощрения граждан, организаций всех форм собственности и общественных объединений за заслуги в содействии социально-экономическому и культурному развитию Тульской области, повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные заслуг и, а также в связи с юбилейными датами.
Награждение Почетной грамотой осуществляется по решению администрации Тульской области, которое оформляется в установленном порядке постановлением администрации Тульской области.
При рассмотрении данного дела суд исходит из того, что определяющее значение для решения вопроса о присвоении истице звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого стажа и факт награждения ведомственным знаком отличия в труде.
Поскольку награды, которыми была награждена истица, не являются ведомственными, т.к. на момент награждения ими не входили в перечень ведомственных наград ФССП России, утвержденный приказом директора ФССП от 26 июля 2006г. № 89 в редакции от 16.05.2007г., что является обязательным условием для присвоения звания «ветеран труда», исковые требования истицы о признании отказа в присвоение ей звания «ветеран труда» и обязании ответчиков выдать ей соответствующее удостоверение - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий