ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-365/2016 от 04.04.2016 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Гражданское дело <...>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<...> года <...>

<...> городской суд <...> в составе:

Председательствующего судьи ФИО5

при секретаре судебного заседанияФИО3,

с участием представителя ответчика администрации <...> поселения по доверенности - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопо иску ФИО1 к администрации <...> городского поселения об оспаривании решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд,

Установил:

ФИО1 обратилась в <...> городской суд с иском к администрации <...> городского поселения об оспаривании решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

В обоснование своих требований, истец указывает, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от <...> серии <...>, она являетсясобственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 887,0 кв.м., кадастровый <...>, для индивидуального жилищного строительства.

На основании постановления администрации <...> городского поселения от <...><...> «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд», было принято решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <...> (п.1 п.п. 10), для муниципальных нужд <...> городского поселения <...>.

Считает указанное постановление незаконным и нарушающим ее права. Просит суд признать постановление администрации <...> городского поселения от <...><...> «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд» в части изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 887,0 кв.м., кадастровый <...> (п.1 п.п. 10) — незаконным.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, ходатайствовалао рассмотрении дела в ее отсутствие. На исковых требованиях настаивала.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика- администрации <...> городского поселения ФИО4, в судебном заседании не признал исковые требования и просил отказать в их удовлетворении, пояснил суду, чторешением <...> городского суда от <...>, был признан бесхозным ливневый канал, протяженностью 1,2 км., расположенный в <...><...> от <...> до <...> городского поселения обязали взять на баланс ливневый канал. При обращении в регистрационную палату было выявлено, что ливневый канал расположен на территории земельных участков, которые находятся в собственности, или аренде у третьих лиц. В целях исполнения решения суда, было вынесено обжалуемое постановление.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает необходимым удовлетворить исковое заявление по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 887,0 кв.м., кадастровый <...> для индивидуального жилищного строительства, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от <...> серии <...>.

Постановлением администрации <...> городского поселения <...> от <...><...>, утвержден градостроительный план земельного участка, площадью 887,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Собственнику земельного участка ФИО1, <...>, администрацией выдано разрешение№<...> на строительство индивидуального жилого дома, размером 20,00 х 13,00 м., на земельном участке по адресу: <...>.

Указанные акты принимались администрацией <...> поселения за полгода до даты принятия решения об изъятии (<...>), то есть, в срок обязательного уведомления о принятии решения об изъятии земельного участка.

Являясь собственником указанного земельного участка, ФИО1 своевременно вноситналоги, содержит участок в должном санитарном порядке, использует его по целевому назначению. В текущем году,она планирует начать строительство жилого дома.

На основании постановления администрации <...> городского поселения от <...><...> «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд», было принято решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <...> (п.1 п.п. 10), для муниципальных нужд <...> городского поселения <...>.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ЗК РФ, изъятие, в том числе, путем выкупа, земельных участков для государственных, или муниципальных нужд, осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 55 ЗК РФ, принудительное отчуждение земельного участка для государственных, или муниципальных нужд, может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Согласно п. 3 ст. 55 ЗК РФ, порядок выкупа земельного участка для государственных, или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных, или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных, или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных, или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

В силу ст. 11 ЗК РФ, изъятие, в том числе, путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.

В соответствии с положениями ст. 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных, или муниципальных нужд, путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации, или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных, или муниципальных нужд, принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных, или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений, определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка, должен быть, не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления, допускается только с согласия собственника.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных, или муниципальных нужд, подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка, должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

При этом, согласно ст. 49 ЗК РФ, изъятие, в том числе, путем выкупа, земельных участков для государственных, или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального, или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Как следует из оспариваемого постановления, земельный участок по адресу: <...>, принадлежащий на праве собственности ФИО1,изымается в целях исполнения решения <...> суда от <...>, для размещения ливневого канала, являющегося природно-антропогенным объектом.

Суд принимает доводы истца о том, что указанное в оспариваемом постановлении основание "для размещения ливневого канала", не соответствует принципу исключительности, установленному ст. 49 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, решение об изъятии является незаконным.

Кроме того, в нарушение п. 3 ст. 279 ГК РФ, устанавливающего обязанность для любого уполномоченного органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, письменно уведомить об этом собственника такого участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия, собственник ФИО1 уведомлена не была. Согласия на изъятие указанного земельного участка, администрация не получала.

О принятии решения об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <...>, истец узнал из письма администрации <...> поселения от <...><...>, которое получил по почте.

Таким образом, отсутствие в оспариваемом постановлении даты предполагаемого изъятия, а также, отсутствие уведомления собственника и арендатора о предстоящем изъятии земельного участка не менее, чем за год до принятия решения, влечет за собой признание постановления незаконным.

Более того, решение суда, во исполнение которого был изъят спорный участок, было принято <...>. Несмотря на это, спустя полтора года, <...>, администрацией <...> поселения был утвержден градостроительный план земельного участка, площадью 887,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>, а спустя два года <...>ФИО1 выдано разрешение на строительство.

Таким образом, суд признает, что постановление администрации <...> поселения от <...><...> «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд», в части изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <...>, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы истца, как собственника указанного земельного участка.

Согласно ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа, или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону, или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

При этом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа, или органа местного самоуправления, недействительным, являются, одновременно как его несоответствие закону, или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, имеются основания для признания постановления администрации <...><...> поселения от <...><...> «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд» в части изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <...> незаконным, так как имеются в совокупности два условия:

1) постановление администрации, в части изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <...>, не соответствует требованиям ст. 49 ЗК РФ, ст.ст. 279-281 ГК РФ,

2) нарушает право административного истца на использование земельного участка по его целевому назначению, ведению строительства <...> Лабинского городского поселения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление ФИО1 к администрации <...> поселения об оспаривании решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд- удовлетворить.

Признать постановление администрации <...> поселения от <...><...> «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд» в части изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 887,0 кв.м., кадастровый <...> (п.1 п.п. 10) — незаконным.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию <...>вого суда, через <...> суд.

Судья:___________________________ФИО6