Дело № 2-365/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 года г. Тамбов
Советский районный суд города Тамбова в составе:
судьи Елоховой М.В.
при секретаре Трункиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова Тамбовской области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами, в обоснование требований указав, что на основании протокола о результатах проведения открытого аукциона по извещению от между Комитетом и ответчиком заключен договор аренды земельного участка площадью кв.м., с кадастровым номером под строительство индивидуального жилого дома по сроком на 20 лет с по . В соответствии с условиями договора аренды (п. 3.1) размер ежегодной арендной платы составляет руб., оплата за первый год по договору аренды земельного участка производится в десятидневный срок со дня подписания договора аренды земельного участка единовременным платежом, и далее ежегодно в г.г. не позднее срока, определенного договором аренды земельного участка.
Расчет арендной платы определен в приложении к договору, который является неотъемлемой частью договора, поэтому ФИО1 обязана производить платежи за земельный участок площадью - кв.м., в соответствии сустановленными периодами. Однако данное условие договора исполнялось ответчиком ненадлежащим образом, вследствие чего образовалась задолженность за период с 18.09.2019 по 19.11.2019 равная58866,34 руб., которую просили взыскать с ФИО1, а также в соответствии со ст. 395 ГК РФ взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2019 по 17.10.2019 в сумме 191,92 руб. (исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды). Судебные расходы по уплате государственной пошлины возложить на ответчика.
В судебном заседании представитель Комитета иск поддержал по тем же основаниям и в том же объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представитель ответчик иск не признал.
Полагает, что индивидуальный жилой дом по был построен ФИО1 до , что подтверждает технический план здания от .
В тот же день ФИО1 обратилась в комитет градостроительства администрации города Тамбова Тамбовской области с уведомлением об окончании строительства.
комитетом градостроительства администрации города Тамбова Тамбовской области ФИО1 выдано уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от .
В тот же день ФИО1 обратилась к главе города Тамбова Тамбовской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендуемого по договору аренды земельного участка с расположенном на нём индивидуальным жилым домом, принадлежащем заявителю.
ФИО1 самостоятельно обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Тамбовской области с заявлением о постановке построенного жилого дома на кадастровый учёт и регистрации прав на него в установленном законом порядке, поскольку у представителя комитета градостроительства администрации города Тамбова Тамбовской области доверенность на подачу таких документов отсутствовала (была подписана бывшим главой города Тамбова, полномочия которого окончились).
Доверенность на представление интересов администрации города Тамбова Тамбовской области по вопросу государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав была приложена к заявлению о регистрации прав на возведённый индивидуальный жилой дом позднее по мере её изготовления.
ФИО1 получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от , поскольку представленная с заявлением доверенность, уполномачивающая председателя комитета градостроительства администрации города Тамбова Тамбовской области действовать от имени администрации города Тамбова не содержала полномочий по вопросу государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права. Кроме того, указанная доверенность была оформлена не на бланке администрации города Тамбова, из чего следовало, что председатель комитета градостроительства администрации города Тамбова Тамбовской области не являлся лицом, уполномоченным на представление заявления о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права.
Указанные обстоятельства послужили основанием неполучения в установленный законом срок выписки и ЕГРП на возведённый жилой дом, которую требовала администрация города Тамбова Тамбовской области в лице комитета земельных ресурсов и землепользования для предоставления в собственность за плату арендуемого земельного участка.
В тоже время администрация города Тамбова Тамбовской области в лице комитета земельных ресурсов и землепользования начисляла арендную плату по договору аренды земельного участка от .
По получению выписки из ЕГРП на возведённый жилой дом от ФИО1 вновь обратилась в администрацию города Тамбова с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка.
Вместо удовлетворения заявления, ФИО1 получено письмо комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова от из которого следует, что согласно выписке из ЕГРП об объекте недвижимости от на испрашиваемый земельный участок, который всё ещё находится в аренде у ФИО1, содержатся сведения о наличии возражений в отношении зарегистрированного права.
Указанное обстоятельство не позволяет администрации города Тамбова Тамбовской области принять решение о предоставлении ФИО1 за плату запрашиваемого земельного участка под индивидуальным жилым домом.
Вместо того, чтобы удовлетворить заявление ФИО1 и обратиться в регистрирующий орган для устранения препятствий, являясь собственником земельного участка, в письме ФИО1 рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по Тамбовской области для урегулирования имеющихся возражений в отношении зарегистрированного права на запрашиваемый земельный участок и при устранении причин, препятствующих в предоставлении запрашиваемого земельного участка под жилым домом, повторно обратиться в комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова с заявлением о предоставлении земельного участка, уплачивая при этом аренду за земельный участок всё это время.
Указывает, что выписка из ЕГРН о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества согласно пп. «г» п. 2.8 Административного регламента не входит в обязательный перечень прилагаемых документов при подаче заявления и предоставляется заявителем по собственной инициативе.
Поскольку администрация города Тамбова Тамбовской области в лице комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова своим бездействием и действиями в нарушение административного регламента препятствовала заключению договора купли-продажи земельного участка в установленный законом срок, требовала от ФИО1 необязательных документов (выписка из ЕГРП), не обращалась в Росреестр с межведомственным запросом о получении дополнительных сведений, то начисление арендной платы за пределами срока рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении в собственность за плату запрашиваемого земельного участка, незаконно и нарушает право ФИО1, незаконно возлагает на неё обязанность по уплате арендной платы и пени за период, за пределами рассмотрения заявления ФИО1, то есть после .
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитета градостроительства администрации г. Тамбова Тамбовской области поддержал заявленный иск.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что на основании протокола о результатах проведения открытого аукциона по извещению от между Комитетом и ответчиком заключен договор аренды земельного участка площадью кв.м., с кадастровым номером под строительство индивидуального жилого дома (вид разрешенного использования - усадебные и блокированные жилые дома с приквартирными земельными участками) (для индивидуального жилищного строительства), по сроком на 20 лет с по . Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке31.
В соответствии с п. 3.1. договора аренды земельного участка от размер ежегодной арендной платы составляет 341051 руб., оплата за первый год по договору аренды земельного участка производится в десятидневный срок со дня подписания договора аренды земельного участка единовременным платежом, и далее ежегодно в г.г. не позднее срока, определенного договором аренды земельного участка.
Согласно п. 3.4 договора аренды земельного участка от расчет арендной платы определен в приложении к договору, который является неотъемлемой частью договора, ФИО1 обязана производить платежи заземельный участок площадью - кв.м., в соответствии сустановленными периодами. Однако данное условие договора исполнялось ответчиком ненадлежащим образом, вследствие чего образовалась задолженность.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжается соответствующими участками орган местного самоуправления.
Согласно выписке из ЕГРП от за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом площадью кв.м с кадастровым номером по . Если бы ФИО1 платила арендную плату, то в бюджет городского округа - город Тамбов поступили бы плановые назначения за период с 18.09.2019 по 19.11.2019 равные 58866,34 руб.
Возражая против удовлетворения иска о взыскании арендной платы за период с 12 октября 2019 г. по 19 ноября 2019 г., то есть после истечения 10 дней с моменты подачи ФИО1 заявления о предоставлении земельного участка за плату (), представитель ответчика ссылается на нарушение со стороны Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова Административного регламента предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения», поясняя, что выписка из ЕГРН о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества согласно пп. «г» п. 2.8 Административного регламента не входит в обязательный перечень прилагаемых документов при подаче заявления и предоставляется заявителем по собственной инициативе.
Однако согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В силу статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Администрацией города Тамбова было принято постановление от 2 марта 2015 г. № 1969 «Об утверждении Административного регламента предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения».
В соответствии с пунктом 2.4 данного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется, в том числе, на основании Земельного кодекса Российской Федерации.
Действительно, пункт 2.8 (пп. «г») Административного регламента содержит перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении организаций, принимающих участие в предоставлении муниципальной услуги, и которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе: это выписка из ЕГРН о правах на приобретаемый земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.
Вместе с тем, по смыслу вышеизложенных норм предоставление, находящихся в муниципальной собственности земельных участков гражданам в собственность за плату в городе Тамбове относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и осуществляется исключительно в рамках предоставления муниципальных услуг, а в силу п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Таким образом, оснований заключить договор купли-продажи земельного участка при отсутствии сведений, подтверждающих право истца на жилой дом у истца не имелось.
В целом возражения ответчика сводятся к обжалованию действий должностных лиц Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области и Комитета градостроительства администрации г. Тамбова Тамбовской области по предоставлению муниципальной услуги, который ответчик мог реализовать путем защиты своих прав в рамках административного судопроизводства.
Вместе с тем, получив претензионное письмо истца об оплате арендной платы, своих возражений относительно ее размера ответчиком высказано не было.
Вместе с тем, ответчиком не оспаривалось, что на момент подачи заявления о передаче в собственности земельного участка путем заключения договора купли-продажи, выписка из ЕГРН о зарегистрированном праве предоставлена не была.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Комитет вправе требовать взыскания арендной платы за период с (согласно Приложению № 1 к договору аренды) и до момента предоставления выписки из ЕГРН - включительно. Расчет суммы арендных платежей, представленный истцом является арифметически верным и стороной ответчика не оспорен.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ на сумму денежного обязательства за период пользования денежными средствами подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами. Проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2019 по 17.10.2019составляют 191,92 руб. (исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды), которые также подлежат взысканию, поскольку своевременно в бюджет не поступили денежные средства подлежащие выплате в счет арендной платы.
В соответствии с Положением о комитете земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова, утвержденным Решением Тамбовской городской Думы от 27.06.2007 № 402, комитет осуществляет защиту интересов муниципального образования по вопросам земельных отношений и землеустройству, а также вправе обращаться в суды с исками от имени муниципального образования в защиту имущественных интересов муниципального образования.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (пп. 19 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N23-Ф3).
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, исходя из суммы удовлетворенных судом исковых требований в размере 1971,75 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (г.р., уроженки ) в пользу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области задолженность по договору аренды земельного участка от в размере 58866 руб. 34 коп. за период с 18 сентября 2019 г. по 19 ноября 2019 г., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01 октября 2019 г. по 17 октября 2019 г. в размере 191 руб. 92 коп.
Взыскать с ФИО1 (г.р., уроженки ) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1971,75 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Советский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: М.В. Елохова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 июня 2020 г.
Судья: М.В. Елохова