ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-365/2023 от 26.07.2023 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2-365/2023

26RS0015-01-2023-000370-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2023 года г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе судьи Деевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анжеровской К.В.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Ипатовского района Курилова С.А.,

представителя ответчиков ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» и Ипатовского филиала ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-365/2023 по исковому заявлению прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И. в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» и Ипатовскому филиалу ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» об обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор Ипатовского района Мануйлов А.И. обратился в суд с иском, в последствии уточненном, в котором просит обязать ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» и Ипатовский филиал ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс», в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оборудовать приборами (узлами) учета тепловой энергии котельные:

п/п

наименование котельной

адрес, по которому расположен объект

ул. Циолковского, 8а, г. ФИО2

ул. Гагарина, 106, г. ФИО2

ул. Степная, 5, г. ФИО2

ул. Голубовского, 295, г. ФИО2

ул. Первомайская, 46/а, г. ФИО2

ул. Орджоникидзе, 123/а, г. ФИО2

ул. Юбилейная, 4/а, г. ФИО2

ул. Орджоникидзе, 116, г. ФИО2

ул. Келдыша, 15/б, г. ФИО2

ул. Гагарина, 106/б, г. ФИО2

ул. Гагарина, 66, г. ФИО2

ул. Квартальная, 12/а, п. Советское Руно, Ипатовский городской округ СК

ул. Ленина, 159/а, с. Октябрьское, Ипатовский городской округ СК

ул. 60 лет ВЛКСМ 3, с. Лиман, Ипатовский городской округ СК

пер. Ротко, 26, с. Тахта, Ипатовский городской округ СК

пер Квартальный, 13, п. Красочный, Ипатовский городской округ

ул. Советская, 7, п. Большевик, Ипатовский городской округ СК

ул. Олимпийская, 17, п. Винодельненский, Ипатовский городской округ СК

ул. 60 лет СССР 30, с. Добровольное, Ипатовский городской округ

ул. Орджоникидзе, 179, г. ФИО2

ул. Ленина 103, г. ФИО2

В обоснование доводов иска указывая, что Прокуратурой района в истекшем периоде 2023 года проведен анализ исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которого установлено, что должностными лицами ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Ипатовского филиала не в полном объеме выполнены требования закона в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Так, на территории Ипатовского городского округа расположены 28 котельных, которые переданы на баланс и обслуживаются Ипатовским филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго»:

п/п

наименование котельной

адрес, по которому расположен объект

ул. Циолковского, 8а, г. ФИО2

ул. Гагарина, 106, г. ФИО2

ул. Степная, 5, г. ФИО2

ул. Голубовского, 295, г. ФИО2

ул. Первомайская, 46/а, г. ФИО2

ул. Орджоникидзе, 123/а, г. ФИО2

ул. Юбилейная, 4/а, г. ФИО2

ул. Орджоникидзе, 116, г. ФИО2

ул. Келдыша, 15/б, г. ФИО2

ул. Гагарина, 106/б, г. ФИО2

ул. Гагарина, 66, г. ФИО2

ул. Квартальная, 12/а, п. Советское Руно, Ипатовский городской округ СК

ул. Ленина, 159/а, с. Октябрьское, Ипатовский городской округ СК

ул. 60 лет ВЛКСМ 3, с. Лиман, Ипатовский городской округ СК

пер. Ротко, 26, с. Тахта, Ипатовский городской округ СК

пер Квартальный, 13, п. Красочный, Ипатовский городской округ СК

ул. Советская, 7, п. Большевик, Ипатовский городской округ СК

ул. Олимпийская, 17, п. Винодельненский, Ипатовский городской округ СК

ул. 60 лет СССР 30, с. Добровольное, Ипатовский городской округ СК

ул. Орджоникидзе, 179, г. ФИО2

ул. Ленина 103, г. ФИО2

ул. Гагарина 123 г. ФИО2

ул. Голубовского, 137, г. ФИО2

ул. Ленина 88, г. ФИО2

пер. Музыкальный, 1, с. Бурукшун, Ипатовский городской округ СК

ул. Ипатова, 129, с. Кевсала, Ипатовский городской округ СК

ул. Газгородок, с. Кевсала, Ипатовский городской округ СК

ул. Школьная 30а, г. ФИО2

Указанные котельные являются действующими, обеспечивают подачу тепловой энергии на объекты вверенных участков.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Однако, установлено, что котельные, расположенные в населенных пунктах Ипатовского городского округа и обслуживаемые Ипатовским филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго», не оборудованы приборами (узлами) учета тепловой энергии, за исключением: № 2102 по ул. Гагарина 123 г. Ипатово; № 2106 «СШ № 6» ул. Голубовского, 137, г. Ипатово; № 2110 по ул. Ленина 88, г. Ипатово; № 2124 «Бурукшун» пер. Музыкальный, 1, с. Бурукшун, Ипатовский городской округ; № 2125 «Кевсала» ул. Ипатова, 129, с. Кевсала, Ипатовский городской округ; № 2132 по ул. Газгородок, с. Кевсала, Ипатовский городской округ; № 2135 по ул. Школьная 30а, г. Ипатово.

Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии возможности безучетного использования тепловой энергии, что создает предпосылки к взиманию дополнительной платы с населения – потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирных домах, которые расположены в населенных пунктах на территории Ипатовского городского округа.

Указанное обстоятельство является недопустимым, поскольку нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение коммунальными услугами надлежащего качества и по установленным тарифам.

В судебном заседании представитель истца - прокурор Курилов С.А. исковые требования, с учетом уточнений в сроках исполнения решения суда, подержал в полном объёме по основаниям в нем изложенным.

В судебном заседании представитель ответчиков ФИО1 исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, по доводам, изложенным в ее письменных возражениях на иск, которые приобщены к материалам дела.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Ипатовского района Ставропольского края в истекшем периоде 2023 года проведен анализ исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которого установлено, что должностными лицами ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Ипатовского филиала не в полном объеме выполнены требования закона в части энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

На территории Ипатовского городского округа расположены 28 указанных выше котельных, которые переданы на баланс и обслуживаются Ипатовским филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго», которые являются действующими, обеспечивают подачу тепловой энергии на объекты вверенных участков.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем 2 кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70% и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение 3 лет.

В силу требований ч. 4 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Установлено, что в нарушение перечисленных требований действующего законодательства котельные, расположенные в населенных пунктах Ипатовского городского округа и обслуживаемые Ипатовским филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго», не оборудованы приборами (узлами) учета тепловой энергии, за исключением котельных № 2102 по ул. Гагарина 123 г. Ипатово; № 2106 «СШ № 6» ул. Голубовского, 137, г. Ипатово; № 2110 по ул. Ленина 88, г. Ипатово; № 2124 «Бурукшун» пер. Музыкальный, 1, с. Бурукшун, Ипатовский городской округ; № 2125 «Кевсала» ул. Ипатова, 129, с. Кевсала, Ипатовский городской округ; № 2132 по ул. Газгородок, с. Кевсала, Ипатовский городской округ и № 2135 по ул. Школьная 30а, г. Ипатово.

Что в данном случае свидетельствует о наличии возможности безучетного использования тепловой энергии, создает предпосылки к взиманию дополнительной платы с населения – потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирных домах, которые расположены в населенных пунктах на территории Ипатовского городского округа, что является недопустимым.

Вместе с тем, судом установлено, следует из представленных материалов дела, согласно Положению Ипатовского филиала ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» от 17.12.2019, что Ипатовский филиал государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс», создан на основании распоряжения министерства имущественных отношений Ставропольского края от 20.02.2002 № 134 «Об открытии филиалов предприятия», а также приказа министерства ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края от 14.02.2002 № 36, приказа ГУП «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» от 15.02.2002 № 3-а, юридическим лицом не является, полное наименование юридического лица – Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс».

Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежит в соответствии с Законом № 190-ФЗ государственному регулированию.

На территории Ипатовского городского округа Ставропольского края расположены объекты теплоснабжения (котельные), принадлежащие ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на праве хозяйственного ведения № 21-01, по адресу: <...> а; № 21-04, по адресу: <...> в; № 21-05, по адресу: <...>, по адресу: <...>, по адресу: <...>/а; № 21-11, по адресу: <...>, по адресу: <...> а; № 21-13, по адресу: <...>, по адресу: <...> б; № 21-17, по адресу: <...> б; № 21-20, по адресу: Ипатовский городской округ, п.ос. Советское Руно, ул. Квартальная, 12 а; № 21-21, по адресу: Ипатовский городской округ, ул. Ленина, 159 а; № 21-22, по адресу: Ипатовский городской округ, <...> ВЛКСМ, 3; нежилое здание, расположенное по адресу: Ипатовский городской округ, <...>; нежилое здание, расположенное по адресу: Ипатовский городской округ, <...>, по адресу: Ипатовский городской округ, <...>, по адресу: Ипатовский городской округ, <...> СССР, 30; административное здание, расположенное по адресу: <...>. Котельные № 21-18, по адресу: <...> и № 21-27, по адресу: Ипатовский городской округ, <...> не принадлежат ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на праве хозяйственного ведения, а находятся во временном пользовании на основании заключенных договоров. Котельная № 21-17 а, расположенная по адресу: <...>, является блочной, и числится на балансе ответчика как объект движимого имущества.

В соответствии с положениями ст.ст. 12, 38, 56 и ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (ст.ст. 55 и 67 ГПК РФ).

Обосновывая исковые требования, прокурор ссылается на допущенные со стороны ГУП СК «Крайтеплоэнерго» нарушения действующего законодательства в части не оборудования приборами (узлами) учета тепловой энергии котельных, указанных в иске.

Суд находит несостоятельными доводы истца о том, что выявленные нарушения свидетельствуют о наличии возможности безучетного использования тепловой энергии, что создает предпосылки к взиманию дополнительной платы с населения-потребителей коммунальной услуги, проживающих в МКД, расположенных в населенных пунктах на территории Ипатовского городского округа, и, как следствие, данное обстоятельство нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение коммунальными услугами надлежащего качества и по установленным тарифам, ввиду неправильного толкования норм права, и основанных на предположениях («возможности безучетного использования тепловой энергии», «создание предпосылок к взиманию дополнительной платы с населения»).

Из указанных доводов следует, что отсутствие приборов учета тепловой энергии на котельных нарушает права конкретной категории потребителей коммунальных услуг — население, проживающее в многоквартирных домах.

Однако потребителями, получающим тепловую энергию от котельных №№ 21-07, 21-13, 21-21, 21-23, 21-28, 21-29, являются юридические лица и ИП, а котельная № 21-31 не имеет потребителей, что также усматривается из представленного перечня потребителей.

Рассматривая исковые требования прокурора по данным котельным, суд приходит к следующим выводам.

Юридические лица, ИП, с которыми ГУП СК «Крайтеплоэнерго» заключены договоры (контракты) на поставку тепловой энергии, имеют статус потребителей в силу норм действующего законодательства, которые обладают вещным правом на отапливаемый объект недвижимости, получают тепловую энергию от котельных, производят оплату за поставленный ресурс по тарифам, установленным для ГУП СК «Крайтеплоэнерго» региональной тарифной комиссией Ставропольского края, на основании приборов учета тепловой энергии потребителя.

Таким образом, соответствующие договорные отношения возникают между ГУП СК «Крайтеплоэнерго» и потребителями (юридическими лицами, ИП).

Пунктом 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ). К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).

Правовые отношения по поставке (купле-продаже) тепловой энергии в целях теплоснабжения и горячего водоснабжения между ГУП СК «Крайтеплоэнерго», как теплоснабжающей организацией, и потребителями (юридическими лицами) оформляются договором (контрактом) на поставку тепловой энергии, предусматривающим перечень прав и обязанностей для сторон.

Согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Перечень лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых может обратиться в суд с заявлением прокурор, прямо предусмотрен ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и расширительному толкованию не подлежит. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст.ст. 1,2,9 ГК РФ, недопустимо.

С учетом изложенного, требования иска об обязании ответчиков оборудовать приборами (узлами) учета тепловой энергии котельные №№ 21-07, 21-13, 21-21, 21-23, 21-28, 21-29, 21-31, суд находит не подлежащими удовлетворению.

Относительно исковых требований истца об обязании ГУП СК «Крайтеплоэнерго» оборудовать приборами (узлами) учета тепловой энергии котельные №№ 21-01, 21-04, 21-05, 21-08, 21-11, 21-12, 21-15, 21-17, 21-18, 21-20, 21-22, 21-26, 21-27, 21-17 а, суд также считает их не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Статья 19 Закона № 190-ФЗ о теплоснабжении регламентирует вопросы организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 19 указанного Закона, количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона о теплоснабжении, владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

При этом частью 6 статьи Закона предусмотрено, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Частями 1,2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно ч. 4 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Следуя буквальному толкованию вышеприведенных положений ст. 13 Закона № 261-ФЗ (частей 1,2,4) законодательством определено, какие объекты подлежат оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, к которым отнес объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы. Кроме того законодателем определено кем должны быть оснащены такие объекты, какие приборы учета должны быть установлены на таких объектах («приборы учета используемых энергетических ресурсов»).

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Часть 9 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, на которую ссылается истец, в обоснование своих доводов, регламентирует, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из буквального толкования частей 8,9 ст.13 Закона № 261-ФЗ следует, что речь в них идет о том, что с указанной даты ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, на объектах потребителей, использующих такие энергетические ресурсы.

Порядок расчетов за поставленные энергоресурсы потребителю зависит от схемы расположения и балансовой принадлежности источников теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, которые устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно абз. 2 Правил, вступивший в силу с 05.12.2021, при определении объемов потерь тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в отношении тепловых сетей, по которым осуществляется передача тепловой энергии в многоквартирные дома и (или) жилые дома, применяются нормы Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", а в случае предоставления единой теплоснабжающей организацией коммунальных услуг - Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Кроме того, согласно п. 111 раздела IV указанных Правил, в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

Из изложенного следует, что к правоотношениям между ресурсоснабжающей организацией и потребителями (гражданами, управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, СПК) порядок определения объема потерь тепловой энергии, объема оказанных услуг по передаче тепловой энергии, объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя, установленный Правилами № 1034, с 05.12.2021 г. не применяется, а применяются специальные нормативные правовые акты.

Взаимоотношения по поставке тепловой энергии на нужды отопления между ГУП СК «Крайтеплоэнерго» и населением регулируются жилищным законодательством, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

В соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства, Правил № 354, расчеты с населением, являющимися потребителями коммунальных услуг, ГУП СК «Крайтеплоэнерго» производит по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам потребления коммунальных услуг.

В частности с ч. 1 ст. 157 жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют порядок установления таких нормативов и требования к их формированию.

Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Приборы учета используемых энергетических ресурсов устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (ч. 2 ст. 19 закона № 190-ФЗ).

В отношениях с потребителями (физическими лицами) по поставке тепловой энергии границей балансовой принадлежности (внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения), является внешняя граница стены многоквартирного дома (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, Правил № 354, в их взаимосвязи, расчеты с потребителями, проживающими в МКД, оборудованных ОДПУ, за поставленную тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, теплоснабжающая организация производит на основании приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности сторон (в частности такой границей является стена многоквартирного дома).

С учетом изложенного, установление приборов учета тепловой энергии в котельных не будет приниматься при расчетах с потребителями (физическими лицами), так как обязанность потребителей производить оплату ресурса по показаниям таких приборов учета, действующими нормативными правовыми актами РФ не предусмотрена.

В соответствии с частью 5 ст. 15 Закона № 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к тепловой сети, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения.

В Постановлении Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" разъяснено понятие точки поставки, под которой понимается место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежит в соответствии с Законом № 190-ФЗ государственному регулированию. Все затраты предприятия, понесенные им в связи с осуществлением основного вида деятельности, в случае признания их обоснованными регулирующим органом, должны быть включены последним в тариф для ГУП СК «Крайтеплоэнерго».

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Письмом № 07/1-3302 ГУП СК «Крайтеплоэнерго» обращалось в региональную тарифную комиссию Ставропольского края за разъяснениями относительного того как влияет наличие или отсутствие приборов учета тепловой энергии в котельных для потребителей и на его размер и каким образом, повлияют ли на размер тарифа на тепловую энергию для потребителей ГУП СК «Крайтеплоэнерго» понесенные им расходы на приобретение и установку приборов учета тепловой энергии на котельных предприятия. Из ответа на которое, РТК Ставропольского края от 26.10.2022 г. № РТК-02-06/2477 сообщила, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных п. 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 (далее — Основы № 1075). Если по данным, представленным регулируемой организацией, боле 75 % процентов фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий период (речь идет о приборах учета тепловой энергии, установленных у потребителя), то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации (абзац 4 пункта 90 Основ № 1075).Соответственно, при расчете тарифов на тепловую энергию учитывается норматив потерь, за исключением случаев, в которых оснащение приборами учета тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, составляет свыше 75 %. При указанном уровне оснащения приборами учета в расчете тарифов учитываются фактические потери с применением к ним динамики снижения до нормативной величины.

Таким образом, при тарифном регулировании существенное значение имеет оснащение приборами тепловой энергии потребителей коммунальных ресурсов.

Кроме того РТК Ставропольского края указано, что увеличение затрат ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на приобретение приборов учета тепловой энергии для установки в котельных отразится на тарифах для потребителей, а также на расходах бюджета Ставропольского края в виде предоставления субсидий теплоснабжающей организации на уплату части потерь в доходах организации при установлении тарифов для населения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие приборов учета тепловой энергии на указанных котельных не влечет нарушение прав и законных интересов граждан, соответствующих доказательств истцом не представлено, не установлено таковых и судом.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Ипатовского района Ставропольского края.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И., об обязании ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» и Ипатовский филиал ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс», в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оборудовать приборами (узлами) учета тепловой энергии котельные:

п/п

наименование котельной

адрес, по которому расположен объект

ул. Циолковского, 8а, г. ФИО2

ул. Гагарина, 106, г. ФИО2

ул. Степная, 5, г. ФИО2

ул. Голубовского, 295, г. ФИО2

ул. Первомайская, 46/а, г. ФИО2

ул. Орджоникидзе, 123/а, г. ФИО2

ул. Юбилейная, 4/а, г. ФИО2

ул. Орджоникидзе, 116, г. ФИО2

ул. Келдыша, 15/б, г. ФИО2

ул. Гагарина, 106/б, г. ФИО2

ул. Гагарина, 66, г. ФИО2

ул. Квартальная, 12/а, п. Советское Руно, Ипатовский городской округ СК

ул. Ленина, 159/а, с. Октябрьское, Ипатовский городской округ СК

ул. 60 лет ВЛКСМ 3, с. Лиман, Ипатовский городской округ СК

пер. Ротко, 26, с. Тахта, Ипатовский городской округ СК

пер Квартальный, 13, п. Красочный, Ипатовский городской округ

ул. Советская, 7, п. Большевик, Ипатовский городской округ СК

ул. Олимпийская, 17, п. Винодельненский, Ипатовский городской округ СК

ул. 60 лет СССР 30, с. Добровольное, Ипатовский городской округ

ул. Орджоникидзе, 179, г. ФИО2

ул. Ленина 103, г. ФИО2

отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ипатовский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательном виде. Мотивированное решение принято 02.08.2023.

Судья