ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-365/2013 от 23.10.2013 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

23 октября 2013 года.

Станица Егорлыкская Ростовской области.

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Степанцовой В.В.,

с участием:

помощника прокурора Егорлыкского района Лядовой К.В.,

представителя УСЗН Администрации Егорлыкского района ФИО2,

при секретаре Солодовник А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области в интересах ФИО3 к управлению социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района Ростовской области о признании действий по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника незаконным, обязании произвести перерасчет размера указанных льгот с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение, без учета доли занимаемой ФИО3 общей площади жилого помещения; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда и социального развития Ростовской области,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский районный суд обратился прокурор Егорлыкского района в интересах учителя МБОУ <данные изъяты> ФИО3 с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района (далее по тексту УСЗН) о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на долю ФИО3 в занимаемом ею жилом помещении, обязании произвести перерасчет размера данных выплат ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, ссылаясь на то, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем в УСЗН компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг. Вместе с тем, компенсация ФИО3 рассчитывается УСЗН и выплачивается исходя из доли в общей площади жилого помещения, приходящейся только на ФИО3, что является нарушением требований ст. 55 ФЗ РФ «Об образовании», который предусматривает 100% компенсацию вне зависимости от состава членов семьи педагога, проживающего с ним в жилом помещении.

В судебном заседании прокурор Лядова К.В. заявленные требования уточнила, просила суд признать незаконными действия УСЗН Администрации Егорлыкского района по расчету и выплате учителю МБОУ <данные изъяты> ФИО3 компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на ее долю, в занимаемом ею жилом помещении; обязать УСЗН Администрации Егорлыкского района произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера выплат учителю МБОУ <данные изъяты> ФИО3 компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение по <адрес>, вместо ранее производимого расчета компенсации, приходящейся только на долю ФИО3 в данном жилом помещении.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО3, которая о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в заявлении просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель УСЗН Администрации Егорлыкского района ФИО2 иск не признала, пояснив, что члены семьи ФИО3 (<данные изъяты>) к категории граждан, пользующихся наравне с ФИО3 льготами по оплате жилья и услуг ЖКХ как педагогические работники не относятся, в связи с чем льготы должны предоставляться ФИО3, исходя из доли общей площади жилого помещения, приходящейся на саму ФИО3.Однако, член семьи ФИО3 – <данные изъяты>ФИО1 также пользуется льготами по оплате услуг ЖКХ <данные изъяты>; в случае удовлетворения исковых требований прокурора это будет учтено при осуществлении перерасчета компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг ФИО3.

Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не прибыл, хотя о слушании дела были извещены. В возражениях просили иск прокурора оставить без удовлетворения, сославшись на доводы, которые по своей сути и содержанию аналогичны позиции представителя УСЗН.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из паспортов <данные изъяты>, справки МБОУ <данные изъяты>, справки Администрации Роговского сельского поселения, квитанций об оплате за потребленные газ, электричество, справки о выплате компенсации, карточки учета, протокола расчета льгот ЖКХ, заявления ФИО3 о нарушении ее прав, заявления ФИО3 о предоставлении адресной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ г., свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом (л.д. 5-14, 68-84), с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО3 работает учителем МБОУ <данные изъяты> и проживает в жилом доме по <адрес> вместе <данные изъяты>. Общая площадь данного жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м..

Распоряжением УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена денежная компенсация по оплате за жилье и коммунальные услуги исходя из площади, приходящейся на нее: <данные изъяты> кв.м. / <данные изъяты> = <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. N 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей до 29.12.2010г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из содержания указанной нормы Закона РФ, педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом указанные положения Федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размером занимаемой жилой площади и нормативами потребления коммунальных услуг.Федеральным законом от 29.12.2010г. N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение не ограничивает.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ФЗ от 29.12.2010г. N 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992г. N 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Из указанных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, при этом они не наделены полномочиями снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

В силу статей 1 и 2 Областного закона № 274-ЗС от 17.01.2005г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Фактически региональный законодатель увеличил объем льгот для сельских педработников, включив в состав компенсации не только оплату за жилье, отопление и освещение, но и оплату за иные коммунальные услуги. То есть из смыслового и буквального толкования содержания данной нормы материального права следует, что размер возмещаемых затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг зависит только от регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ на один квадратный метр жилого помещения, но не зависит от размера самого жилого помещения (жилья).

Из анализа указанных правовых норм в сфере правового регулирования компенсации расходов по оплате услуг ЖКХ следует, что ФИО3 имеет право на 100-процентную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения, в котором она проживает, вне зависимости от количественного состава членов ее семьи, проживающих с нею в данном помещении.

УСЗН же производит выплату ФИО3 денежной компенсации услуг ЖКХ исходя из доли, приходящейся на ФИО3 жилплощади, что не основано на вышеуказанных правовых нормах.

При таких обстоятельствах требования прокурора, предъявившего иск в интересах ФИО3, нашли свое подтверждение в судебном заседании и подлежат полному удовлетворению по изложенным выше правовым основаниям.

Доводы УСЗН и Министерства труда и социального развития Ростовской области суд отвергает, так как они основаны на неверном толковании вышеназванных правовых норм.

Учитывая то, что прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, то в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ УСЗН, как структурное подразделение органа местного самоуправления – Администрации Егорлыкского района подлежит освобождению от уплаты 200р. госпошлины в бюджет МО «Егорлыкский район».

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Егорлыкского района в интересах ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконными действия управления социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района по расчету и выплате учителю МБОУ <данные изъяты>ФИО3 компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на ее долю в занимаемом ею жилом помещении по <адрес>

Обязать управление социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера выплат учителю МБОУ <данные изъяты>ФИО3 компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение по <адрес> вместо ранее производимого расчета компенсации, приходящейся только на долю ФИО3 в данном жилом помещении.

Освободить управление социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района от уплаты двухсот рублей государственной пошлины в бюджет муниципального образования «Егорлыкский район».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 23.10.2013 г..

Судья: подпись

Копия верна: Судья: Секретарь: