ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-365/12 от 14.01.2013 Усть-пристанского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-5/2013г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань 14 января 2013г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего федерального судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Забияка Е.Л.,

с участием истицы ФИО1 и её представителя ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к администрации Усть-Пристанского района об оспаривании решения органа местного самоуправления, признании незаконным решения об отнесении помещения к служебным, возложении обязанности передать жилое помещение в собственность,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением к ответчику администрации МО «Усть-Пристанский район Алтайского края», которым оспаривает решение органа местного самоуправления об отказе в приватизации жилого помещения, просит признать незаконным решение об отнесении жилого помещения к служебным, и возложить на ответчика обязанность передать жилое помещение в собственность.

Требования мотивированы тем, что с 22.08.2008г. истец является нанимателем двухкомнатной квартиры общей площадью 47,2 кв.м., расположенной по ..., которая была предоставлена по договору найма специализированного жилого помещения от 22.08.2008г. ... На основании ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» 02.10.2012г. истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении занимаемого жилого помещения в собственность, в удовлетворении которого было дважды – 08.10.2012г. и 29.10.2012г. – отказано на том основании, что постановлением администрации Усть-Пристанского района от 03.10.2007г. № 366 квартира была отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилого фонда МО «Усть-Пристанский район» и поэтому в соответствии со ст.4 Закона «О приватизации» не подлежит приватизации. Отказ в приватизации квартиры считает незаконным ввиду того, что по документам ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» кадастрового и технического паспортов данная квартира на учете в БТИ в качестве служебного жилого помещения муниципального образования не состоит; в ЕГРП по сообщению Управления Росреестра РФ по Алтайскому краю сведения об указанном объекте недвижимости отсутствуют. В соответствии с п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301, после принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, оно должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе государственной регистрации недвижимости. Поскольку спорное помещение не зарегистрировано ни в ЕГРП, ни в органе БТИ, истец полагает, что квартира статуса служебного жилого помещения не приобрела и поэтому отказ в её приватизации в порядке ст.ст.1, 2 Закона «О приватизации» является незаконным, что подтверждается также тем, что договор найма специализированного жилищного фонда заключен в форме, не соответствующей установленной для таких договоров Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42. По изложенным основаниям просит суд признать незаконными решения администрации Усть-Пристанского района от 08.10.2012г. № 1434 и от 29.10.2012г. № 1533 об отказе в приватизации названной квартиры и обязать администрацию Усть-Пристанского района передать данное жилое помещение в собственность ФИО1

В дополнительном заявлении от 21.12.2012г. ФИО1 просила суд признать за ней право на приватизацию вышеуказанной квартиры на момент её обращения в администрацию Усть-Пристанского района с заявлением о приватизации.

Исходя из того, что требования заявителя по существу являются спором о праве на приватизацию жилого помещения, то есть носят материально-правовой характер, суд рассмотрел дело в порядке искового производства.

В судебных заседаниях истица ФИО1 настаивала на своих требованиях, в том числе и дополнительном, просила их удовлетворить в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные в её заявлениях и в описательной части решения, дополнительно пояснив, что ранее в бесплатной приватизации жилья участия не принимала, в августе 2008г., когда ей была предоставлена данная квартира, представители наймодателя не разъяснили ей особенности статуса данной квартиры и поэтому, несмотря на то, что в договоре найма было указано, что она является специализированным жилым помещением и передается ей во владение и пользование для временного проживания на период существования трудовых отношений, полагает, что имеет право на её бесплатную приватизацию. Обосновывает этот вывод тем, что заключенный с ней договор найма не соответствует форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42, спорная квартира с момента принятия решения о включении её в число служебных и до подачи ей заявления о приватизации не была зарегистрирована в Росреестре как объект права муниципальной собственности, равно как и в органах БТИ, в связи с чем статус служебного жилого помещения не приобрела, а в соответствии со ст.ст.1, 2 Закона о приватизации гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом решение об отнесении данной квартиры к специализированному жилищному фонду от 03.10.2007г., постановление администрации района от 22.08.2008г. о передаче квартиры в её пользование, договор найма специализированного жилого помещения № 2 от 22.08.2008г. и запись о регистрации права муниципальной собственности от 25.10.2012г., не оспаривает. Кроме того, указала, что в соответствии с абз.3 п.14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты его принятия, что также полностью соответствует требованиям пп.1, 2 ст.6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» об обязанности собственника, право которого возникло до введения в действие названного закона, осуществить государственную регистрацию в специально установленных случаях независимо от его желания. Именно по причине отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности на спорную квартиру и нарушения порядка присвоения ей статуса служебной считает, что занимаемое ей жилое помещение статуса служебного не приобрело и поэтому в силу ст.2 Закона «О приватизации» подлежало передаче ей как нанимателю в собственность в порядке приватизации ввиду того, что с администрацией района сложились отношения социального найма жилья.

Представитель истца ФИО2, настаивая на всех вышеизложенных доводах в обоснование заявленных требований, просил их удовлетворить в полном объеме.

В письменном отзыве администрация Усть-Пристанского района указывает, что спорная квартира находится в жилом доме 1987 года постройки, который в соответствии с Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» и Положением, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-р «Об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» подлежал передаче в муниципальную собственность района как относящийся к жилому фонду. Поэтому собственником спорной квартиры по сегодняшний день является МО «Усть-Пристанский район». Согласно п.12 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду» и Устава МО «Усть-Пристанский район» постановлением администрации района 03.10.2007г. № 366 «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду» спорная квартира была отнесена к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда МО «Усть-Пристанский район». После обращения 21.08.2008г. истицы (до замужества – М.) с заявлением о предоставлении ей для проживания служебного жилого помещения – квартиры ... в доме ... по ..., с ней на основании постановлений от 03.10.2007г. № 365 «Об утверждении категорий граждан, имеющих право на получение служебных жилых помещений» и от 22.08.2008г. № 246 «О передаче жилого помещения специализированного жилищного фонда для временного проживания на период существования трудовых отношений с ... ЦРБ» администрацией района с ней был заключен договор найма специализированного жилого помещения. Принимая решение об отказе в приватизации служебной квартиры по заявлению истицы, поступившему 02.10.2012г., администрация района исходила из принципа сохранения массива служебных жилых помещений, учитывая необходимость соблюдения интересов населения муниципального образования, нуждающегося в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности и руководствовалась положениями ст.4 Закона «О приватизации», законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», постановлением администрации района от 03.07.2007г. № 366. В соответствии с указанной статьей закона «О приватизации» собственники жилищного фонда вправе принимать решение о приватизации, но не обязаны предоставлять служебное жилье в собственность. Понуждение собственника жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо как нарушающее положения ст.9 ГК РФ об осуществлении гражданами и юридическими лицами по своему усмотрению принадлежащих им гражданских прав. В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом, ограничение которого без законных на то оснований не допускается. По изложенным основаниям администрация района считает решение об отказе в приватизации спорной квартиры принятым в рамках действующего законодательства.

В дополнительном отзыве ответчик администрация Усть-Пристанского района указывает, что в соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Согласно ст.93 ЖК РФ служенные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. В силу ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, а на основании ст.100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения, предметом которого является специализированное жилое помещение. Поскольку спорная квартира расположена в жилом доме 1987г. постройки, на основании Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и Положения «Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», утвержденного распоряжением президента РФ от 18.03.1992г. № 114-р, она подлежала передаче в муниципальную собственность Усть-Пристанского района как относившаяся к жилому фонду. Согласно этим нормативным актам, на основании распоряжения администрации Усть-Пристанского района от 13.10.2004г. № 193-р и акта приема-передачи от 14.10.2004г. спорная квартира была передана в собственность муниципального образования и в дальнейшем была включена в реестр муниципальной собственности МО «Усть-Пристанский район». Постановлением администрации района от 03.10.2007г. № 366 спорная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду, регистрация права муниципальной собственности на которую из-за многолетнего дефицита местного бюджета была произведена только 25.10.2012г. Решение об отказе ФИО1 в приватизации спорной квартиры было принято уполномоченным органом и в соответствии с вышеуказанными положениями действующего законодательства. Так как договор от 22.08.2008г. ... найма специализированного жилого помещения, заключенный сторонами, наймодателем не оспорен, он является действующим до настоящего времени; о том, что ФИО1 (в 2008г. – М.) достоверно знала о заключении договора найма именно служебной квартиры, прямо следует из её заявления о предоставлении служебного жилого помещения на время работы в ... ЦРБ хирургом. Факт отсутствия регистрации спорной квартиры в ЕГРП на её правовой статус как специализированного жилого помещения не влияет ввиду того, что в соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Принимая во внимание, что волеизъявление собственника спорного жилого помещения об отнесении его к специализированному жилищному фонду было выражено в соответствии с действующим законодательством посредством издания администрацией района распоряжения № 366 от 03.10.2007г., о чем не могла не знать истица, а в силу ст.ст.9 и 209 ГК РФ понуждение собственника жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, ответчик просит в удовлетворении требований истицы отказать в полном объеме.

В судебных заседаниях представители ответчика ФИО3, ФИО4 и ФИО5 на доводах, подробно изложенных в отзывах на заявленные требования, настаивали и просили с их учетом в удовлетворении требований ФИО1 отказать как необоснованных.

Выслушав участников судебных заседаний, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Согласно решениям Исполкома ... районного Совета народных депутатов от 12.08.1987г. ... о выделении квартир во вновь построенном доме по ..., Малого Совета ... районного Совета народных депутатов от 15.07.1992г. ... «Об утверждении перечня предприятий, имущества муниципальной собственности» весь жилищный фонд, находящийся в ..., был отнесен к муниципальной собственности Усть-Пристанского района.

Постановлением администрации Усть-Пристанского района от 03.10.2007г. № 366 квартира ..., находящаяся в доме ... по ... общей площадью 47,2 кв.м. была отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда МО «Усть-Пристанский район» и в соответствии с Положением о муниципальной казне муниципального образования «Усть-Пристанский район» включена в соответствующие реестры казны недвижимого имущества муниципальной собственности МО «Усть-Пристанский район» по состоянию на 2008-2012гг.

Государственная регистрация права муниципальной собственности в отношении спорной квартиры в ЕГРП была произведена 25.10.2012г. за ... (свидетельство о государственной регистрации права от ......) с указанием на основание регистрации – решение малого Совета ... от 15.07.1992г. ... районного Совета народных депутатов и отметкой об отсутствии существующих ограничений (обременений) права.

Постановлением администрации Усть-Пристанского района от 03.10.2007г. № 365 утверждены категории граждан, имеющих право на получение служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования Усть-Пристанский район, к которым, в том числе, отнесены граждане, состоящие в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями МО Усть-Пристанский район; тем же постановлением утверждено Положение о порядке заключения договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования Усть-Пристанский район.

Заявлением от 21.08.2008г., написанном собственноручно, истица, в то время М. (после регистрации 30.04.2009г. брака - ФИО6, свидетельство о заключении брака ...) просила главу района «предоставить для проживания служебное жилое помещение, расположенное по адресу ..., на время работы в Центральной районной больнице хирургом».

О наличии трудовых отношений между МУЗ «... ЦРБ» и ФИО1 свидетельствует трудовой договор.

Постановлением администрации Усть-Пристанского района от 22.08.2008г. № 246 М. передана за плату во владение и пользование для временного проживания на период существования трудовых отношений жилое помещение специализированного жилищного фонда муниципального образования Усть-Пристанский район общей площадью 47,2 кв.м., расположенное по адресу: ...

В тот же день – 22.08.2008г. – между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Усть-Пристанского района, действующим от имени собственника жилого помещения муниципального образования «Усть-Пристанский район» на основании постановления администрации Усть-Пристанского района от 03.10.2007г. № 365, и М. на основании постановления о передаче жилого помещения от 22.08.2008г. № 246 был заключен договор ... найма специализированного жилого помещения, согласно пункту 1 которого наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование для временного проживания в нем на период существования трудовых отношений изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат общей площадью 47,2 кв.м. по вышеуказанному адресу, для проживания в нем.

По акту от 22.08.2008г. спорная квартира была передана ответчиком и принята истицей во владение и пользование для временного проживания с указанием, что упомянутый акт не является документом на право собственности и (или) приватизации.

В спорной квартире помимо истицы, которая на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Усть-Пристанского сельсовета не состоит, в настоящее время проживают муж Д1 и дочь Д2, ..., (сообщение и справка администрации Усть-Пристанского сельсовета от 28.11.2012г. и 11.12.2012г.).

В удовлетворении заявления ФИО1 от 02.10.2012г. о приватизации спорной квартиры на семью в составе 3-х человек ответчик письмом от 08.10.2012г. № 1434 отказал ввиду того, что квартира постановлением от 03.10.2007г. отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда муниципального образования Усть-Пристанский район и в таком статусе была предоставлена для временного проживания на период существования трудовых отношений, в связи с чем на основании ст.4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Повторное заявление истицы от 18.10.2012г. о пересмотре решения об отказе в приватизации квартиры письмом ответчика от 29.10.2012г. № 1533 также отклонено со ссылкой на ту же норму закона.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Алтайскому краю от 09.10.2012г. ... запрашиваемые истицей сведения об объекте недвижимого имущества в виде квартиры ... в доме ... по ... не могут быть предоставлены ввиду их отсутствия в Едином государственном реестре прав.

По сообщению главного специалиста-эксперта ... отдела (...) Управления Росреестра по Алтайскому краю С. от 23.11.2012г., в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г. № 219, при государственной регистрации прав на недвижимое имущество проводится внесение сведений об объектах недвижимого имущества в ЕГРП согласно установленным разделам, которые не предусматривают внесение сведений о регистрации специализированного жилищного фонда – служебных жилых помещений.

В кадастровом паспорте ... от 31.08.2012г. жилого помещения – квартиры ..., находящейся в доме ... по ... и в выписке из технического паспорта от 01.10.2012г., представленными ... производственным участком Алейского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», филиал по Алтайскому краю, собственник не указан.

Свидетель К., председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации ... района, пояснила, что председатель комитета по управлению муниципальным имуществом М2 с 2007г. неоднократно обращалась в комитет по финансам с заявками на выделение денежных средств для проведения оценки и регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимости, в удовлетворении которых до 2012г. отказывалось по причине необеспеченности бюджетов МО Усть-Пристанский район в 2007-2011гг. в полном объеме и невозможности изыскания для этих целей других источников финансирования. В 2012г. впервые за 6 истекших лет по итогам 9 месяцев в бюджет района дополнительно поступили денежные средства, часть которых решением депутатов от 24.09.2012г. № 40 была распределена на оплату регистрации объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе и на спорную квартиру.

В соответствии с положениями ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом; договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Как указано в п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов; использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами; включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ст.92 ЖК РФ).

Согласно ст.93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования; специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

По договору найма специализированного жилого помещения (ст.100 ЖК РФ) одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем; договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно материалам дела, спорная квартира с момента постройки жилого дома в 1987г. отнесена к объектам права муниципальной собственности МО «Усть-Пристанский район», о чем 15.07.1992г. Малым Советом ... района принято соответствующее решение ..., на основании которого 25.10.2012г. Управлением Росреестра произведена государственная регистрация права.

При этом требования жилищного законодательства о порядке отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду ответчиком были соблюдены.

Пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42, предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Такое решение об отнесении спорной квартиры к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда муниципального образования «Усть-Пристанский район» было принято 03.10.2007г. постановлением № 366, то есть задолго до её предоставления истице.

В дальнейшем на основании письменного заявления истицы от 21.08.2008г. постановлением администрации района от 22.08.2008г. № 246 спорная квартира была передана за плату во владение и пользование для временного проживания на период существования трудовых отношений как жилое помещение специализированного жилищного фонда муниципального образования, и в тот же день с ней был заключен договор ... найма специализированного жилого помещения.

Согласно пункту 1 упомянутого договора найма, наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование для временного проживания в нем на период существования трудовых отношений изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат общей площадью 47,2 кв.м. по адресу: ..., для проживания в нем.

При этом решение ответчика, принятое в виде постановления от 03.10.2007г. № 366, как и зарегистрированное в установленном порядке право муниципальной собственности на спорную квартиру, ФИО1 не оспаривается.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Как указано в ст.4 Закона «О приватизации» (действующей на дату вынесения решения), не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

На основании изложенных положений законодательства суд приходит к выводу о том, что спорная квартира в установленном порядке была отнесена к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда МО «Усть-Пристанский район» и до настоящего времени данного статуса не утратила, в связи с чем бесплатной передаче в собственность граждан, проживающих в ней, в силу ст.4 Закона «О приватизации» не подлежит, поэтому администрацией Усть-Пристанского района в удовлетворении соответствующих заявлений ФИО1 от 02.10.2012г. и 18.10.2012г. было правомерно отказано.

Доводы истицы и её представителя о том, что спорное жилое помещение не является служебным, так как не было зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости, суд во внимание не принимает ввиду следующего.

Из имеющихся в деле и перечисленных в настоящем решении доказательств (в том числе реестров казны недвижимого имущества муниципальной собственности), следует, что собственником спорной квартиры является МО «Усть-Пристанский район Алтайского края», что не оспаривается ФИО1

Мнение истицы и её представителя об обязанности ответчика произвести в органе Росреестра регистрацию права муниципальной собственности в отношении спорной квартиры с указанием в ЕГРП на её статус как служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда судом во внимание не принимается, поскольку:

правило, указанное в абзаце 3 пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв.Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42), а именно, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения, - не является безусловной обязанностью органа управления муниципальным жилищным фондом, а носит уведомительный характер;

соблюдение требований по государственному учету жилищного фонда не является условием отнесения помещений к специализированному жилищному фонду, а является лишь последствием принятия соответствующего решения;

Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также вышеназванными Правилами государственная регистрация отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не предусмотрена;

отсутствие такой регистрации как специализированного (служебного) жилого помещения в отношении спорной квартиры не может повлечь за собой изменение её статуса служебного жилого помещения.

Неполное соответствие договора ... от 22.08.2008г. найма специализированного жилого помещения типовой форме договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42, в части отсутствия указания на свидетельство о государственной регистрации права, не является основанием для признания его недействительным, тем более, такого требования истцом не заявлено.

Ссылку ФИО1 на надзорное определение судьи Верховного суда РФ от 23.06.2006г. по делу № 35-В06-12 в обоснование заявленных требований суд считает несостоятельной, поскольку в соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вышеуказанное определение судьи Верховного Суда РФ вынесено по спору между другими лицами, является промежуточным решением и не относится к числу судебных актов, вынесенных по итогам рассмотрения дела по существу, в связи с чем преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.

Таким образом, основания для удовлетворения требований истицы о признании незаконным решения администрации Усть-Пристанского района от 08.10.2012г. № 1434 и от 29.10.2012г. № 1533 об отказе в приватизации квартиры по ..., возложении на администрацию Усть-Пристанского района обязанности передать вышеуказанное жилое помещение в собственность истицы, а также признать её право на приватизацию, судом не установлены, поскольку жилое помещение предоставлено ФИО1 на период работы по договору найма специализированного жилого помещения, порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду соблюден, а приведенные истицей основания не могут повлечь изменения договора найма служебного жилого помещения и его трансформирование в договор социального найма.

К тому же несвоевременность регистрации права муниципальной собственности на спорную квартиру исполнительным органом местного самоуправления вызвана объективными причинами – дефицитом местного бюджета и невозможностью финансирования соответствующих расходов из иных источников согласно представленных документов (бюджетные заявки, выписки из решений ... районного Совета депутатов «О районном бюджете» за 2007-2012гг., письма председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, справка председателя комитета по управлению муниципальным имуществом № 2 от 01.01.2013г. и др.), что свидетельствует об отсутствии недобросовестности в бездействии ответчика.

При таких обстоятельствах требования истицы отклоняются в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Пристанский районный суд.

Судья С.В.Соловаров

Мотивированное решение изготовлено 19.01.2013г.