Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Хашагульгова Х.Ю.,
при секретаре Харсиеве И.Ю.,
с участием помощника прокурора <адрес>Баркинхоева М.Б.,
истца ФИО1 и его представителя ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в Управление Федеральной службы судебных приставов по РИ на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов <адрес> отдела судебных приставов на период отпуска ФИО4
В конце июня от своих коллег ему стало известно о своем освобождении от замещаемой должности и увольнении в связи с истечением срока действия срочного контракта.
Полагая увольнение незаконным ввиду не уведомления его о предстоящем увольнении, истец, с учетом уточнения исковых требований, просит суд восстановить его на работе, взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по РИ в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе и компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали требования, изложенные в заявлении, и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО3 просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
В силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством, что отражено в обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что приказом УФССП России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ№-к истец ФИО1 принят на федеральную государственную гражданскую службу с назначением на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов <адрес> отдела судебных приставов с ДД.ММ.ГГГГ на период нахождения в отпуске без сохранения денежного содержания ФИО4.
В тот же день представителем нанимателя с ФИО1 заключен служебный контракт №, в пункте 13 которого закреплено условие о срочном характере служебных правоотношений. Так, из данного пункта усматривается, что действие контракта определено периодом нахождения основного сотрудника ФИО4, на временное замещение должности которого принимается ФИО1, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок заключения служебного контракта на определенный срок регламентирован специальным нормативным актом - Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 2 части 4 этой же статьи определено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
Таким образом, условием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с гражданской службы в предусмотренном частью 3 статьи 35 названного Федерального закона случае является выход на службу гражданского служащего, на период замещения которого заключен срочный служебный контракт.
Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях.
При этом истечение срока действия срочного служебного контракта, в том числе в случае выхода на службу отсутствовавшего государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с названным Федеральным законом сохраняется должность государственной гражданской службы (часть 3 статьи 35 указанного Федерального закона), является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.
Изложенные обстоятельства дела во взаимосвязи с вышеприведенной нормативной базой свидетельствуют о том, что срок действия срочного служебного контракта ФИО1 ограничен сроком нахождения ФИО4 в отпуске без сохранения денежного содержания и обусловлен непосредственным фактом выхода ФИО4 из такового.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4 суду показал, что он был в отпуске без сохранения денежного содержания, в октябре немного поработав очередной раз, ушел в отпуск и в последующем, не выходя из отпуска, ДД.ММ.ГГГГ уволился по собственному желанию.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГФИО4 реализовано свое право на выход из отпуска с подачей в тот же день заявления об увольнении по собственному желанию, послужившее основанием для издания в отношении него приказа от ДД.ММ.ГГГГ за №-к об увольнении и освобождении его от занимаемой им должности. Данное обстоятельство являлось безусловным основанием для расторжения срочного служебного контракта, заключенного с ФИО1 по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, однако представителем нанимателя вопрос, связанный с принятием мер к расторжению служебного контракта и прекращением прохождения ФИО1 государственной гражданской службы с временно замещаемой им должности, не разрешен. Напротив, в рамках дела суд находит подтверждение беспрепятственного продолжения истцом исполнения своих служебных обязанностей после истечения срока действия контракта в период с 16 октября по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и выплату ему заработной платы.
Более того представитель нанимателя, не прекращая служебные отношения с ФИО1, оформленные в виде заключения срочного служебного контракта от 11.10.2017г., приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ на должность ранее замещаемой ФИО4 принята и назначена ФИО5, которой с 17 октября до ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания.
Следовательно, при увольнении ФИО1, дата ДД.ММ.ГГГГ, до которой ФИО5 предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания, представителем нанимателя необоснованно поставлена в зависимость со срочным контрактом, заключенным с ФИО1, что усматривается из приказа от ДД.ММ.ГГГГ за №-к об увольнении истца с замещаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока его действия.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6, являющаяся начальником отдела кадров УФССП РФ по РИ, суду показала, что истца уволили в связи с истечением срока действия контракта, а приняли на период нахождения ФИО4 в отпуске без сохранения денежного содержания с 11 октября по ДД.ММ.ГГГГ. Они должны были отозвать ФИО4 и уволить его, соответственно расторгнув и контракт с истцом. Уведомление о предстоящем увольнении было направлено по почте, простым письмом.
С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что ответчик при наличии законных обстоятельств расторжения служебного контракта с истцом, но не изъявивший желания прекращать с ним служебные отношения, обязан был перезаключить контракт, расторгнув имеющийся и заключив новый. Однако, сложившаяся ситуация, приводит суд к выводу о том, что по правилам части 4 статьи 58 Трудового кодекса РФ, у истца изменился характер трудовых отношений с ответчиком, т.к. не расторгнутый и продолжающий действие срочный трудовой договор стал считаться договором, заключенным на неопределенный срок, то есть срочный служебный контракт трансформировался в бессрочный.
Вместе с тем, истечение срока действия срочного служебного контракта, заключенного в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является одним из оснований его прекращения, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы (пункт 2 части 1 статьи 33 данного Федерального закона), о чем государственный гражданский служащий должен быть заранее предупрежден в письменной форме.
В силу части 1 статьи 35 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Однако представителем нанимателя не соблюдено указанное требование Федерального закона. Суду не представлено доказательств направления соответствующего уведомления истцу.
Представленный суду акт № от 29.12.2017г., согласно которому ФИО1 в телефонном режиме по личному мобильному номеру 29.12.2017г. в 09.54 был ознакомлен с приказом об его увольнении от 25.12.2017г. №-к, а также был вызван для письменного ознакомления и получения трудовой книжки, не может быть признан в качестве доказательства, подтверждающего уведомление истца.
Кроме того данное обстоятельство подтверждается показаниями ФИО1 данными в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности увольнения ФИО1 и необходимости восстановления его в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов <адрес> отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>. В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Проверив произведенный истцом расчет заработной платы за время вынужденного прогула, суд находит его математически верным, основанным на законе.
Истец уволен с работы с ДД.ММ.ГГГГ, период его вынужденного прогула составил 423 дня.
Исходя из представленной справки о заработной плате истца, его среднемесячная заработная плата составляет 20906,78 руб., соответственно дневной заработок составляет 713,54 руб.
Таким образом, средний размер заработной платы истца за время вынужденного прогула составляет 713,54 * 423,2 = 301970,12 руб.
Между тем, согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии со ст. 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изменениями и дополнениями) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В ходе судебного заседания истцом не представлено достаточных доказательств причинения ФИО1 действиями ответчика физических и нравственных страданий в связи, с чем требования в указанной части суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Восстановить ФИО1 в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов <адрес> отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в размере 301970(триста одна тысяча девятьсот семьдесят) руб. 12 коп.
В остальной части иска отказать.
Решение в части восстановления ФИО1 на работе в ранее замещаемой должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов <адрес> отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме будет принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Х.Ю.Хашагульгова