ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3658/2021 от 12.05.2022 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

36RS0005-01-2021-005862-52

№ 2-672/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2022 года г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Тринеевой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов местного самоуправления,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, указывая, что с 16.11.2010 их семья в составе двух человек, в том числе: супруг – ФИО2, супруга – ФИО1, признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, что подтверждается уведомлением Управления организации по работы с молодежью администрации г.о.г. Воронеж от 16.11.2010. Номер учетного дела №2134/2538. ДД.ММ.ГГГГ в семье родилась дочь ФИО6

26.02.2014 истцами заключена сделка по ипотечному кредитованию с ОАО «Сбербанк России» (кредитный договор №213703), супруги приобрели в собственность квартиру по адресу: . Право общей долевой собственности зарегистрировано 14.03.2014.

При покупке вышеуказанной квартиры (с использованием кредитных средств) семья истцов руководствовалась условиями муниципальной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье 2011-2015», будучи уверенными в том, что в скором времени им выдадут субсидию в рамках участия в указанной программе, с помощью которой они смогут погасить часть ипотечного кредита в банке.

Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (далее по тексту – УЖО) № 465 от 11.04.2019 семья М-ных включена в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по городскому округу город Воронеж.

В соответствии с приказом УЖО от 06.11.2019 № 1382 молодая семья М-ных исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым молодая семья была включена в список участников основного мероприятия.

Не согласившись с указанным решением, ФИО2 и ФИО1 обратились в Советский районный суд г. Воронежа с иском о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 02.07.2020 по гражданскому делу № 2-654/2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме: приказ УЖО от 06.11.2019 № 1382 признан незаконным и отменен. Решение вступило в силу 11.08.2020.

24.08.2020 ФИО2 обратился в УЖО с заявлением, в котором просил исполнить решение суда, восстановить в правах на дату исключения (06.11.2019) из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, и выплатить социальную выплату на погашение основной суммы долга по кредитному договору в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году, то есть 06.11.2020.

Однако УЖО письмом от 21.09.2020 № 14856914 отказали в социальной выплате молодой семье и предложили в очередной раз пройти процедуру включения молодой семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты, но уже в 2021 году.

При этом УЖО предлагалось повторно пройти указанную процедуру, согласно указанному письму, в нарушение порядка, установленного приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 № 61-02-03/146.

В сентябре 2020 семья истцов вновь подала заявление на включение молодой семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году.

Весной 2021 года УЖО сообщило, что молодая семья истцов не получит социальную выплату из-за отсутствия необходимого финансирования на обеспечение жильем молодых семей в 2021 году.

После очередного отказа молодой семьей истцов было вновь подано заявление на включение молодой семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году.

Приказом УЖО от 27.09.2021 № 909 семья истцов исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, указанным в п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства от 17.12.2010 N 1050.

Признание незаконным и отмена приказа УЖО означает восстановление в правах семьи истцов на момент совершения управлением противоправных действий, а именно издания приказа 06.11.2019.

В этой связи семье истцов должна быть произведена социальная выплата на погашение основной суммы долга по кредитному договору в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году (приказ № 1382 от 06.11.2019).

Таким образом, незаконные действия УЖО, выразившиеся в издании незаконного приказа от 06.11.2019 № 1382, которым молодая семья М-ных исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, привели к пропуску семьей истцов сроков социальной выплаты на погашение кредита в 2020 году. В дальнейшем у семьи истцов не было возможности получить указанную социальную выплату.

По мнению истцов, в этой связи УЖО, лишив молодую семью возможности получить социальную выплату в 2020 году путем издания незаконного приказа, причинили ущерб в размере социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору <***> от 26.02.2014 на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году, т.е. 267 989,62 руб., из которых: 224 415,65 – остаток задолженности по кредиту, и 43 573,97 руб.

В результате незаконных действий УЖО были нарушены права истцов. Сложившаяся ситуация причинила истцам значительные неудобства, а также нравственные страдания. Кроме того, что истцам пришлось в течение семи месяцев оспаривать в суде незаконное решение УЖО, затем УЖО заставило снова проходить всю процедуру по постановке в очередь на получение социальной выплаты, собирать заново все необходимые документы. В 2021 году УЖО вновь стало требовать предоставления полного пакета документов для постановки в очередь на социальную выплату.

По мнению истцов, моральный вред, вызванный выполнением административных формальностей, повторяющиеся из года в год, подлежит компенсации.

Компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконных действий УЖО, истцы оценивают в 10000 руб., в отношении каждого из истцов.

Истцы просили взыскать с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж в пользу ФИО1 и ФИО2:

- сумму ущерба в размере социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору <***> от 26.02.2014 на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году (приказ № 1382 от 06.11.2019) – 267 989,62 руб., возникших вследствие вреда, причиненного в результате незаконных действий УЖО;

- сумму расходов на оплату государственной пошлины в размере 5880 руб.;

- компенсацию морального вреда в пользу ФИО1 в размере 10000 руб.;

- компенсацию морального вреда в пользу ФИО2 в размере 10000 руб.

Протокольным определением от 25.01.2022 произведена замена ненадлежащего ответчика Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж на надлежащего – Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (УЖО).

В ходатайстве об уточнении исковых требований истцы просили суд взыскать с Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в пользу ФИО1 и ФИО2:

- сумму ущерба в размере социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору <***> от 26.02.2014 на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году (приказ № 1382 от 06.11.2019) – 230 416,99 руб., из которых 186 843,02 руб. – остаток задолженности по кредиту и 43 573,97 руб., возникших вследствие вреда, причиненного в результате незаконных действий УЖО;

- сумму расходов на оплату государственной пошлины в размере 5504 руб.;

- компенсацию морального вреда в пользу ФИО1 в размере 10000 руб.;

- компенсацию морального вреда в пользу ФИО2 в размере 10000 руб.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены в установленном законом порядке. Представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истцов по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал изложенные в исковом заявлении доводы и уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представители ответчика по доверенностям ФИО4, ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска. В письменных возражениях на исковое заявление указано, что 25.08.2020 во исполнение решения суда от 02.07.2020 Управлением жилищных отношений молодая семья М-ных восстановлена в списках участников мероприятия, а также в списках молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, с первоначальной даты постановки на учет, таким образом, нарушенное право истцов восстановлено избранным ими способом. Восстановление вышеуказанного права молодой семьи на участие в мероприятии и включение в список изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2020 году не влечет безусловного права молодой семьи на получение социальной выплаты, равно как и обязанности государства на предоставление социальной выплаты, а лишь дает право на дальнейшее участие в программе в соответствии с порядком, предусмотренном Правилами. Кроме того, молодая семья, включенная в список изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, лишь кандидат на ее получение. ФИО2 24.08.2020 обратился в УЖО с заявлением о предоставлении социальной выплаты в связи с признанием судом Приказа УЖО от 06.11.2019 № 1382 незаконным и подлежащим отмене. Письмом от 21.09.2020 № 14856914 УЖО в ответ на обращение ФИО2 разъяснен порядок предоставления социальной выплаты со ссылками на пункты Правил и приказа Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 № 61-02-03/146. Молодая семья М-ных 17.03.2021 обратилась в соответствии с требованиями Правил в УЖО с заявлением о включении в список молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году. Приказом УЖО от 20.03.2021 № 281 молодая семья М-ных включена в указанный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году. 15.09.2021 ФИО2 достиг 36 лет – предельного возраста для участия в мероприятии, в связи с чем приказом УЖО от 27.09.2021 № 909 молодая семья М-ных исключена из списка молодых семей – участников мероприятия. Отношения по предоставлению молодым семьям мер социальной поддержки в виде социальной выплаты (субсидии) для приобретения жилого помещения е носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам, в связи с чем предусмотренная мероприятием социальная выплата не является доходом, получаемым при обычных условиях гражданского оборота. Таким образом, неполучение социальной выплаты нельзя квалифицировать как возникновение убытков у истцов в виде реального ущерба (утрата или повреждение имущества) или неполученных доходов (упущенной выгоды). Истцами не представлен обоснованный расчет и доказательства размера понесенных расходов или неполученных истцами доходов. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия. Молодая семья М-ных не была включена в список претендентов на получение социальной выплаты, справку об остатке долга из кредитной организации на данном этапе в УЖО не предоставляла. Расчет суммы социальной выплаты истцами не представлен и документально не подтвержден. Таким образом, ни размер, ни сам факт причинения ущерба (упущенной выгоды) молодой семьей не доказан. Доказательств причинения морального вреда, а именно физических и нравственных страданий, истцами также не представлено. Просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме (л.д. 59-62).

Суд, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 02.07.2020 года по гражданскому делу № 2-654/2020 было постановлено: Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Управлению жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить. Признать незаконным и отменить приказ от 06.11.2019 г. № 1382 Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж об исключении молодой семьи ФИО2 из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Решение вступило в законную силу 11.08.2020 (л.д. 14-23).

Вышеназванным судебным решением установлено, что 08.11.2010 г. семья истцов в составе двух человек ФИО1 и ФИО2 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 16.11.2010 истцы обратились с заявлением в Администрацию городского округа г. Воронеж о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. На момент подачи заявления семья проживала по адресу: , общей площадью 59,2 кв.м, в которой проживало 7 человек. С 16.11.2010 семья истцов в составе двух человек: ФИО2 и ФИО1, признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, то есть на момент признания семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» она соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила. 26.02.2014 г. истцами заключен с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор <***> по приобретению в собственность квартиры, расположенной по адресу: . Право собственности на квартиру, расположенную по адресу: , было зарегистрировано в установленном законом порядке за ФИО1 в размере ? доли в праве общей долевой собственности, за ФИО2 в размере ? доли в праве общей долевой собственности. В апреле 2019 г. истцы обратились к ответчику с заявлением о включении их семьи в состав молодых семей, желающих получить социальную выплату в 2020 г. Приказом Управления жилищных отношений от 11.04.2019 г. № 465 они были включены в список семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области», желающих получить социальную выплату в 2020 г. по городскому округу г. Воронеж. 07.11.2019 г. истцы были уведомлены ответчиком о том, что в соответствии с приказом от 06.11.2019 г. № 1382 молодая семья истцов была исключена из списков участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым их семья была включена в список участников основного мероприятия, а именно - на момент заключения кредитного договора действовала программа «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, предусматривающие возможность использования социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г. При этом действие Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 г. № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 г., исключающего требование о получении займа до 01.01.2011 г. не распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия, а также в связи с утратой нуждаемости в жилом помещении.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

24.08.2020 ФИО2 обратился в УЖО с заявлением, к которому приложил копию решения суда от 02.07.2020, просил выдать семье М-ных социальную выплату на погашение основной суммы долга по кредитному договору в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году, то есть 06.11.2019 (л.д. 135-136).

УЖО в ответ на обращение ФИО2 направило ему письмо от 21.09.2020 № 14856914, в котором указано, что молодая семья М-ных восстановлена в списках граждан-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей с 16.11.2019, а также в списке граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году. Одновременно разъяснен порядок предоставления социальной выплаты со ссылками на пункты Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" (постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050) и Порядка формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (приказ Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 № 61-02-03/146). Указано, что список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на 2020 год утвержден приказом Департамента строительной политики от 27.11.2019 № 61-02-03/415. В указанный список семья М-ных не была включена, в связи с чем УЖО не имеет оснований для выдачи им свидетельства о праве на социальную выплату в 2020 году. Кроме того, руководствуясь Правилами и Приказом, УЖО в рамках утвержденных лимитов сформирован список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году. От М-ных не поступало в установленный Порядком срок заявление с приложенными документами об изъявлении желания получить социальную выплату в 2021 году. Вместе с тем, в настоящее время в связи с возможным увеличением бюджетных средств на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, УЖО проводит актуализацию списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году. В этой связи ФИО7 предложено предоставить в УЖО заявление и документы, подтверждающие право на получение социальной выплаты согласно п. 18 или п. 19 Правил. Обращено внимание, что размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты (л.д. 148-152).

Кроме того, ФИО2 было направлено письмо УЖО от 25.08.2020 «Об актуализации списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году», в котором указано, что в связи с возможным изменением объема субсидий, предоставляемых на софинансирование мероприятия в 2021 году, предлагают в срочном порядке обратиться в УЖО для рассмотрения вопроса о возможности включения молодой семьи в список изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году (л.д. 155).

Соответствующее заявление от М-ных с приложенными документами поступило в УЖО 06.10.2020 (л.д. 157-158).

Письмом от 08.10.2020 № 15129826 УЖО уведомило ФИО2 о том, что в случае предоставления дополнительных бюджетных средств и (или) перераспределения бюджетных средств, предоставляемых на софинансирование мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, семья М-ных будет учтена при формировании актуализированного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по городскому округу город Воронеж (л.д. 170).

Однако дополнительных бюджетных средств не было предоставлено. В Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Воронежской области, утвержденный приказом ДСП ВО от 01.12.2020 № 61-02-03/573, вошли многодетные молодые семьи (л.д. 233-237), которые включаются в список в первую очередь согласно п. 25 Правил N 1050 от 17.12.2010.

Письмом от 25.02.2021 за № 15941244 УЖО сообщила ФИО2 о необходимости представления заявления о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году (л.д. 171-172).

Соответствующее заявление от М-ных с приложенными документами поступило в УЖО 17.03.2021 (л.д. 173-209).

Приказом УЖО от 29.03.2021 № 281 молодая семья ФИО2 включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году (л.д. 210-211).

Приказом УЖО от 27.09.2021 № 909 молодая семья ФИО2 исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в связи с достижением ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 36-летнего возраста (л.д. 213-215).

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ:

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Положениями ст. 1069 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. С 1.01.2018 действие указанной федеральной целевой программы досрочно прекращено в связи с изданием постановления Правительства РФ от 12.10.2017 N 1243. Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 01.01.2018 осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710.

Согласно изменениям, внесенным в акты Правительства РФ указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 (далее – Правила).

Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы (п. 26 Правил).

В соответствии с п. 27 Правил, после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 699-О от 29.03.2016 указал, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию. Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О). Возможность приобретения семьей субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период неправомерного исключения из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.

Таким образом, факт признания молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать определенным критериям на весь период участия в мероприятии вплоть до включения в список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Предусмотренная мероприятием по обеспечению жильем молодых семей социальная выплата не является доходом, получаемым при обычных условиях гражданского оборота, поскольку молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии, сроки получения которой не определены. При этом в случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".

При таких обстоятельствах денежные средства, заявленные истцами к взысканию с ответчика, нельзя отнести к убыткам, поскольку неполученная социальная выплата не является реальным ущербом (утрата или повреждение имущества потерпевшего) либо неполученным доходом (упущенной выгодой), а потому истцам следует отказать во взыскании с ответчика денежной суммы в размере 230 416,99 руб.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ).

В исковом заявлении истцы указали, что сложившаяся ситуация причинила им значительные неудобства, а также нравственные страдания. Кроме того, что истцам пришлось в течение семи месяцев оспаривать в суде незаконное решение УЖО, затем УЖО заставило проходить снова всю процедуру по постановке в очереди на получение социальной выплаты, собирать заново все необходимые документы. В 2021 году УЖО снова стало требовать предоставления полного пакета документов на социальную выплату. По мнению истцов, моральный вред, вызванный выполнением административных формальностей, повторяющиеся из года в год, подлежит компенсации.

Согласно п. 9 Правил N 1050, участие в мероприятии ведомственной целевой программы является добровольным.

Для участия в мероприятии ведомственной целевой программы молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление и документы, перечисленные в п. 18, 19 Правил N 1050.

Приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 N 61-02-03/146 утвержден Порядок формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и формы этого списка. Согласно п. 2.1 названного Порядка, орган местного самоуправления до 1 апреля года, предшествующего планируемому, в форме заказных писем с уведомлением (либо в иной форме, подтверждающей извещение молодой семьи), оповещает молодые семьи - участников основного мероприятия о необходимости представления заявления о включении в список по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку (далее - заявление). Заявление молодые семьи - участники основного мероприятия подают в орган местного самоуправления до 1 мая года, предшествующего планируемому.

При таких обстоятельствах со стороны УЖО имело место не выполнение административных формальностей, повторяющееся из года в год, как ошибочно полагают истцы, а исполнение обязанностей, возложенных Правилами и Порядком.

Учитывая изложенное, истцам следует отказать во взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Поскольку решение состоялось не в пользу истцов, то оснований для взыскания с ответчика расходов на уплату государственной пошлины не имеется (ст. 98 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1, ФИО2 к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов местного самоуправления – оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Советский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.А. Косенко

В окончательной форме решение изготовлено 19 мая 2022 года