ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3659/18 от 09.08.2018 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело № 2-3659/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2018 года

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Уваровой О.А.,

при секретаре Резчиковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Мосэнергосбыт» об обязании оформить договор электроснабжения квартиры, открыть лицевой счет для оплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «Мосэнергосбыт» об обязании оформить договор электроснабжения квартиры, открыть лицевой счет для оплаты (л.д. 2-3).

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Квартира приобретена по договору купли-продажи у ООО «<данные изъяты>». В квартире имеется подключение ко всем необходимым коммуникациям – электроснабжение, отопление, горячая и холодная вода, канализация. ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор управления многоквартирным домом с Управляющей компанией «<данные изъяты>», открыт лицевой счет <***>, который оплачивается. Указала, что Управляющая компания проинформировала её, что договор на электроснабжение до настоящего времени не заключен. При личном обращении в ПАО «Мосэнергосбыт Сергиев Посад» ей было разъяснено, что непосредственно с ней договор заключить нельзя, в связи с чем она направила предложение (оферту) поставщику электроэнергии и считает, что договор фактически исполняется, поскольку электроэнергия потребляется, в адрес поставщика совершены платежи. Просит суд обязать ПАО «Мосэнергосбыт» оформить договор на электроснабжение квартиры по адресу: <адрес> открыть лицевой счет для оплаты.

Представитель ответчика ПАО «Мосэнергосбыт», по доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск (л.д. 78-79). Указал, что п.п. «г» п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусматривает поставку электроэнергии на основании прямых договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, заключенных до вступления в силу ФЗ от 29.06.2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательный акты Российской Федерации», о чем указано в ч.17 ст. 12 данного Закона. В силу ч.17 ст. 12 ФЗ №176-ФЗ, «прямые договоры», заключенные между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями, действуют до истечения срока их действия или до отказа от исполнения договора. Указал, что в настоящее время законодательство не предусматривает заключение «прямых» договоров энергоснабжения между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах на будущее время. Заключение прямого договора энергоснабжения с потребителями возможно только на основании решения общего собрания. Управляющая компания «<данные изъяты>» является исполнителем коммунальных услуг в отношении дома по адресу: <адрес> Согласно п.п. а п.9 Правил , управляющая компания не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. В настоящее время договор управления домом по адресу: <адрес> УК «<данные изъяты>» является действующим, УК «<данные изъяты>» является исполнителем коммунальных услуг, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу и постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ и в соответствии со ст. 12 ФЗ от 29.06.2015 г. №176-ФЗ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме с 01.01.2917 г. включает в себя плату за содержание жилого помещения, которая состоит, в том числе, из платы за электрическую энергию. Таким образом, платежный документ, включающий расходы на содержание жилого помещения и, соответственно, расходы на оплату электроэнергии, потребляемую на общедомовые нужды, с 01.01.2017 г. может выставляться к оплате собственникам помещений в МКД исключительно управляющей организацией, в связи с чем требования истца об обязании ПАО «Мосэнергосбыт» оформить договор на электроснабжение и открыть лицевой счет для оплаты в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> являются необоснованными. Просил суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель третьего лица ООО «УК «Вифанские пруды» в судебное заседание не явился, о явке извещен (л.д. 30), в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 определено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 31 названных Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Согласно Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в число которых также входит организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида установлены Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124. В соответствии с пунктом 5 указанных Правил исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.

В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ, пп. «а» п. 17 Правил установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что собственники помещений многоквартирного дома могут вносить плату за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям при условии, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято такое решение. При этом принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.

В свою очередь, ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от собственников многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы.

Согласно пп. «б» п. 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 11).

Сторонами не оспаривается, что управляющей (также обслуживающей) организацией дома по адресу: <адрес> является УК «<данные изъяты>». Из ответа ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» следует, что в соответствии с решением единственного собственника помещений в доме по адресу: <адрес> ООО «КАБУР» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом передан в управление ООО «УК <данные изъяты> а также заключен договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. По соглашению сторон от ДД.ММ.ГГГГ указанный договор расторгнут (л.д. 36).

В настоящее время договор управления домом по адресу: <адрес> УК «<данные изъяты>» является действующим, УК «Вифанские пруды» является исполнителем коммунальных услуг, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу и постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-100).

Из материалов дела не усматривается, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> решения о внесении платы за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не принималось и данный вопрос не выносился на голосование.

Кроме того, следует учитывать, что действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или незаключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

Вместе с тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства оплаты за электроэнергию ответчику. Представленная в материалы дела копия квитанции (л.д. 5) не является надлежащим доказательством такой оплаты.

Также до избрания ООО «УК «<данные изъяты>» управляющей компанией ФИО8 в ПАО «Мосэнергосбыт» с заявлением о заключении договора электроснабжения не обращалась.

Следует отметить, что на ООО «<данные изъяты>» как на управляющую компанию возложена обязанность заключать договоры с ресурсоснабжающим организациями. В судебном заседании представитель ПАО «Мосэнергосбыт» не смог ни подтвердить, ни опровергнуть наличие договорных отношений с управляющей организацией. Между тем, данный вопрос касается правоотношений двух хозяйствующих субъектов - ООО «УК «<данные изъяты>» и ПАО «Мосэнергосбыт» и не затрагивает данный спор.

Принимая во внимание, что управляющей организацией в многоквартирном доме по адресу: <адрес> является ООО «<данные изъяты>»; решения о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не принималось; до избрания управляющей организации истец ФИО1 в ПАО «Мосэнергосбыт» с заявлением о заключении договора электроснабжения не обращалась, то правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании оформить договор электроснабжения квартиры, открыть лицевой счет для оплаты, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ПАО «Мосэнергосбыт» об обязании оформить договор электроснабжения квартиры, открыть лицевой счет для оплаты – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.

Судья: О.А. Уварова

Решение принято в окончательной форме 16 августа 2018 года.

Судья О.А. Уварова