Дело № 2-365/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 августа 2015 года с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А.,
с участием заявителя ФИО1,
председателя территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района ФИО2,
заместителя прокурора Частинского района Пермского края Макаренкова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Паньковой Е.Г.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые
в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Частинского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, обязании Территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района зарегистрировать кандидата в депутаты Земского собрания Частинского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2,
установил:
Заявитель ФИО1 обратилась в суд с указанными требованиями по следующим основаниям. Решением Территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района (далее - ТИК) № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Земского собрания Частинского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 (далее - Решение).
Итоговым протоколом проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата -заявителя от ДД.ММ.ГГГГг. все 14 заявленных подписей признаны недействительными на том основании, что были нарушены требования о внесении сведений о кандидате. Так, в Решении указано, что в ходе проверки подписных листов, представленных Заявителем, указаны сведения о судимости: <данные изъяты>. При этом по сведениям ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю получена информация, что заявитель судима ДД.ММ.ГГГГ Частинским районным судом Пермской области по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. Судимость погашена <данные изъяты>.
На основании изложенных обстоятельств Территориальная избирательная комиссия пришла к выводу о том, что указанные заявителем сведения о судимости по <данные изъяты> УК РФ, являются недостоверными. На этом основании, в соответствии с подп. «з» п.6.4. ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ признаны недействительными все подписи избирателей в поддержку кандидата, имеющиеся в подписных листах.
Однако, в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГг. заявитель уведомила Территориальную избирательную комиссию, что сведения о судимости указаны ею на основании и в точном соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной по ее запросу Филиалом по Частинскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю. Указанная справка специально была запрошена для внесения правильных и достоверных сведений о судимости при подаче заявления о самовыдвижении в ТИК и оформлении подписных листов. В указанной справке содержаться сведения об осуждении заявителя по <данные изъяты> УК РФ. Именно эти сведения и были представлены заявителем.
Кроме того, в Решении Территориальная избирательная комиссия указывает, что заявитель допустила в подписных листах сокращение «УК РФ», что не является официальным сокращением и препятствует однозначному восприятию этих сведений избирателями.
Однако, аналогичным образом, сокращение «УК РФ» после номеров статей, по которым имелась судимость, также указано заявителем в соответствии с упомянутой выше справкой.
С изложенными основаниями отказа заявитель не согласна по следующим основаниям.
Приговор в отношении заявителя был вынесен по <данные изъяты> УК РФ. При рассмотрении дела судом кассационной инстанции действия заявителя были переквалифицированы на <данные изъяты> УК РФ. Таким образом, сведения о судимости были указаны заявителем в соответствии с официальным документом - справкой, и сведения, указанные заявителем, являются более полными. Заявитель не имела умысла сокрыть или представить сведения о судимости, не соответствующие действительности.
Сокращение наименования Уголовного кодекса Российской Федерации - «УК РФ», является общепринятым, указывается судами в приговорах. Так, в приговоре Частинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя указано о признании её виновной по «<данные изъяты> УК РФ». В определении судебной коллегии по уголовным делам Пермского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указано об изменении приговора в отношении заявителя «ее действия с <данные изъяты> УК РФ переквалифицировать на <данные изъяты> УК РФ».
Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 1 «О судебном приговоре» приговор должен быть составлен в ясных и понятных выражениях. Исходя из этого, в приговоре недопустимо употребление неточных формулировок, использование непринятых сокращений и слов, неприемлемых в официальных документах, а также загромождение приговора описанием обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. С учетом указанных норм, тем не менее, в приговорах суды всегда указывают сокращение «УК РФ». В указанном Постановлении Пленума ВС РФ в ст.ст. 11,12,14,15,16 указано после номеров статей уголовного закона сокращение «УК РФ».
Кроме того, в Решении ТИК указано, что заявителем не представлен документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутата в представительный орган муниципального образования», таким образом, не сдан на регистрацию первый финансовый отчет.
Однако, ДД.ММ.ГГГГг. заявителем вместе с подписными листами избирателей представлен первый финансовый отчет на 2-х листах, что подтверждается соответствующей распиской руководителя рабочей группы по приему и проверке избирательных документов. Первый финансовый отчет был представлен на 01-м листе (две страницы с обеих сторон листа) и Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» также на 01-м листе (две страницы с обеих сторон листа).
ДД.ММ.ГГГГг. при обращении заявителя в избирательную комиссию ей сообщили, что ею не представлен документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата». В этот же день - ДД.ММ.ГГГГг. в 10 час. 35 мин. заявителем указанный документ был представлен повторно, что подтверждается соответствующей распиской. Тем не менее, Решением Территориальной избирательной комиссией заявителю отказано в регистрации, в том числе, и на том основании, что им не представлен указанный документ.
С указанным основанием отказа заявитель также не согласна, поскольку территориальной избирательной комиссией не выполнены требования п.1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон 67-ФЗ), предусматривающие при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, известить об этом кандидата.
Также заявитель ссылается на п.4.6. Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6), которая регламентирует порядок незамедлительного извещения кандидатов о выявленных недостатках в части оформления документов, отсутствия документов.
В нарушение указанных норм заявитель не была извещена об отсутствии документа в срок не позднее, чем за три дня до дня заседания рабочей комиссии. Заседание было назначено на ДД.ММ.ГГГГ Устно заявитель была уведомлена об отсутствии документа ДД.ММ.ГГГГг. только потому, что сама пришла в комиссию для того, чтобы узнать все ли в порядке с документами.
По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Заявитель считает, что допущенное нарушение закона ставит заявителя в неравное положение с иными кандидатами и ущемляет её право быть избранной.
В суде заявитель ФИО1 настаивала на своих требованиях.
Представитель заинтересованного лица, председатель Территориальной избирательной комиссии ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, пояснила в суде, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ было принято в соответствии с действующим законодательством, законно и не подлежит отмене. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг» определен перечень уполномоченных органов по предоставлению государственных услуг.
Приказом МВД РФ от 7 ноября 2011 г. № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии ) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования утвержден административный регламент предоставления услуги.
В соответствии с частью 15 Административного регламента Государственную услугу предоставляет МВД России. Непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ.
Соответственно ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю не является уполномоченным органом по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости. Справка № от ДД.ММ.ГГГГ выданная филиалом по Частинскому району предоставленная ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю не может являться документом, подтверждающей наличие (отсутствие) судимости у заявителя.
В соответствии с информацией, полученной Территориальной избирательной комиссией ДД.ММ.ГГГГ из ИЦ ГУ МВД РОССИИ по Пермскому краю было установлено, что кандидат в депутаты Земского Собрания Частинского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 ФИО1 судима ДД.ММ.ГГГГ Частинским районным судом <адрес> по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. Судимость погашена ДД.ММ.ГГГГ г.
Допущенные кандидатом в подписных листах сокращение «УК РФ» не является официальным сокращением наименования нормативного акта Уголовного кодекса Российской Федерации, что препятствует однозначному восприятию этих сведений избирателями.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представила следующие документы для регистрации: Первый финансовый отчет в составе следующих документов: финансовый отчет на 1 листе, выписку из лицевого счета подтверждающую остаток средств фонда кандидата на дату сдачи первого финансового отчета на 3 листах; подписные листы с подписями избирателей на 1 листе и содержащие 14 (четырнадцать) подписей избирателей в поддержку своего выдвижения; протокол об итогах сбора подписей избирателей. Кандидату было выдано подтверждение получения указанных документов, назначены дата и время проведения проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 00 мин. рабочая группа по проверке подписных листов с подписями избирателей при территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района в присутствии кандидата ФИО1 приступила к проверке подписных листов, в ходе которой было установлено: в подписном листе с подписями избирателей; кандидат ФИО1 указала сведения о судимости: «судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ г., вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ - <данные изъяты> УК РФ - <данные изъяты>, погашена <данные изъяты>».
Комиссия пришла к выводу, что указание кандидатом ФИО1 сведения в подписном листе о судимости по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации - грабеж являются недостоверными. Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусмотрено, что если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.
Согласно Примечанию к Приложению 8 к Федеральному закону от 12.06.2014 № 67-ФЗ, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата.
Кроме того, допущенное кандидатом в подписных листах сокращение «УК РФ» не является официальным сокращением наименования нормативного акта Уголовного кодекса Российской Федерации, что препятствует однозначному восприятию этих сведений избирателями.
Согласно статьи 34 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой должно быть подтверждено определенным в законе количеством подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Сбор подписей в поддержку кандидата осуществляется в соответствии с правилами, установленными федеральными законами и Законом Пермского края путем заполнения подписных листов по форме, установленной Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» до принятия решения о регистрации гражданина в качестве кандидата в депутаты избирательная комиссия обязана провести проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
Подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ установлены основания для признания недействительными подписей избирателей. Согласно указанным нормам права недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона, пунктом «и» части 11 статьи 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» признаются недействительными.
Рабочей группой по проверке подписных листов составлен итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО1
- количество подписей, необходимых для регистрации - 10,
- количество представленных подписей - 14
- количество проверенных подписей - 14
- количество недостоверных (недействительных) подписей - 14.
- количество достоверных подписей - 0.
Итоговый протокол направлен в комиссию для принятия решения об отказе в регистрации кандидата ФИО1
Согласно статьи 58 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидата, избирательного объединения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов в Частинском муниципальном районе учета, утвержденной решением территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района от 27.06.2015 № 08/07-3, первый и итоговый финансовые отчеты представляются по форме, приведенной в приложениях 4, 4а, к Инструкции, с приложением сведений согласно разделам финансового отчета, приведенным в приложениях 1, 1а, к настоящей Инструкции.
Кандидатом ФИО1 за 45 дней до дня голосования не представлен следующий документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования», таким образом, кандидатом ФИО1 не сдан на регистрацию первый финансовый отчет.
Ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона возложена на кандидата.
Руководствуясь подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктом «в», «ж» пункта 4 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», территориальная избирательная комиссия в 17 часов 10 минут ДД.ММ.ГГГГ решила отказать в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Частинского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2 ФИО1 <данные изъяты>.
Выслушав стороны, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, исследовав представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии является законным, оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется.
Судом установлено следующее.
Решением № 542 от 24.06.2015 года Земского собрания Частинского муниципального района выборы депутатов Земского Собрания Частинского муниципального района шестого созыва были назначены на 13 сентября 2015 года ( л.д. 34).
Решением территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района от 27.06.2015 года № 08/01-3 полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов № 1, № 2, №3, №4, № 5, № 6 при подготовке и проведении выборов депутатов Земского Собрания Частинского муниципального района шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Частинского муниципального района ( л.д. 55).
Согласно заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дала согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Земского Собрания Частинского муниципального района в порядке самовыдвижения, в заявлении также указаны сведения о судимостях: «судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ<данные изъяты>, <данные изъяты> УК РФ-<данные изъяты>, погашена ДД.ММ.ГГГГ г.» ( л.д. 91).
Согласно подтверждению о получении документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу № 2 на выборах депутатов Земского Собрания Частинского муниципального района шестого созыва территориальной избирательной комиссией Частинского муниципального района принято от ФИО1 в 14 часов 17 минут ДД.ММ.ГГГГ : копия паспорта на 9 листах, заявление кандидата о согласии баллотироваться на 1 листе в 1 экземпляре, копии документов, подтверждающих сведения о профессиональном образовании на 1 листе в 1 экземпляре, копия трудовой книжки на 1 листе в 1 экземпляре ( л.д. 90)
Согласно подтверждениям о получении документов для регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Частинского муниципального района территориальной избирательная комиссия Частинского муниципального района приняла от ФИО1 в 9 часов 10 минут и 10 часов 55 минут ДД.ММ.ГГГГ: Первый финансовый отчет в составе следующих документов: финансовый отчет на 1 листе, выписку из лицевого счета подтверждающую остаток средств фонда кандидата на дату сдачи первого финансового отчета на 3 листах; подписные листы с подписями избирателей на 1 листе и содержащие 14 (четырнадцать) подписей избирателей в поддержку своего выдвижения; Протокол об итогах сбора подписей избирателей ( л.д. 79,80,81,82,83,8485,86,87).
Кандидату было выдано извещение о назначении даты и времени проведения проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ на 17 часов ( л.д. 89).
Согласно итоговому протоколу от ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 00 мин. рабочая группа по проверке подписных листов с подписями избирателей при территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района в присутствии кандидата ФИО1 провела проверку подписных листов, в ходе которой было установлено: общее количество недостоверных и(или) недействительных подписей 14, что составило 100% от общего количества подписей, отобранных для проверки ( л.д.71).
Согласно ведомости проверки подписных листов кандидата ФИО1 установлено нарушение под кодом «4» - нарушение требования о внесении сведений о кандидате.
Из протокола заседания Территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что рабочая группа по проверке подписных листов с подписями избирателей установила в подписном листе с подписями избирателей, что кандидат ФИО1 указала сведения о судимости: «судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ г., вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ <данные изъяты>, <данные изъяты> УК РФ <данные изъяты>, погашена ДД.ММ.ГГГГ.»( л.д. 46-54).
Решением территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, подавшей заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Земского Собрания Частинского муниципального района в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом ( л.д. 9-12).
Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусмотрено, что если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.
Согласно Примечанию к Приложению 8 к Федеральному закону от 12.06.2014 № 67-ФЗ, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата.
Согласно статьи 34 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой должно быть подтверждено определенным в законе количеством подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Сбор подписей в поддержку кандидата осуществляется в соответствии с правилами, установленными федеральными законами и Законом Пермского края путем заполнения подписных листов по форме, установленной Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» до принятия решения о регистрации гражданина в качестве кандидата в депутаты избирательная комиссия обязана провести проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
Подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ установлены основания для признания недействительными подписей избирателей.
Согласно указанным нормам права недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Как видно из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ из ИЦ ГУ МВД РОССИИ по Пермскому краю было установлено, что кандидат в депутаты Земского Собрания Частинского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 ФИО1 судима ДД.ММ.ГГГГ Частинским районным судом Пермской области по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. Судимость погашена ДД.ММ.ГГГГ Сведений об осуждении ФИО1 по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации не имеется ( л.д.76).
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона, пунктом «и» части 11 статьи 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» признаются недействительными.
Кроме того, допущенное кандидатом в подписных листах сокращение «УК РФ» не является официальным сокращением наименования нормативного акта Уголовного кодекса Российской Федерации, что препятствует однозначному восприятию этих сведений избирателями.
На основании вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу, что Территориальная избирательная комиссия Частинского муниципального района пришла к верному выводу о том, что в представленных ФИО1 подписных листах указаны сведения о его судимости не соответствующие сведениям из ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю, в частности, излишне указана <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, а также допущено кандидатом в подписных листах сокращение «УК РФ», что не является официальным сокращением наименования нормативного акта Уголовного кодекса Российской Федерации, что препятствует однозначному восприятию этих сведений избирателями.
Комиссия правильно расценила указанные обстоятельства как нарушение формы подписного листа, влекущее в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом ФИО1 подписных листах. Решение Территориальной избирательной комиссия Частинского муниципального района в этой части следует признать законным.
Наличие в материалах дела копии приговора Частинского районного суда отДД.ММ.ГГГГ и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Пермского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают сведения из информационного центра ГУ МВД России по Пермскому краю об осуждении ФИО1 по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации.
Нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны либо указаны неверно. Кроме того, выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушило бы принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов.
Суд руководствуется в данном случае правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года, и согласно которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Доводы истца о том, что сокращение наименования Уголовного кодекса Российской Федерации - «УК РФ», является общепринятым, указывается судами в приговорах, поэтому должно быть допустимо при указании сведении о кандидате основан на неверном толковании избирательного законодательства.
Довод истца о том, что сведения о судимости в подписном листе указаны ею на основании и в точном соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной по ее запросу Филиалом по Частинскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, также не опровергает выводов избирательной комиссии, поскольку сведения о судимостях заявителя проверены и получены от уполномоченного по предоставлению государственных услуг, в соответствии с частью 15 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии ) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» утвержденного Приказом МВД РФ от 7 ноября 2011 г. № 1121.
Кроме этого из подтверждения получения документов для регистрации кандидата в депутаты ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что от ФИО1 в 10 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ приняты территориальной избирательной комиссией сведения об изменениях в сведения о кандидате, ранее представленных в территориальную избирательную комиссию на 1 листе в 1 экземпляре, учет средств поступления и расходования средств избирательного фонда ( л.д. 68).
Согласно статьи 58 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидата, избирательного объединения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов в Частинском муниципальном районе учета, утвержденной решением территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района от 27.06.2015 № 08/07-3, первый и итоговый финансовые отчеты представляются по форме, приведенной в приложениях 4, 4а, к Инструкции, с приложением сведений согласно разделам финансового отчета, приведенным в приложениях 1, 1а, к настоящей Инструкции.
Решением комиссии сделан вывод о том, что кандидатом ФИО1 не представлен следующий документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования», таким образом, кандидатом ФИО1 не сдан на регистрацию первый финансовый отчет.
Вывод комиссии основан на законе.
Ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона возложена на кандидата.
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона Пермского края N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования представляет в окружную избирательную комиссию документы для регистрации, в том числе первый финансовый отчет кандидата.
В соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", п. "в" ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации.
Как видно из представленных документов, объяснений заявителя приложение № 1 к инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидата о поступлении денежных средств в избирательные фонды и расходования этих средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Земского Собрания Частинского муниципального района» в виде документа «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования» поступил в территориальную избирательную комиссию позднее чем за 45 дней до дня голосования, ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку день голосования 13.09.2015 года, то следует считать последним днем сдачи документов для регистрации кандидата - 29.07.2015 г.
Указанный документ является составной частью финансового отчета кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Частинского муниципального района выдала заявителю подтверждение, что получила от него финансовый отчет на 1 листе, выписку из лицевого счета подтверждающую остаток средств фонда кандидата на дату сдачи первого финансового отчета на 3 листах; подписные листы с подписями избирателей на 1 листе и содержащие 14 (четырнадцать) подписей избирателей в поддержку своего выдвижения; протокол об итогах сбора подписей избирателей. При этом, следует отметить, что непосредственно в момент принятия документов для выдвижения и регистрации не производится их проверка, не дается оценка их соответствия действующему законодательству, а подтверждение приема документов никак не может являться доказательством предоставления именно того документа, который необходим в соответствии с законом для выдвижения и регистрации кандидата. Такую оценку дает избирательная комиссия коллегиально на своем заседании после проверки всех представленных документов.
Сделать вывод о наличии или отсутствии документа только по тексту «подтверждения» о приеме документов нельзя.
ДД.ММ.ГГГГ представлен «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования» на 1 листе, сведения об изменениях в сведениях о кандидате ( л.д. 68,69,70).
Доводы заявителя о том, что ею документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования» был представлен ДД.ММ.ГГГГ и по требованию комиссии был представлен повторно, не подтвердился в ходе судебного заседания, бесспорных этому доказательств заявитель не представил.
В соответствии с нормами п. 18 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона Пермского края N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, принимает решение о регистрации кандидата, либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата, является согласно подпункту "в" пункта 24, статьи 38 указанного выше Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата.
Ссылка заявителя, на то, что в данном случае избирательной комиссии следовало уведомить его о наличии недостатков отчета и предложить восполнить данные недостатки в установленные п.1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон 67-ФЗ), сроки, предусматривающие при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, известить об этом кандидата, является несостоятельной.
Данная норма Федерального закона предоставляет кандидатам и избирательным объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не предусматривая возможность предоставления дополнительных документов, т.е. избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
В соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", п. "в" ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации, поэтому решение территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в регистрации заявителю по основанию не представления на регистрацию первого финансового отчета следует признать законным.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Частинского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, обязании Территориальной избирательной комиссии Частинского муниципального района зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты Земского собрания Частинского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в с.Частые Большесосновского районного суда
Судья подпись И.А.Аликина