ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-365/2016 от 19.07.2016 Алтайского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-365/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Алтайское 19 июля 2016 года

Алтайский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Карань Л. П.,

при секретаре Кочтыговой С. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю к администрации Старобелокурихинского сельсовета Алтайского района Алтайского края, администрации Макарьевского сельсовета Алтайского района Алтайского края, ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по <адрес> через представителя по доверенности ФИО4 обратилось в суд с иском, к администрации Старобелокурихинского сельсовета <адрес>, администрации Макарьевского сельсовета <адрес>, ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что при проведении работ по актуализации базы данных государственного кадастра недвижимости в реестре объектов недвижимости было выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 22:02:240002:222, поставленного на кадастровый учет в 2006 году на основании заявления ФИО1, с границами административно-территориального деления (муниципальных образований) Старобелокурихинского и Макарьевского сельсоветов <адрес>. В целях исправления кадастровой ошибки в адрес ответчиков были направлены уведомления о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, однако ответчики каких-либо действий по исправлению ошибки не произвели.

В связи с указанным истец просит обязать соответчиков исправить кадастровую ошибку, воспроизведённую в сведениях ГКН в виде пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 22:02:240002:222 с границами административно-территориального деления (муниципальных образований) Старобелокурихинского и Макарьевского сельсоветов <адрес> путём обращения в орган кадастрового учёта с заявлением об учёте изменений и межевым планом, подготовленным по результатам исправления кадастровой ошибки, либо путём направления в установленном законом порядке плана, содержащего сведения об изменении границ муниципальных образований.

Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещён, в телефонограмме ФИО4 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, на заявленных требованиях настаивала в полном объёме по изложенным в иске основаниям.

Соответчики администрация Старобелокурихинского сельсовета <адрес>, администрация Макарьевского сельсовета <адрес> явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, главы администраций ФИО5 и ФИО6 в телефонограммах сообщили о занятости на работе, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражали против заявленных истцом требований, пояснив, что их вина в воспроизведённой в сведениях ГКН кадастровой ошибки отсутствует.

Соответчик ФИО1 в судебном заседании, возражая против иска, пояснила, что кадастровая ошибка допущена не по её вине, поэтому нести дополнительные расходы на её исправление она не намерена.

Выслушав соответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту - Закон о кадастре), государственным кадастровым учётом недвижимого имущества (далее - кадастровый учёт) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтённых объектах недвижимого имущества.

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости (ч. 1 ст. 3 Закона о кадастре).

При этом, частью 2 названной статьи предусмотрено, что полномочия органа кадастрового учёта на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделённые в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учёта. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

В соответствии с Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/93 полномочия органа кадастрового учёта переданы федеральным государственным учреждениям «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации.

Во исполнение приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации и в соответствии с Планом мероприятий по реорганизации подведомственных Росреестру федеральных бюджетных учреждений, утверждённым распоряжением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № Р/120, ДД.ММ.ГГГГ завершена процедура реорганизации ФБУ «Кадастровая палата» по субъектам РФ в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра».

На территории <адрес> функции органа кадастрового учёта выполняет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, который осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале, утверждённого приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу Закона о кадастре объекты недвижимости подлежат постановке на кадастровый учёт с присвоением им индивидуальных характеристик. Законом о кадастре определён порядок и особенности кадастрового учёта, орган, осуществляющий данную деятельность, а также регламентируется кадастровая деятельность (деятельность кадастровых инженеров), в ходе которой определяется местоположение объектов недвижимости и объектов землеустройства.

Исходя из требований Закона о кадастре, земельный участок должен быть индивидуализирован на местности. При этом границы земельного участка должны быть описаны и удостоверены посредством проведения в отношении конкретного земельного участка кадастровых работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.

Земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определённой вещи (ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ).

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учётом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учётом такого документа (ч. 10 ст. 38 Закона о кадастре).

В процессе осуществления возложенных на орган кадастрового учёта полномочий по осуществлению государственного кадастрового учёта, действуя в защиту публичных интересов, филиалом проводится работа но выявлению и устранению кадастровых ошибок, содержащихся в сведениях ГКН, посредством обращения органа кадастрового учёта в суд для исправления кадастровых ошибок, содержащихся в сведениях ГКН.

Состав сведений государственного кадастра недвижимости определён ч. 2 ст. 1, ст. ст. 7-12 Закона о кадастре.

Так, в силу названных норм, в ГКН вносятся сведения: об объектах недвижимости (земельных участках, объектах капитального строительства), а также сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение (Сельский совет), муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» территории муниципальных образований относятся к объектам землеустройства.

В соответствии п. 3 ч. 1, ч. ч. 5, 6 ст. 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном порядке, обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений об установлении или изменений границ муниципального образования, с обязательным приложением карта (план) объекта землеустройства, подготовленного в соответствии с требованиями, установленными Законом о землеустройстве.

Так, в соответствии с вышеназванными нормами права в 2010 в ГКН были внесены сведения о единице административно-территориального деления (муниципальном образовании) - Старобелокурихинский сельсовет <адрес>, с учётным номером 2592077 и о единице административно-территориального деления (муниципальном образовании) - Макарьевский сельсовет <адрес>, с учётным номером 2592043.

Как установлено судом, сведения о границах вышеуказанных муниципальных образованиях вносились в ГКН на основании следующих документов:

постановления <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О законе <адрес> «О статусе и границах муниципальных образований <адрес>»;

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О статусе и границах муниципальных образований <адрес>»;

Сопроводительного письма Управления Роснедвижимости по <адрес> от 02.04.2008 дсп «О направлении материалов территориального землеустройства, план границ муниципальных образований, каталог координат поворотных точек муниципальных образований на все районы <адрес>» с приложением от ДД.ММ.ГГГГдсп к письму «Проект территориального землеустройства, план границ муниципального образования, каталог координат поворотных точек Алтайского, Бийского, Быстроистокского, Зонального, Солонешенского, Солтонского, Петропавловского, Троицкого, <адрес>ов и городов Бийска и Белокуриха» Диск CO-R инв. (объёмом 441Мб);

сопроводительного письма Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О границах муниципальных образований края»;

письма Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЭЛ- 00987-МБ «О получении материалов из фонда данных» диск CD-R, ДСЩ объёмом 41.1);

каталога координат поворотных точек муниципальных образований <адрес>, система координат МСК-22 (Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДСП (Объём 41,1Мб).

В ГКН также содержатся сведения об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 22:02:240002:222, расположенном по адресу: <адрес>, в административных границах Макарьевского сельсовета, уточнённой площадью 1 093 700 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для сельхозпроизводства, статус объекта - «ранее учтённый». Способ образования не определен. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о правах в ГКН отсутствуют.

Земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2006 году на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке земельного участка на кадастровый учёт с приложением Плана земельного участка, содержащего сведения о местоположении границ указанного земельного участка.

При проведении Филиалом работ по актуализации базы данных государственного кадастра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в реестре объектов недвижимости было выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 22:02:240002:222 с границами административно- территориального деления (муниципальных образований): Старобелокурихинского и Макарьевского сельсоветов <адрес>.

В связи с выявлением указанного пересечения (кадастровой ошибки в сведениях ГКН) Филиалом был составлен протокол выявления кадастровой ошибки от ДД.ММ.ГГГГ и было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре.

В целях исправления выявленной ошибки в адрес соответчиков были направлены уведомления о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

Поскольку причиной пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 22:02:240002:222 с границами административно-территориального деления (муниципальных образований): Старобелокурихинского и Макарьевского сельсоветов <адрес> являются ошибочные сведения о местоположении их границ в документах, представленных на государственный кадастровый учёт, то в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре, внесённые сведения являются воспроизведённой в ГКН кадастровой ошибкой, которая подлежит исправлению.

Порядок исправления кадастровой ошибки установлен ч. ч. 4, 5 ст. 28 Закона о кадастре.

Также ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре установлено, что при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях орган кадастрового учёта принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чём состоит необходимость исправления такой ошибки.

Воспроизведённая в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях), исправляется в порядке, установленном для государственного кадастрового учёта изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Так, органом кадастрового учёта ДД.ММ.ГГГГ принято решение о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, которое было направлено правообладателям. Срок, отведённый им для обращения в орган кадастрового учёта для исправления кадастровой ошибки истёк.

Вместе с тем, в силу положений ч. 7 ст. 28 Закона о кадастре, по истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 5 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учёта вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя.

В течение пяти рабочих дней со дня исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган кадастрового учёта обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способом, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 8 ст. 28 Закона о кадастре).

Из анализа положений указанных норм права следует, что истец вправе самостоятельно устранить кадастровую ошибку.

Кроме того, орган кадастрового учёта вправе обратиться в суд с иском об исправлении кадастровой ошибки.

При этом положения вышеуказанного закона не предоставляют истцу право на обращение в суд с иском о понуждении правообладателей земельных участков устранить кадастровую ошибку путём предоставления документов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что иск ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю к администрации Старобелокурихинского сельсовета Алтайского района Алтайского края, администрации Макарьевского сельсовета Алтайского района Алтайского края, ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алтайский районный суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Л. П. Карань

Решение в окончательной форме составлено 25 июля 2016 г.

Председательствующий Л. П. Карань