ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-365/2014 от 02.10.2014 Целинного районного суда (Республика Калмыкия)

  Судья Джамбинов Е.В. дело № 2-365/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 с. Троицкое 02 октября 2014 года

 Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:

 председательствующего судьи Джамбинова Е.В.,

 при секретаре Азыдовой Л.Н.,

 с участием:

 помощника прокурора <адрес> Республики Калмыкия Бадушева А.М.

 и.о. начальника Отдела по управлению муниципальным имуществом

 и земельным отношениям <адрес>

 муниципального образования Республики Калмыкия Джакаева С.Б.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Республики Калмыкия в интересах Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия и возложении обязанности принять меры, направленные на взыскание задолженности по арендной плате,

УСТАНОВИЛ:

 <адрес> Республики Калмыкия обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.

 В ходе прокурорской проверки исполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства выявлены факты неэффективного управления и распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности, а также землями, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия. Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Отдел) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, основными задачами которого выступают обеспечение эффективного управления и распоряжения объектами муниципального имущества и земельных ресурсов, создание и обеспечение эффективного функционирования системы учета и контроля за использованием муниципального имущества и земельных ресурсов. Между тем, по утверждению прокурора, Отдел осуществляет ненадлежащий контроль за исполнением арендаторами договорных обязательств в части своевременного внесения арендной платы и не принимает необходимые меры по взысканию задолженности по договорам аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.

 Так, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в границах Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия. Положениями договора предусмотрено, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально, между тем, на данный момент у арендатора имеется задолженность по арендной плате за 2013 год и 1 полугодие 2014 года в размере <данные изъяты>. Прокурор считает, что бездействие Отдела, выразившееся в непринятии мер, направленных на взыскание задолженности по арендной плате, не отвечает интересам муниципального образования, влечет неисполнение бюджета по доходам и невозможность в полной мере финансировать расходные обязательства муниципального образования.

 Ссылаясь на ст.ст. 65, 72 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 309, 617.1 ГК РФ, ст.ст. 15, 55 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор просит суд признать бездействие Отдела незаконным и обязать Отдел принять меры, направленные на взыскание задолженности по арендной плате по договорам аренды земель сельскохозяйственного назначения.

 В судебном заседании прокурор Бадушев А.М. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

 Представитель Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия – и. о. начальника отдела Джакаев С.Б. не согласился с заявлением. Пояснил, что Отделом проводится определенная работа в этом направлении, но сослался на большую загруженность работников отдела. В то же время признал необходимость активизации работы по взысканию задолженности по арендной плате.

 Представитель администрации Бага-Чоносовского СМО РК, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

 В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя администрации Бага-Чоносовского СМО РК.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, муниципального образования.

 В силу ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

 Согласно ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

 В соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к собственным доходам местных бюджетов относятся: доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

 Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

 В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы местных бюджетов формируются, в том числе, за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

 В силу ст. 42 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся: доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.

 В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

 Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

 Из договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между администрацией Целинного РМО Республики Калмыкия (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО5 (арендатор) заключен договор, по которому арендодатель передает арендатору земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью №, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный в границах Бага-Чоносовского СМО, сроком на 10 лет. Согласно п. 3.3 договора внесение арендной платы осуществляется ежеквартально в размере 1/4 от годовой арендной платы.

 Согласно ст.ст. 65, 72 Земельного Кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Статьей 309 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

 Согласно информации Отдела по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая задолженность арендатора ФИО5 по договору аренды за 2013 г., 1, 2 кварталы 2014 г. составила №.

 По условиям договора аренды (п. 4.1.6) он может быть расторгнут досрочно по требованию Арендодателя при неоднократной (более 2 раз) задержке платежа, независимо от последующей ликвидации со стороны арендатора задолженности по платежам.

 Из п. 1.2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Целинного РМО следует, что комитет является отделом администрации Целинного РМО, осуществляющим полномочия по приватизации, управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе, земельными участками, в муниципальной собственности или в ведении.

 Согласно п. 2.2 Положения… основными задачами комитета, в том числе, являются: обеспечение эффективного управления и распоряжения объектами муниципального имущества и земельными участками, находящимися на территории <адрес> и за его пределами.

 Для этого в соответствии с п.п. 3.1.16, ДД.ММ.ГГГГ Положения… комитет организует и осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводит претензионно-исковую работу в случае неисполнения условий заключенных договоров аренды земельных участков.

 Согласно информации главы администрации Целинного РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ № доходы по аренде земельных участков делятся в соотношении 50/50 в бюджет Целинного РМО и в бюджет СМО, на территории которого находятся земельные участки согласно ст. 62 Бюджетного кодекса РФ.

 Несмотря на то, что арендатор ФИО5 арендную плату не вносил более 2 раз, Отделом не принимались меры по взысканию образовавшейся задолженности, равно как и не принимались меры, направленные на расторжение договора аренды.

 Доказательств обратного в судебное заседание не представлено.

 Учитывая, что арендная плата за земли, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, является доходным источником бюджета как Целинного РМО, так и Бага-Чоносовского СМО, бездействие Отдела в указанной сфере влечет неисполнение бюджетов по доходам и невозможность в полной мере финансировать расходные обязательства муниципальных образований по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ, что нарушает права Бага-Чоносовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.

 Таким образом, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Заявление прокурора <адрес> Республики Калмыкия удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер, направленных на взыскание задолженности по арендной плате по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО5

 Обязать Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия принять меры, направленные на взыскание задолженности по арендной плате по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО5

 Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Целинный районный суд Республики Калмыкия.

 Председательствующий судья подпись Е.В.Джамбинов

 Копия верна

 Судья

 Целинного районного суда

 Республики Калмыкия Е.В.Джамбинов