ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-365/17 от 05.10.2017 Боханского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Бохан 5 октября 2017 года

Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Урбаевой Т.А., при секретаре Фетисовой И.А., с участием истца Федоровой Е.Т., представителя ответчика главы администрации МО <данные изъяты> Чикулевой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-365/2017 по иску Федоровой Е.Т., Павловой М.С. к администрации МО <данные изъяты> о возложении обязанности предоставить в собственность вне очереди взамен признанного ветхим равноценное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 34,9 кв.м.,

установил :

Федорова Е.Т., Павлова М.С. обратились в суд с иском к администрации МО <данные изъяты> о возложении обязанности предоставить в собственность вне очереди взамен признанного ветхим равноценное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 34,9 кв.м, в обоснование которого указали, что истцы являются малоимущими. Жилое помещение, в котором проживают истцы по адресу: <адрес>, принадлежит последним на праве собственности (по <данные изъяты> доле). ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии было принято заключение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, жилое помещение признано ветхим. Истцы стоят в очереди на получение жилья под . Проживать в данном жилом помещении невозможно, ответчик не предоставляет истцу временное жилое помещение взамен ветхого.

В судебном заседании истец Федорова Е.Т. исковые требования поддержала, по основаниям указанным в иске.

Истец Павлова М.С. просила рассмотреть дело без её участия.

Ответчик представитель администрации МО <данные изъяты> Чикулева Т.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что истцы имеют в собственности жилое помещение, в связи с чем получение ими жилья в собственность возможно только при продлении государственной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в <данные изъяты>».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, как в их совокупности, так и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Судом установлено, что истцы Федорова Е.Т., Павлова М.С. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, вид собственности общая долевая, доля в праве по 1/2 у каждой.

На основании ст.30 ЖК РФ истцы как собственники жилого дома обязаны поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии.

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ., заключения межведомственной комиссии <данные изъяты> помещение по адресу: <адрес> признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению с физическим износом 65%, дом признан ветхим.

Согласно части 1 статьи 49 ЖК РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма. Малоимущим гражданам, нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке. При этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно справке МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Федорова Е.Т. состоит на учете на улучшение жилищных условий в общей очереди под .

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ занимаемое истцами жилое помещение включено в реестр ветхого жилого фонда за номером 49.

Истцами не представлено доказательств признания их малоимущими гражданами. Справки Министерства социального развития, опеки и попечительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что истцы являются малоимущими, суд находит не относимыми доказательствами, поскольку решение о признании гражданина малоимущим принимается органом местного самоуправления. Согласно пояснениям истца Федоровой Е.Т., данные справки Управлением социальной защиты населения им были выданы для предоставления их в учебное заведение Павловой М.С.

В соответствии со ст.57 ч. 2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Представленное суду истцами заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения истцов не соответствующим предъявляемым к жилому помещению требованиям при отсутствии решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания и распоряжения с указанием о дальнейшем использовании данного помещения или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, как того требует Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, не может случить основанием для предоставления истцам жилья вне очереди.

Таким образом, право истцов быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания их малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Кроме того истцы имеют право на получение вне очереди жилого помещения только по договору социального найма, но не в собственность, поскольку Жилищный кодекс РФ не предусматривает предоставления гражданам жилых помещений в собственность, о чем настаивали истцы.

При таких обстоятельствах, поскольку сам по себе факт признания жилого помещения ветхим не является основанием для предоставления истцам жилого помещения вне очереди, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Федоровой Е.Т., Павловой М.С. к администрации МО <данные изъяты> о возложении обязанности предоставить в собственность вне очереди взамен признанного ветхим равноценное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 34,9 кв.м, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.А.Урбаева